Процент износа основных производственных средств по группам.
Из таблицы видно, что наибольший износ у группы «сооружения», который составляет 53,6% от общего износа, у транспортных средств износ составил 27,3% - второй по величине. У остальных групп удельный вес износа в общей сумме износа незначителен. Улучшение технического состояния основных фондов происходит за счет ввода в эксплуатацию новых объектов, ликвидации основных средств, износившихся или пришедших в ветхое состояние, поступление основных фондов, имеющих сумму износа меньшую, чем основные фонды, переданные другим предприятиям. Под влиянием этих факторов изменяются как величины основных фондов, так и сумма износа. На уменьшение суммы износа основных фондов наибольшее влияние оказывает капитальный ремонт, выполняемый за счет средств амортизационного фонда. Важное значение имеет выявление основных фондов, подлежащих ликвидации, а также излишних и неиспользуемых основных фондов, которые следует передать другим предприятиям или реализовать в установленном порядке. Списание таких основных фондов, наряду с улучшением общего показателя технического состояния основных фондов, остающихся в распоряжении отделения дороги, ведет, во-первых, к уменьшению суммы амортизационных отчислений, а следовательно, к снижению себестоимости перевозок, во-вторых, к уменьшению суммы взносов из прибыли в виде платы за производственные фонды. Все это приводит к повышению прибыли и уровня рентабельности.
Коэффициент годности определяется, как 1993г.
1997г.
1998г.
коэффициент выбытия рассчитывается, как 1993г.
1997г.
1998г.
Показатель оборачиваемости основных фондов исчисляется путем отношения величины перенесенной стоимости (амортизации) за год к среднегодовой стоимости основных фондов. Длительность одного оборота То в днях определяется по формуле: где: - среднегодовая стоимость основных фондов; А – амортизационные отчисления за год. 1997г. дней = 34,5 года 1998г. дней = 34,2 года Все эти коэффициенты дают оценку состояния и движения основных фондов, которая имеет непосредственную связь с показателями использования основных фондов. Улучшение использования основных фондов выражается натуральными и стоимостными показателями. Оценка использования основных фондов натуральными показателями производится главным образом показателями подвижного состава. Денежная оценка этих показателей позволяет судить о степени использования основных фондов. На самом деле основные фонды железных дорог используются не в отрыве друг от друга, а комплексно, в тесной связи друг с другом. Особое значение при этом имеет наиболее полное использование подвижного состава. Чем полнее используются локомотивы и вагоны, тем лучше используются и постоянные устройства железных дорог. Рассмотрим движение основных производственных фондов в таблице 4.3. Таблица 4.3.
Анализ расчета приведенный в таблице показывает, что в начале анализируемого периода поступление основных фондов превышает выбытие – вывод, причем в 2,5 раза. Но в 1997 году введение основных производственных фондов примерно сравнялось с их выбытием, что связано с значительным сокращением объем введения новых основных фондов, разница составляет всего 0,13%, в 1998 году общее количество введенных и выбывших основных фондов значительно сократилось из-за снижения введения новых основных фондов (замораживание многих проектов, инфляционные процессы в стране и сокращение объемов перевозок)и выбытия старых, срок службы которых продляется.
Соотношение коэффициентов выбытия и ввода показывает долю новых основных фондов, идущую на простое воспроизводство. Коэффициент замены , характеризующий эту долю, определяется по формуле Анализ расчета в таблице показал, что доля новых основных производственных фондов, идущая на простое воспроизводство, увеличилась, причем почти в три раза. Можно сказать, что процесс ввода опережает выбытие основных фондов. Это свидетельствует о стратегии основных фондов, о наполнении изношенного и ветхого оборудования, которое ухудшает экономические показатели железной дороги, эксплуатационные расходы за счет амортизационных отчислений возрастают. Как свидетельствует анализ литературных источников, процесс выбытия основных фондов должен осуществляться примерно такими же темпами, как процесс обновления. В то же время этот процесс можно объяснить, как увеличение индекса физического объема основных фондов, так и особенностями их учета. Как правило, выбывающие по износу фонды, учитываются по восстановительной стоимости после последней переоценки. А вводимые основные фонды, учитываются по первоначальной стоимости, в ценах последних лет. А в1998 году количество выбывших основных фондов превысило количество поступивших основных фондов, которых теперь не хватает для простого воспроизводства, как следствие общее сокращение основных фондов и снижение темпов развития железной дороги. Оценку движения основных фондов и определение их направленности можно оценить с помощью показателя, характеризующего отношение новых основных фондов, введенных в действие в течение исследуемого периода, к полной стоимости выбывших основных фондов вследствие их ветхости и износа за этот же период.
Внедрение такого показателя в практику работы дороги позволит установить: во-первых, степень превышения новых основных фондов, поступивших за изучаемый период, по сравнению с основными фондами выбывшими вследствие ветхости и износа за этот же период, во-вторых, направление движения основных фондов. Этот показатель принято называть коэффициентом воспроизводства основных фондов. Известно, что в течение срока службы потребительная стоимость и стоимость средств труда не остается неизменной. Наиболее часто употребляемым показателем характеризующим техническое состояние основных фондов, является коэффициент износа основных фондов, который определяется по следующей формуле:
где: - сумма износа ОФ; - стоимость фондов на начало (конец) года, или среднегодовая стоимость. Кроме того, рассчитывается коэффициент годности , который показывает, какую долю составляет остаточная стоимость основных производственных фондов от первоначальной. Приведем расчет коэффициента и , по анализируемой дороге.
Расчет показал, что на дороге за период с 97 года по 98 год наблюдается рост износа основных фондов, за год он возрос на 3,27%. Следовательно наблюдается процесс старения основных фондов. Износ основных фондов тесно связан со сроком их службы. Если известна полная стоимость всех основных фондов и сумма амортизационных отчислений, то можно определить средний срок службы основных фондов. Определение полного срока службы исчисляется по формуле: , где: - расходы на полное восстановление за истекший срок службы: ; оставшийся срок службы: Расчет среднего срока службы ОФ
Из таблицы видно, что полный срок службы основных производственных фондов составил в 97 34,5 года, в 98 34,2 года, оставшийся срок службы в 97 году 18,7 лет, а в 98 году 17,4 года. Представленные данные еще раз говорят о том, что на дороге наблюдается усиленный процесс старения основных производственных фондов, а это естественно вызывает значительные затраты на текущий и капитальные ремонты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|