Особенности «большой науки» XX века
В XX веке наука и техника стали подлинными локомотивами истории, они дали человеку огромную силу. Современная наука, называемая «большой наукой», характеризуется массовым привлечением ученых в лаборатории и конструкторские отделы промышленных предприятий и фирм. Деятельность ученого строится здесь на индустриальной основе: он решает вполне конкретные задачи, диктуемые не логикой развития той или иной научной дисциплины, а потребностями совершенствования, обновления техники и технологии. Деятельность ученого мотивируется при этом не столько ценностями искания истинного знания, сколько ценностями получения практического эффекта. Создание постоянных каналов для практического использования научных знаний имеет значительные последствия и для науки и для окружающей её социальной среды. Наука, наряду с тем, что она получает новый мощный импульс для своего развития и укрепления своей социальной роли, обретает и такие формы организации, которые намного облегчают непрерывный ток её результатов в сферу техники и технологии. И общество со своей стороны все более ориентируется на устойчивую и непрерывную расширяющуюся связь с наукой. Для современной промышленности новые научные знания и методы, повышающие её эффективность, становятся обязательными условиями существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены. Особенности, свойственные «большой науке»: • резко возросшее число учёных. В конце XVIII века их было около
• рост научной информации, информационный взрыв. В XX столетии • изменение мира науки. Наука сегодня охватывает огромную область знаний, включая около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом. Современная наука даёт целостную картину возникновения и развития Метагалактики, появления жизни на Земле и основных стадий ее развития, возникновения и развития человека, функционирования общества. Ученые считают, что существуют огромные возможности дальнейшего развития науки, радикального изменения на основе ее достижений наших представлений о мире и его преобразовании. Особые надежды здесь возлагаются на науки о живом, человеке, обществе. • превращение научной деятельности в особую профессию. Вплоть до XIX века у подавляющего числа учёных научная деятельность не была главным источником их материального обеспечения. Работая в университетах, ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы. Сегодня ученый – это особая профессия, причём массовая. В развитых странах на науку сейчас затрачивается 2 – 3 % всего валового национального дохода. Для примера можно привести динамику роста ассигнований на науку в СССР и в США (табл. 1). Таблица 1
В 2005 году расходы на науку составили в России 58 млрд рублей, в США – 285 млрд долларов. Наука является теперь приоритетным направлением в деятельности государства, которое оказывает ей всемерную помощь. В то же время наука использует огромное давление со стороны общества. Важной проблемой современной науки является вопрос об ответственности ученых перед обществом. Рассмотрев вопросы становления и развития науки, следует остановиться на тех течениях, которые по-разному их анализируют – экстерна-лизме и интернализме. Сторонники экстернализма (Дж. Бернал, Т. Кун, А.А. Богданов, Р. Мертон) полагают, что наука возникает под влиянием внешних причин,
она детерминирована социальными, экономическими и техническими факторами. Действительно, основой познания, в том числе и научного, является практика, потребности материального и духовного производства. Астрономия выросла из потребностей мореплавания, математика – из необходимости счета, измерения площадей и вместимости сосудов. Экстерналисты считают, что познавательный интерес всегда замкнут на определенный практический интерес. Крайние экстерналисты утверждают, что появление науки обусловлено экономическими и военными потребностями нарождающегося капиталистического общества. Недостаток экстернализма состоит в недооценке роли внутренних факторов развития науки: мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, идеологических взглядов и других компонентов духовной жизни общества. Интернализм (А. Койре, К. Поппер, И. Лакатос) основное внимание уделяет внутренним факторам развития науки, ее относительной независимости от внешних социальных обстоятельств. По их мнению, наука возникает как отражение духовной культуры эпохи, закономерности её развития, изменения способа мышления. Многие открытия в науке возникали в результате ее автономного развития, вне связи с практикой, порой случайно. Наука развивается по своим собственным закономерностям, обладает внутренней логикой развития. Интерналистское направление не учитывает важные факторы изменения духовной культуры, её детерминированности социально-экономическими преобразованиями в обществе.
Согласно эмпиристской версии интернализма, источником роста научного знания является установление новых фактов. Теория создается впоследствии в результате систематизации и обобщения фактов. Сторонники рационалистской версии интернализма считают, что основу динамики научного знания составляют теоретические изменения – либо выдвижение новых идей, либо перекомбинации уже имеющихся положений. При решении вопроса о выборе между экстернализмом и интернализмом необходимо избегать крайностей. Ни один из факторов социальной среды (потребности экономики, техники, идеологические ценности), ни даже социокультурная среда в целом не могут детерминировать появление новой идеи. Роль социокультурной среды состоит в том, что она «провоцирует» рождение конкретной идеи, способствует ее появлению. Интерналисты фактически призывают абстрагироваться от социального и исторического времени бытия науки. Они преувеличивают роль случайности и индивидуального творчества ученых (Появился Ньютон и открыл законы механики и т.д.). В истории науки необходимо всегда учитывать взаимосвязь как внутринаучных, так и социокультурных факторов развития научного знания. Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики – главный источник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие науки соответствуют развитию практики, но и разделение научного знания, дифференциация наук также отражают определенные этапы развития практики, разделения труда. Практика в процессе научного познания выполняет следующие основные функции: - является источником познания потому что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время; - выступает как основа научного познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, моменты, формы, ступени от его начала и до его конца. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием, без которых, особенно в современной науке, оно не может быть успешным;
- служит целью научного познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и регулировать деятельность людей. Задача ученого состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять изучаемые объекты, но и в том, чтобы использовать полученные знания для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни; - является критерием истинности научного знания. Если знание истинно, верно отражает действительность, то практика подтвердит это своей успешностью, если знание ложно – практика выявит это провальными результатами. Критерий практики носит исторический и деалектический характер. Это значит, что он одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен он в том смысле, что другого критерия истинности нет, и в том, что подтвержденное практикой знание является абсолютной истиной, т.е. только развивающаяся практика может окончательно доказать те или иные научные положения. В то же время данный критерий относителен, ибо практика ограничена возможностями науки, техники и самого познавающего субъекта, она не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные наукой в процессе познания. В современной методологии науки процедура проверки научных положений выражается понятиями «верификация» и «фальсификация». Понятие «верификация» означает процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Последняя заключается в соотнесении данного утверждения с реальностью с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Понятие «фальсификация» означает процедуру, устанавливающую ложность гипотезы, теории или другого научного утверждения в результате их эмпирической проверки. Один негативный факт может опровергнуть научное положение, в то же время множество положительных научных фактов только повышают степень их истинности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|