Методологическая функция философии
Философия выступает в роли общей методологии науки, в роли важнейшего средства научного познания мира. Каждая наука использует целый комплекс методов и наряду со специфическими, обусловленными особенностями изучаемого объекта, использует универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, общенаучные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, осмыслением этих познавательных средств. Теоретико-познавательные основания науки разрабатываются таким разделом философского знания, как философия и методология науки. Все методы научного познания подразделяются на следующие основные группы (по степени общности и области применения): · всеобщие методы, к которым относятся диалектический и метафизический методы; · общие (общенаучные) методы, которые используются в ряде наук · частные методы, применяемые только в определенной науке (биостратиграфический, палеотектонический и др. – в геологии). Всеобщим методом познания является материалистическая диалектика. Всеобщность его заключается не в том, что он как бы стоит над специальными методами, а в том, что он в своих законах и категориях отражает наиболее общие закономерности объективной реальности. Всеобщность диалектики как метода познания состоит в том, что она пронизывает собой весь познавательный процесс в любой области знания. Поскольку основные законы диалектики являются и основными законами познания, то они вооружают исследователя определенными принципами отыскания истины, достижения нового знания. Например, из закона единства и борьбы противоположностей следуют следующие принципы: причины развития и изменения следует искать в самих предметах, а не вне их; для раскрытия сущности изменений, происходящих в предметах, необходим тщательный анализ его противоположных сторон, сил и тенденций; необходимо выделять основное, главное противоречие.
Философия не дает в руки химика или инженера конкретный метод для изучения именно химических или механических явлений. Но философия как теория познания и диалектическая логика вооружает исследователя всеобщим методом мышления и общенаучными методами. Методологическое значение материалистической диалектики в том, что она выступает в виде основных принципов мировоззрения, примененных к процессу познания и практике. Так, принцип объективности выступает как требование рассматривать познаваемые объекты существующими вне и независимо от
познающего субъекта. Само содержание знания есть процесс отражения в сознании познающего субъекта объективных связей, свойств, отношений. Принцип познаваемости заключается в том, что не существует принципиальных препятствий для получения знания о внешнем мире. Вся человеческая история, практика человечества доказывает, что мир, его связи познаваемы, они могут быть использованы человеком в его деятельности. Принцип всесторонности требует для познания объекта изучить все его стороны, свойства и связи. Практически это сделать трудно, но чем больше мы изучили предмет, тем наши знания обоснованнее и доказательнее. В современном исследовании принцип всесторонности реализуется в виде комплексного подхода к объектам познания. Принцип историзма заключается в исследовании происхождения и развития объекта: как он возник, какие этапы развития прошел, какова сущность современного этапа и его будущее. Хотя действительное историческое развитие идет от прошлого через настоящее к будущему, исследование истории идет обратным путем. Она начинается с изучения итогов развития (настоящее) и затем реконструкции прошлого (анализ генезиса объекта, его возникновения и основных этапов его исторического движения).
Принцип конкретности познания требует при исследовании объекта учитывать особенности объекта и условия его познания. Следует отметить, что диалектический метод является философским методом не только отдельных ученых, стоящих на позициях материализма, а науки в целом, ибо даже ученые, не признающие диалектики, в своих исследованиях стихийно следуют этому методу, иначе нельзя достигнуть плодотворных результатов. В своей непосредственной деятельности они являются и материалистами, хотя субъективно могут быть приверженцами различных идеалистических течений. Вся практика научного познания показывает, что современная наука не может развиваться без стихийного или сознательного использования диалектики. Незнание или игнорирование диалектики может привести к неверным выводам. Так известный французский палеонтолог Ж. Кювье, изучая последовательность геологических напластований, обнаружил в них раковины и остатки животных, не встречающихся в других слоях. Он разработал основы палеонтологии и палеонтологического метода исследования. Однако, будучи метафизиком, он заключил, что в истории Земли неоднократно происходили катастрофы, в результате которых погибало все живое, и на смену приходил новый мир. Основатель геологии Ч. Лайель, напротив, исходил из принципа эволюции Земли. Он считал действующие на Земле силы постоянными в количественном и качественном отношении. Обе точки зрения неполны, односторонни, недиалектичны. Диалектический материализм предостерегает исследователей от субъективизма, от крайностей подобного рода. Это положение должно быть дополнено тем, что научная философия не является универсальным ключом к решению конкретных научных проблем. Она не является неким рычагом научных открытий, а играет скорее роль стратегии, чем тактики научного исследования. Огромное методологическое знание материалистической диалектики в том, что она является наукой о теоретическом мышлении, об умении оперировать не только готовыми понятиями и неизменными категориями, но и предполагает изменчивость научных понятий, их частую и резкую смену, совершающуюся под влиянием новых открытий науки. Умение оперировать понятиями как раз развивается в результате изучения именно наиболее общей, абстрактной области знания – философии. Ф. Энгельс отмечал, что «искусство оперировать понятиями не есть нечто врожденное и не дается вместе с обыденным, повседневным сознанием, а требует действительного мышления»1.
Методологическое значение материалистической диалектики заключается так же в том, что она разрабатывает общенаучные методы познания. В любой науке диалектический метод, модифицируясь в соответствии с ее объектом, применяется через общенаучные методы. Материалистическая диалектика исследует сущность этих методов, дает их теоретическое обоснование, выявляет эвристические достоинства и гносеологические возможности, границы их применимости. Материалистическая диалектика, выступая в виде теории методов, находит место каждому общенаучному методу в процессе построения и развития любой научной дисциплины, лишая его односторонности и претензий на абсолютность. Как уже отмечалось, основные тенденции развития современной науки приводят к увеличению роли философии. Так, небывалое ускорение научного процесса ведет к непрестанной ломке устаревших научных положений, отказу от привычных взглядов и представлений. Верные философские принципы в этой связи приобретают решающее значение, становятся условием дальнейших успехов науки. Бурный поток научной мысли требует философских обобщений, всестороннего философского осмысления. Другая основная тенденция развития современной науки - это дифференциация и интеграция знания. Дифференциация знания вызвана углублением исследования объекта, что приводит к его членению, либо использованием новых методов изучения. При этом создаются все новые и новые научные дисциплины, число которых уже превысило пятнадцать тысяч. Этот процесс дифференциации науки усиливает потребность в научном мировоззрении, дающем единую, цельную картину мира; все большее значение приобретает интегрирующая сторона – философия. Возникающие в процессе дифференциации и интеграции знания вопросы определения предмета новых наук, их основных методов, перспектив развития носят
_____________ 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.14. методологический характер. Давая единый взгляд на мир, научная философия позволяет взглянуть на эти проблемы с более широкой точки зрения: преодолеть односторонность в подходе к предмету исследования, которая неизбежно возникает при специализации, дифференциации наук. Одна из существенных особенностей развития современной науки –постоянное увеличение роли и удельного веса теоретических разделов. Наука выявляет все более глубокие причинные связи, сущность процессов. При этом она все чаще отходит от наглядности и очевидности, пригодных лишь при решении простых задач. С углублением науки в общие теоретические проблемы роль философии для этой науки увеличивается, потому что общие вопросы науки тесно связаны с методологическими, философскими проблемами. Известно, что пока математика занимается таблицей умножения, она может обойтись без философии, но когда речь заходит об обосновании дифференциального исчисления или сущности неевклидовых геометрий, нужна философия. Когда физик выводит эмпирическую формулу, он может не замечать связи своей науки с философией, однако когда современная физика поставила в квантовой механике вопрос о соотношении прерывности и непрерывности, а в теории относительности – о взаимосвязи пространства, времени и материи, философские проблемы стали широко обсуждаться в специальной физической литературе. Недаром известный ученый Нернст говорил, что теория относительности не столько физическая, сколько философская теория. Сам Эйнштейн отмечал, что «в наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки»'1. Теория не создается путем индуктивного обобщения фактов, для ее создания необходимо обращение к познавательным основаниям науки, к научной картине мира, к основам стиля научного мышления. А это проблемы методологические, разрабатываемые философией науки. Теоретизация науки тесно связана с внедрением в нее математики. Причем математика начинает использоваться не как вспомогательное вычислительное средство, а для выражения основных законов науки. При этом возникают вопросы принципиальной применимости математики в той или иной науке, разработки путей, этапов и перспектив математизации, которые носят философско-методологический характер.
Таким образом, роль философии на современном этапе развития науки увеличивается и всемерно укреплять союз между философией и наукой важно для обеих форм культуры. ________________________ 1 Эйнштейн А. Собр. науч. тр. Т. 4.М., 1967. С.248. Основания науки
Многообразие научного знания объединено в целостность. Последняя достигается за счет оснований научного знания, которые определяют стратегию научного поиска и обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Основания каждой конкретной науки имеют достаточно сложную структуру. В ней выделяется три главных компонента: идеалы и нормы исследования, научная картина мира и философские основания науки. Идеалы и нормы научного познания. Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормами, в которых выражены представления о целях науки и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены: а) собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации последователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом и т.д. Эти два аспекта идеалов и норм соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института. Познавательные идеалы науки имеют достаточно сложную организацию. В их системе можно выделить следующие основные формы: а) идеалы и нормы объяснения и описания, б) доказательности и обоснованности знания; в) построения и организации знания. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа. Содержание идеалов и норм научного познания состоит из трех взаимосвязанных уровней. Первый уровень представлен признаками, общими для всего научного познания. Они отличают его от обыденного, художественного, религиозного познания. Например, в разные исторические эпохи по-разному понимались природа научного знания, процедуры его обоснования и стандарты доказательности. Второй уровень представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления науки на определенном историческом этапе ее развития. Например, в средневековье – это опора на Библию, в Новое время – опора на эксперимент. Нормативы объяснения и обоснования знания, принятые в эпоху классического естествознания, отличны от современных. Третий уровень – нормы и идеалы конкретизируются применительно к отдельной науке (математике, физике, химии, биологии). Например, в математике отсутствуют идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен. В физике существуют особые нормативы обоснования ее развитых математизированных теорий. Они выражаются в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности. Современная биология не может обойтись без идеи эволюции, и поэтому методы историзма органично включены в систему ее познавательных установок. Физика же пока не прибегает в явном виде к этим методам. Если для биологии идея развития распространяется на законы живой природы (эти законы возникают вместе со становлением жизни), то физика до последнего времени вообще не ставила проблемы происхождения действующих во Вселенной физических законов. Лишь в последней трети ХХ века благодаря развитию теории элементарных частиц в тесной связи с космологией, а также достижениям термодинамики неравновесных систем и синергетики, в физику начинают проникать эволюционные идеи, вызывая изменения ранее сложившихся дисциплинарных идеалов и норм. Именно на этом уровне наиболее ясно прослеживается зависимость идеалов и норм науки от культуры эпохи, от доминирующих в ней мировоззренческих установок и ценностей. Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, определяет общую схему метода деятельности. При этом идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. Исследователь может не осознавать всех применяемых в поиске нормативных структур, многие из которых ему представляются само собой разумеющимися. Он чаще всего усваивает их, ориентируясь на образцы уже проведенных исследований и на их результаты. Научная картина мира. Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. Системный подход к научной картине мира позволяет выявить единство ее онтологического, гносеологического и логико-методологического аспектов. В онтологическом аспекте научная картина мира является системой научного знания об объекте, о мире в целом, она имеет два уровня: общенаучный (философский) и частнонаучный. Общенаучная картина мира формируется на основе конкретно-философского обобщения данных частных наук, устанавливающего систему наиболее общих связей природы, общества и человеческого сознания и представляющего мир как единое целое. Современная общенаучная картина мира – картина закономерной связи и развития многообразия качественно различных видов материи. Частнонаучная картина мира формируется в каждой области фундаментального знания и представляет собой высшую форму систематизации знания в частных науках. Поскольку они не изучают мир в целом, то точнее говорить, что они формируют картину реальности, определенного среза природы или общества (биологическая картина реальности, геологическая картина реальности, физическая картина реальности). Наиболее изученной картиной является физическая картина реальности, которая менялась от механической к электродинамической и затем квантово-релятивистской. Переход от механической к электродинамической, а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности сопровождался изменением системы онтологических принципов физики. Картина реальности обеспечивает единство знания в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий науки (фундаментальные и частные), также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности. Научная картина мира, взятая в единстве обоих ее уровней – общенаучного и частнонаучного, представляет собой мировоззренческую систему научного знания, функционирующую в конкретных видах деятельности в специализированной форме. В гносеологическом аспекте научная картина мира является системой научного познания объекта. Она образует систему принципов, которые определяют общее направление и способы конкретнонаучного исследования. В частности, физическая картина мира есть специфическое сочетание, система общефизических принципов атомизма, детерминизма и инвариантности; биологическая картина реальности – система таких общебиологических принципов, как целостность, системность, органическая целесообразность, историзм. В логико-методологическом аспекте научная картина мира является системой мышления, методологической схемой анализа объекта, своего рода матрицей научного творчества. Она одновременно функционирует в качестве исследовательской программы, которая целенаправляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения. Соответствующая картина реальности определяет категориальный строй мышления физика, биолога, химика и т.д. и функционирует в данной сфере познания как определенный стиль научного мышления. Стиль мышления в той или иной науке определяется характером теоретических положений ее, состоянием понятийной базы и языка, спецификой системы применяемых принципов и методов познания. В частности, в современной геологии его можно определить как гипотетико-генетический. Будучи высшими формами научного освоения мира, научная картина мира и стиль научного мышления принадлежат к наиболее устойчивым, исторически-конкретным предпосылкам и результатам научного познания. Новые картины научной реальности сначала выдвигаются как гипотезы. Гипотетическая картина реальности проходит этап обоснования, утверждения и может весьма длительное время сосуществовать рядом с господствующей картиной реальности. Коренное изменение высших форм научного освоения мира может служить мерилом революционных сдвигов в науке, поскольку смена научной картины мира означает революционные изменения в науке как системе знания об объективных законах мира, а смена стиля научного мышления говорит о такого же масштаба изменениях в науке как системе производства нового знания. Научная революция как изменение научной картины мира учитывает единство предметно концептуальной, оперативно-технологической и ценностно-функциональной сторон науки. Философские основания науки образуют философские идеалы и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру. Любая новая идея, чтобы стать частью научной картины мира либо идеалом и нормативом, должна пройти через процедуру философского обоснования. Например, Фарадей обнаружил в опытах электрические и магнитные силовые линии. Это линии не прямые, они, заполняя пространство вокруг зарядов и источников магнетизма, воздействовали на заряженные тела, магниты и проводники. Но силы не могут существовать в отрыве от материи. Фарадей рассматривает поля в качестве особой материальной среды. Материя не только вещество, но и поле. Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую функцию. Они активно участвуют в построении новых теорий, в перестройке прежних теорий и норм научной деятельности. Они позволяют наметить общий путь исследования и в ряде случаев избежать тупиковых ситуаций, неверной интерпретации достигнутых результатов, неправомерной экстраполяции открытых закономерностей. Среди философских оснований науки можно выделить отнологические, гносеологические, логические, методологические и аксиологические основания. Отнологические основания представляют собой принятые в той или иной науке общие представления о картине мира, формах движения материи, общих законах функционирования и развития материальных объектов. Одним из онтологических оснований механики Ньютона являлось представление о субстанциональном характере пространства и времени, их независимости друг от друга и от скорости движения объекта. Гносеологические основания науки – это основные принципы познания в данной науке, соответствующие теории и практика чувственного и рационального. Логические основания науки – принятые в науке правила абстрагирования, образования исходных и производных понятий и утверждений, правила вывода. Методологические основания науки – представления о методах данной науки, способах доказательства и обоснования теоретических положений. При развитии науки ее методологические основания могут меняться. Аксиологические, или ценностные основания науки представляют собой принятые представления о практической и теоретической значимости науки в обществе, о целях науки, научном прогрессе, его связи с общественным прогрессом, об этических и гуманистических аспектах науки и т.д. Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Оно осуществляется путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, что приводит к конкретизации философских идей, их уточнению, возникновению новых категориальных смыслов, которые после вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретной наукой осуществляется совместно философами и учеными-специалистами данной науки. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности обозначен как философия и методология науки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|