Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основа и условия взаимосвязи науки и философии




 

Наука и философия тесно взаимосвязаны. Еще с эпохи античности, высоко ценившей единство разума и нравственности, европейская традиция связывала философию с наукой. Эти формы общественного сознания возникли в Древней Греции. Выросли они из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились.

В соотношении философии и науки различают три основных исторических периода и три типа отношений.

В первом историческом периоде было первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся натурфилософией и обращенное к самым различным предметам. Наряду с данными конкретных наблюдений, выводами практики, начатками различных наук оно охватывало обобщенные размышления людей о мире и о себе, об обществе. Первичное знание заключало в себе одновременно пранауку и прафилософию.

Во втором периоде произошла специализация знаний, формирование конкретных наук, их отделение от натурфилософии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интен­сивно происходил в XVII - XVIII веках. Новые знания возникают и в наше время и будут формироваться в будущем.

В третьем периоде происходит формирование теоретических разделов целого ряда наук, их постепенная интеграция и синтез.

В течение первых двух периодов знание носило, в основном, опытный, описательный характер. Обобщение, выявление общих закономерностей и тенденций падало на долю философии. Недостаток знания дополнялся весьма умозрительными концепциями и домыслами, которые как бы стояли над фактами. Односторонне используя метод дедукции, объясняя конкретные свойства объектов при помощи общих принципов, сторонники натурфилософии пытались решить такие проблемы, которые требуют специального изучения. Натурфилософия содержала в себе ряд гениальных догадок, но также и много ошибочных положений.

В течение третьего периода многие теоретические задачи, которые решались до этого лишь в умозрительной философской форме, наука стала решать сама. Становится ясно, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения научных данных. Причем с развитием науки, с ее бурным прогрессом потребность в союзе с философией возрастает.

В чем же основы взаимосвязи науки и философии? Окружающая нас действительность многообразна, объекты материального мира обладают различными свойствами. Для их познания требуются усилия всего комплекса современных наук. И каждая конкретная наука познает определенную область действительности. Так физика и химия изучают строение материи и ее свойства, геология изучает происхождение и развитие Земли, ее структуру. В то же время мир един в своей материальности, объективности существования, в наличии определенных законов. В нем действуют не только частные, но и общие законы. Эти наиболее общие законы развития и изучает философия. Философия изучает отношение мышления к материи и наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Другими словами, наука изучает специфические закономерности основных форм движения материи: физической, химической, биологической, социальной, а философия изучает законы, общие для всех этих форм. Поэтому философия и наука связаны между собой как две стороны процесса познания единого объекта – окружающего нас мира. Объективной основой взаимосвязи философии и науки является единство единичного, частного и общего. Всеобщий закон не существует вне и независимо от специфических и частных законов, а проявляется через них. Например, закон перехода количественных изменений в качественные в химии демонстрируется периодической системой элементов Д.И. Менделеева, в физике – при плавлении тел. Закон единства и борьбы противоположностей обнаруживает свое действие в математике как плюс и минус, дифференциал и инте­грал, в химии – диссоциация и ассоциация атомов, в биологии как обмен веществ организма со средой.

Философия не изучает природу и общество непосредственно, она начинает с анализа знания, но не для того, чтобы замкнуться в нем, а для того, чтобы с помощью анализа понятий и законов науки вскрыть более общие законы объективного мира.

Сказанное позволяет сделать вывод о неразрывной связи философии и науки. Причем эта связь является объективной, независимой от воли и признания отдельными исследователями. Некоторые из них могут и не признавать эту связь, игнорировать ее, от этого она не перестает существовать.

Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Какую бы позу не принимали естествоиспытатели, над ними властвует философия. Вопрос лишь в том, желают ли они, чтобы над ними властвовала какая-нибудь скверная модная философия, или же они желают руководствоваться такой формой теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и ее достижениями»1.

Единство философии и науки основано на общей потребности в достоверных знаниях, ибо не только конкретные науки, но и философия подчинена принципу видеть жизнь такой, какая она есть, без всяких посторонних добавлений.

В истории взаимоотношений науки и философии можно увидеть две крайности в оценке роли философии: переоценка и недооценка этой роли.

Первой исторически сложившейся формой воздействия философии на науку была натурфилософия. Недостающие знания дополнялись философскими гипотезами, которые привносились в науку извне. Считалось, что философия изучает сущность мира, получает вечные и абсолютные истины, тогда как наука дает относительные и неполные знания. Так Аристотель полагал, что в отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, философия является учением о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Высоко оценивая теоретическую мощь философии, восхищаясь ею, он называл ее «госпожою наук», считая, что науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. Во взглядах Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация, когда аристотелевский подход господствовал в сознании философов, сохранялась в течение многих веков. Гегель, следуя этой традиции, называл философию «наукой наук».

Натурфилософия существовала в период низкого уровня развития науки и донаучного характера самой философии. Создавая единую систему знания из разрозненных и частных знаний, натурфилософия дополняла последние догадками и вымыслами. Философский ответ в таких условиях был единственным средством объяснения, единственным возможным способом связать в единое целое отрывочные знания о природе и обществе. Энгельс отмечал, что натурфилософия заменяла «неизвестные еще действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора»2. Ряд положений натурфилософии совсем не примитивны и не бесплодны. Таковы, например, представления об атомах, о несотворимости и неуничтожимости движения. В натурфилософии были сформулирова-

______________

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.С.525.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.С. 304-305.

 

ны идеи развития, всеобщей связи явлений мира, материального единства мира. Натурфилософия в определенной мере противодействовала плоскому эмпиризму с его полным отрицанием теории, нежеланием постигнуть сложную структуру и процесс познания. Пережитки натурфилософии сейчас проявляются в стремлении отдельных философов решать конкретные проблемы науки без учета их специфики, объявлять одни теории диалектическими и материалистическими, а другие – метафизическими и идеалистическими. Философы не должны навязывать конкретным наукам умозрительные схемы, которые ничего, кроме вреда, не могут принести. Философия не может и не должна предписывать, чем именно должна заниматься наука. Желания стоять на правильных философских позициях еще недостаточно для того, чтобы претендовать на конкретный ответ по сложным и спорным вопросам естественных и общественных наук. Тем более, что опровержение или даже изменение существующих выводов может происходить при наличии новых фактов и вытекающих из них новых положений. Философия не вправе прямо и непосредственно давать окончательное объяснение или конечную оценку конкретным положениям науки. А такие пережитки натурфилософии нередки. Так, некоторые философы и ученые отвергали как якобы идеалистические современные естественнонаучные теории и учения, в том числе физические (теория относительности), биологические (генетическая теория), неверно истолковывали кибернетику, математическую логику.

Ограниченность и слабость натурфилософии все чаще обнаруживались по мере распространения метафизического метода, который превращался в догматическую схему, препятствующую развитию науки. Крушение метафизической натурфилософии по мере развития конкретных наук, в особенности химии, геологии и биологии, стало неизбежным. Она должна была отойти в прошлое, уступив место научной философии и теоретической науке. Науки уже не нуждались в особой «науке наук», выполняющей роль организатора научного познания.

Революция в науках о природе и обществе приводит к осознанию диалектического характера изучаемых ими процессов. К тому времени, когда стало возможным постигнуть мир с точки зрения его собственных связей, «…натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад»1.

В XIX, а еще резче в XX веке стали появляться противоположные су­ждения: о величии науки и неполноценности философии. Прогрессивный процесс преодоления натурфилософии в сознании ученых выглядел как избавление от философии вообще. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившее под сомнение по-

___________________

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С.305.

знавательные возможности философии, ее научность, развенчивающее «королеву» в «служанку».

Позитивизм полагал, что философия имела право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. После становления науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Утверждается, что зрелая наука – сама себе философия, что она может решить все частные и общие проблемы познания. Аргументы в защиту такой позиции выдвигаются следующие: у философии нет ни одной своей предметной области, все они со временем попали в ведение конкретных наук; у нее нет экспериментальных средств и вообще надежных опытных данных, фактов, нет четких способов отличить истинное от ложного, иначе споры не растягивались бы на века. В философии все расплывчато, неконкретно, ее история есть история погони за миражами, наконец, не видно ее воздействия на решение практических задач.

Между тем приведенные доводы можно опровергнуть. Философия, в отличие от конкретных наук, изучающих частные законы, является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В теории познания, являющейся разделом философского знания, разрабатываются принципы познания и теория всеобщих и общенаучных методов познания, в том числе и эмпирических. Роль философии в развитии культуры, в формировании мировоззрения людей не вызывает сомнений, об этой роли мы скажем позднее.

Материалистическая философия, в отличие от натурфилософии и позитивизма, не абсолютизирует ни философские, ни частнонаучные методы познания. Действительный путь развития современной науки – это путь взаимодействия философии и частных наук, современная разработка проблем, которые не могут быть решены в отдельности ни философией, ни науками.

Развитие материалистической философии теснейшим образом связано с прогрессом науки, на достижения которой она опирается. Наука не только обслуживает знаниями производство, общество, но снабжает ими также философию. Прогресс наук существенно обогащает философию, каждое крупное научное открытие есть вместе с тем шаг вперед в развитии способа мышления. Так, например, замена геоцентрического учения Птолемея на гелиоцентрическое Коперника не только знаменует начало новой эпохи в астрономии, но имеет громадное философское значение. Это открытие опровергло религиозное представление о Земле как центре Вселенной и тем самым способствовало укреплению материалистического мировоззрения. Энгельс отмечал, что с каждым, составляющим эпоху открытием даже в естественноисторической области, материализм неизбежно должен изменять свою форму. Здесь имеются в виду кардинальные открытия, преобразующие наши представления о реальности.

Естествознание в ХVII и ХVIII веках носило метафизический характер, наибольшее развитие получила механика, и материализм был механическим и метафизическим. Но успехи естествознания (в космогонии – гипотеза Канта, в геологии – учение Лайеля, в химии – синтез органических тел) способствовали выработке диалектического мировоззрения. В подготовке диалектического взгляда на природу, как отмечал Энгельс, большое значение имели три великих открытия: клеточная теория строения растительного и животного мира, закон сохранения и превращения энергии и теория происхождения видов Дарвина. Естествознание вскрыло всеобщую связь явлений природы и доказало способность материи к развитию.

Известно влияние на философию таких открытий в науке, как периодическая система элементов Менделеева, учение о высшей нервной деятельности Сеченова и Павлова. Большое значение для философского вопроса о связи материи, движения, пространства и времени имела теория относительности Эйнштейна, для выяснения структуры материи – достижения атомной физики и квантовой механики.

С другой стороны и философия оказывает огромное влияние на науку. Если философия без опоры на успехи науки может превратиться в нечто отсталое и догматическое, то наука без философии рискует остаться на уровне эмпирических исканий. Ибо философия не есть простое объединение частных наук в единое целое, а переход к философскому обобщению, которое представляет качественно новую ступень в развитии научного знания. Здесь философия выполняет функцию обобщения, интеграции знания. Она систематизирует полученные факты, выявляет внутренние связи и закономерности открытых явлений, вскрывает основные тенденции развития науки. Взаимодействие философии и науки обнаруживается в совершенствовании логического аппарата, который развиваться вместе с прогрессом науки и формируется философским мышлением. В начале ХХ века В.И. Вернадский писал: «Аппарат научного мышления груб и несовершенен; он улучшается, главным образом, путем философской работы человеческого сознания. Здесь философия могущественным образом в свою очередь содействует раскрытию, развитию и росту науки»1.

Философия выполняет и важную эвристическую функцию. Она формирует гипотезы об общих принципах, тенденциях развития, о природе конкретных явлений, еще не изученных той или иной наукой. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях знания, практики, она создает философские эскизы тех или иных природных или общественных про-

 

_________________________

1 Вернадскии В.И. О научном мировоззрении // О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.С.54.

 

 

цессов. Философия способна генерировать категориальные матрицы, необходимые для научного исследования, до того, как последнее начинает осваивать соответствующие типы объектов. Развивая свои категории, философия готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата. Напри­мер, кардинальная для естествознания идея атомистики первоначально возникла в философии Древней Греции, а затем развивалось внутри различных философских школ до тех пор, пока естествознание и техника не достигли необходимого уровня, который позволил превратить предсказа­ние философского

характера в естественнонаучный факт.

Прогностическая функция философии по отношению к специальному научному исследованию проявилась в фундаментальных для нынешней науки представлениях о саморазвивающихся объектах, категориальная сетка для осмысления которых разрабатывалась в философии задолго до того, как они стали предметом естественнонаучного исследования.

Естествознание приступило к исследованию объектов, учитывая их эволюцию, только а XIX столетии. В философии к этому времени уже был развит категориальный аппарат, необходимый для теоретического осмысления саморазвивающихся объектов. Наиболее весомый вклад в разработку этого аппарата был внесен Гегелем.

Создавая единую, цельную картину мира, философия способствует правильной постановке проблем. Многие руководящие идеи, лежащие в фундаменте современной науки, впервые были выдвинуты философами. Например, гениальная гипотеза Демокрита об атомном строении материи, к Декарту восходят идеи рефлекса и сохранения во Вселенной одного и того же количества движения. Причем роль философии значительна не только в выдвижении новых идей, но и в их оценке и разработке.

Важную роль философия играет в разрешении проблемных ситуаций, тупиков в развитии науки, характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, разделов науки при их дифференциации. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях, антиномиях, познавательных дилеммах, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль. В кризисные эпохи развития науки философия играет особую роль в выработке новых ценностей и мировоззренческих ориентиров. Не случайно многие выдающиеся ученые были и крупными философами: Бор, Вернадский, Бернал, Гейзен-берг, Эйнштейн и другие.

Степень взаимосвязи философии и различных наук неодинакова и зависит от ряда причин и условий.

Во-первых, она зависит от степени общности науки, характера предмета ее исследования. Если наука изучает фундаментальные структуры материального мира, то связи ее с философией более тесные. Общие пробле­мы ядерной физики, теории относительности, термодинамики в этом отношении значительно отличаются от проблем частных и прикладных разделов физики. В биологии проблемы сущности жизни, ее эволюции теснее связаны с философией, чем вопросы систематики и строения организмов.

Во-вторых, взаимосвязь философии и науки зависит от уровня развития последней, глубины исследования, вскрытия сущности объектов. На эмпирическом уровне развития науки исследователи решают проблемы зачастую без обращения к философии, по крайней мере последовательного применения ее положений. Индуктивное обобщение фактического материала, нахождение эмпирических закономерностей происходят в науке большей частью стихийно. Для перехода к теоретическому уровню развития науки этого недостаточно. Необходимо обращение к таким понятиям, как теория, научная картина мира, стиль научного мышления, использование таких методов познания, как аксиоматический, идеализация, формализация. При этом выясняются теоретико-познавательные основы науки, дается их анализ, разрабатываются пути создания новой картины мира (реальности), нового стиля научного мышления – иного видения объектов науки.

В-третьих, взаимосвязь философии и науки зависит от конкретных условий развития последней: проходит ли она эволюционный или революционный этапы развития, переживает ли период кризиса, теоретических и методологических трудностей. В первом случае обращение ученых к философии носит случайный, эпизодический характер, в других случаях оно становится систематическим и более глубоким. Именно трудности развития конкретной науки вынуждают исследователей обращаться к другим сферам знания в поисках выхода, для чего анализируется история и общие тенденции развития знания, закономерности этого сложного процесса. Общий путь развития научного знания от познания явления к выявлению сущности, достижения объективной истины, разрабатывается именно фи­лософией. Она играет важную роль в разрешении кризисов, испытываемых наукой, в поиске выхода из тупиковых ситуаций, выборе перспективных направлений.

Процесс взаимодействия философии и науки осуществляется сложным образом, противоречиво. Его осложняют как утверждения, отрицающие или недооценивающие роль философии в развитии науки, так и утверждения о том, что философия может решать любые проблемы наук, в том числе и прикладных. Нередко и в настоящее время используются философские (и политические) аргументы для оценки истинности тех или иных предметных положений науки, ее теорий и законов. Так, И.Ф. Зубков выдвигал против научной гипотезы движения материков (новой глобаль­ной тектоники) доводы философского и политического характера: «Нельзя, безусловно, игнорировать научные достижения геологов капиталистиче­ских стран. Но нельзя принимать за последнее слово науки любую модную их концепцию. При широких теоретических обобщениях не может не ска­зываться давление буржуазного мировоззрения, метафизической методо­логии»1. Здесь видно стремление философа решать судьбу конкретной научной гипотезы без учета ее фактической обоснованности, просто объявляя ее метафизичской.

В-четвертых, взаимосвязь философии и науки зависит от основных тенденций развития науки. Такие тенденции, как быстрое возрастание количества информации, интеграция и дифференциация, математизация усиливают это взаимодействие, выдвигают ряд философских и методологических проблем.

В-пятых, взаимосвязь философии и науки зависит от значимости последней, ее роли в жизнедеятельности общества. Участвуя в развитии производства, наука привлекает к себе, к решению научных проблем внимание представителей различных сфер познания, в том числе и философии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...