Виды и роль научных традиций
Большую роль в науке играют традиции, которые образуют скелет науки и определяют характер деятельности учёного. Основателем учения о научных традициях является Т. Кун. На традиционность в науке и раньше обращали внимание, но Кун впервые сделал традиции центральным объектом рассмотрения при анализе науки, придав им значение основного конституирующего фактора в научном развитии. Он считал, что нормальная наука есть наука традиционная. Нормальная наука – это исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений, которые в течение некоторого времени признаются определённым научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности. Прошлые достижения, составляющие основу традиции, Кун называет парадигмой. Чаще всего речь идёт о некоторой достаточно общепринятой теоретической концепции типа системы Коперника, механики Ньютона, кислородной теории Лавуазье. Конкретизируя своё представление о парадигме, Кун ввёл понятие о дисциплинарной матрице, организующей научное исследование. В рамках нормальной науки учёный жестко запрограммирован, и не только не стремится открыть или создать что-либо принципиально новое, но даже не склонен это новое признавать или замечать. Кун показал, что нормальная наука способна успешно развиваться, что традиция является не тормозом, а напротив, необходимым условием быстрого накопления знаний. Сила традиции состоит в том, что мы снова и снова при разных обстоятельствах постоянно воспроизводим одни и те же действия, один и тот же способ поведения. Признание той или иной теоретической концепции означает постоянные попытки осмыслить с ее точки зрения все новые и новые явления, реализуя при этом стандартные способы анализа или объяснения. Это организует научное сообщество, создавая условия для взаимопонимания и сопоставляемости результатов, и порождает ту индустрию производства знания, которую мы и наблюдаем в современной науке. Но речь вовсе не идет при этом о создании чего-то принципиально нового. Химик, например, может быть занят определением состава все новых и новых веществ; но само понятие химического состава и способы его определения уже заданы парадигмой. Кроме того, в рамках парадигмы никто не сомневается, что любое вещество может быть охарактеризовано с этой точки зрения.
Нормальная наука очень быстро развивается, накапливая огромную информацию и опыт решения задач. И развивается при этом не вопреки традициям, а именно в силу своей традиционности. Ученому, работающему в достаточно жестких традициях, ничто не мешает накапливать новые знания. Эти знания парадигмальны, т.е. не содержат ничего принципиально нового, что не укладывалось бы в парадигму, но это отнюдь не лишает их новизны и ценности вообще. Ученый и не стремится к получению принципиально новых результатов, однако, действуя по заданным правилам, он непреднамеренно, т.е. случайно наталкивается на такие факты и явления, которые требуют изменения самих этих правил. Кун привел немало фактов, показывающих, что традиция, с одной стороны, препятствует ассимиляции нового, а с другой – такая ассимиляция существует. Для объяснения этого противоречия Кун противопоставляет работу в рамках нормальной науки, с одной стороны, и изменения парадигмы – с другой. В одном случае ученый работает в некоторой традиции, в другом – выходит за ее пределы. В научном познании мы имеем дело со сложным многообразием традиций, которые отличаются друг от друга и по содержанию, и по функциям в составе науки, и по способу своего существования.
В дисциплинарную матрицу Куна входят, с одной стороны, символические обобщения и концептуальные модели, а с другой – ценности и образцы решения конкретных задач. Первые существуют в виде текстов и образуют содержание учебников и монографий, в то время как еще нет учебного курса с изложением системы научных ценностей. Ценностные
ориентации мы получаем не из учебников, мы усваиваем их примерно так же, как родной язык, т.е. непосредственным образом. Традиции могут быть как вербализованными, существующими в виде текстов, так и невербализованными, существующими в форме неявного знания. Последние передаются от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образов или, как иногда говорят, на уровне социальных эстафет. Важно то, что признание неявного знания очень сильно усложняет и обогащает картину традиционной науки. Что бы ни делал ученый, ставя эксперимент или излагая его результаты, читая лекции или участвуя в научной дискуссии, он, часто сам того не желая, демонстрирует образцы, которые как невидимый вирус, заражают окружающих. Традиции управляют не только ходом научного исследования. Не в меньшей степени они определяют форму фиксации полученных результатов, принципы организации и систематизации знания. И образцы – это не только образцы постановки эксперимента или решения задач, но и образцы продуктов научной деятельности. Эта своеобразная связь традиций разного типа иногда напоминает две стороны одной и той же модели. Можно сказать, что любое знание функционирует двояким образом: с одной стороны, фиксируя некоторый способ чисто практических или познавательных действий, производственные операции или методы расчета, оно выступает как вербализованная традиция; с другой – уже имплицитно как неявное знание задает образец продукта, к получению которого надо стремиться. В простейшем случае речь идет о постановке вопросов. Так, например, знание формы и размеров окружающих нас предметов еще в глубокой древности породило вопрос о форме и размерах Земли. И действительно, ученые никогда не удовлетворены уровнем достигнутых знаний, они постоянно предполагают, что за тем, что освоено, скрывается еще что-то.
В философии науки пока не существует какой-либо приемлемой классификации традиций, но изложенное выше позволяет и осознать их многообразие, и выделить некоторые виды. Как отмечалось, традиции отличаются друг от друга по способу своего существования: они могут быть вербализованными и невербализованными, явными и неявными. Вводя в рассмотрение неявные традиции, мы попадаем в сложный и малоисследованный мир, где живут наш язык и научная терминалогия, где передаются от поколения к поколению логические формы мышления и его базовые категориальные структуры, где удерживаются своими корнями так называемый здравый смысл и научная интуиция. Историки и культурологи часто используют термины «менталитет» для обозначения тех слоев духовной культуры, которые не выражены в виде явных знаний и тем не менее существенно определяют лицо той или иной эпохи или народа. Любая наука имеет свой менталитет, отличающий её от других областей знания, но тесно связанный с менталитетом эпохи. Противопоставление явных и неявных традиций даёт возможность провести и более глубоко осознать давно зафиксированное в речи различие научных школ, с одной стороны, и научных направлений – с другой. Развитие научного направления может быть связано с именем того или другого крупного учёного, но оно вовсе не обязательно предполагает постоянные личные контакты людей, работающих в рамках этого направления. В научной школе контакты абсолютно необходимы, ибо огромную роль играет опыт, непосредственно передаваемый от учителя к ученику, от одного члена сообщества к другому. Именно поэтому научные школы имеют, как правило, определённое географическое положение, например Казанская школа химиков, Московская математическая школа. Неявные традиции отличаются друг от аруга не только по содержанию, но и по механизму своего воспроизведения, в основе этих действий могут лежать как образцы действий, так и образцы продуктов. Это существенно: одно дело, если вам продемонстрировали технологию производства предмета, например глиняной посуды, другое – показали готовый кувшин и предложили сделать такой же. Во втором случае предстоит нелёгкая и далеко не всегда осуществимая работа по реконструкции необходимых производственных операций.
Ещё одним основанием для классификации традиции могут служить их место и роль в системе науки. Одни традиции задают способы получения новых знаний, а другие – принципы их организации. К первым относятся вербализованные инструкции, задающие методику проведения исследований, образцы решения задач, описания экспериментов, ко вторым – образцы учебных курсов, классификационные системы, лежащие в основе подразделения научных дисциплин, категориальные модели действительности, определяющие рубрикацию при организации знаний, наконец, многочисленные попытки определения предмета тех или иных дисциплин. На традиции систематизации и организации знаний часто не обращают достаточного внимания, придавая основное значение методам исследования. Это, однако, не вполне правомерно. Формирование новых научных дисциплин нередко связано как раз с появлением соответствующих программ организации знания. Можно отметить, что ни одна наука не имеет оснований считать себя окончательно сформировавшейся, пока не появились соответствующие обзоры или учебные курсы, т. е. пока не заданы традиции организации знания. Каждая традиция имеет свою область распространения. Есть традиции специальнонаучные, не выходящие за пределы той или иной области знания, а есть общенаучные или междисциплинарные. Одна и та же концепция в форме явного знания может выступать в роли куновской парадигмы, а в форме знания неявного задавать образцы для других научных дисциплин. Наука в свете идей Т. Куна выглядит, с одной стороны, как обособленный организм, живущий в своей парадигме, точно в скафандре с автономной системой жизнедеятельности. С другой стороны, учёный, следовательно и наука, подвержены всем воздействиям окружающей среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|