Структура процесса научного познания: эмпирический и теоретический уровни познания
В структуре научного познания выделяются два уровня: эмпирический и теоретический. Эти два уровня следует отличать от двух ступеней познавательного процесса в целом – чувственной и рациональной. Чувственное познание близко, но не тождественно эмпирическому, рациональное отличается от теоретического. Чувственное и рациональное – формы человеческого познания вообще, как научного, так и обыденного; эмпирическое и теоретическое знание характерно именно для науки. Эмпирическое знание не сводится к чувственному, оно включает моменты осмысления, понимания, интерпретации данных наблюдения и формирования особого типа знания – научного факта. Последний представляет собой взаимодействие чувственного и рационального знания. В теоретическом знании доминируют формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения), но используются и наглядные модельные представления типа идеального шара, абсолютно твердого тела. Теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Таким образом, на обоих уровнях познания функционируют и чувства, и разум. Различие эмпирического и теоретического уровней научного познания происходит по следующим основаниям (табл. 2): • уровень отражения действительности, • характер предмета исследования, • применяемые методы изучения, • формы познания, • языковые средства. Таблица 2 Различие эмпирического и теоретического уровней познания
Эмпирическое и теоретическое исследование направлено на познание одной и той же объективной реальности, но её видение, отражение в знании происходит по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение внешних связей и сторон объектов, явлений и зависимостей между ними. В результате этого исследования выясняются эмпирические зависимости. Они являются результатом индуктивного обобщения опыта и представляют собой вероятностно-истинное знание. Таким является, например, закон Бойля-Мариотта, описывающий корреляцию между давлением и объёмом газа: РV= соnst, где Р – давление газа, V – его объем. Вначале он был открыт Р. Бойлем как индуктивное обобщение опытных данных, когда в эксперименте была обнаружена зависимость между объемом сжимаего под давлением газа и величиной этого давления.
На теоретическом уровне познания происходит выделение внутренних, существенных связей объекта, которые фиксируются в законах. Сколько бы мы ни проделывали опытов и не обобщали их данные, простое индуктивное обобщение не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения фактов. Эйнштейн считал этот вывод одним из важных гносеологических уроков развития физики XX века. Теоретический закон – это всегда знание достоверное. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. И в этом взаимодействии познается природа объектов, их свойства и особенности. Проверяется истинность эмпирического знания путем прямого обращения к опыту, к практике. При этом объекты эмпирического познания следует отличать от объектов реальности, которые обладают бесконечным числом признаков. Эмпирические объекты – это абстракции, обладающие фиксированным и ограниченным набором признаков.
В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. Они изучаются только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Изучаются здесь теоретические идеальные объекты, которые называются идеализированными объектами, абстрактными объектами или конструктами. Их примерами могут служить материальная точка, идеальный товар, абсолютно твердое тело, идеальный газ и др. Например, материальную точку определяют как тело лишенное размера, но сосредоточивающее в себе всю массу тела. Таких тел в природе нет, они конструируются мышлением для выявления существенных сторон изучаемого объекта. Проверка теоретического знания путём обращения к опыту невозможна, и потому оно связывается с практикой посредством эмпирической интерпретации. Уровни научного познания различаются и по функциям: на эмпирическом уровне происходит описание действительности, на теоретическом –объяснение и предсказание. Эмпирический и теоретический уровни различаются по используемым методам и формам познания. Изучение эмпирических объектов осуществляется с помощью наблюдения, сравнения, измерения и эксперимента. Средствами эмпирического исследования являются приборы, установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. На теоретическом уровне отсутствуют средства материального, практического взаимодействия с изучаемым объектом. Здесь применяются особые методы: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, аксиоматический, восхождение от абстрактного к конкретному. Результаты эмпирического исследования выражаются на естественном языке с добавлением специальных понятий в форме научных фактов. В них фиксируется объективная, достоверная информация об изучаемых объектах. Результаты теоретического исследования выражаются в форме закона и теории. Для этого создаются специальные языковые системы, в которых понятия науки формализованы и математизированы.
Специфичностью теоретического познания являются его рефлексивность, направленность на себя, исследование самого процесса познания, его методов, форм, понятийного аппарата. В эмпирическом познании такого рода исследования, как правило, не ведутся. В реальном познании действительности эмпирическое и теоретическое знание всегда взаимодействуют как две противоположности. Данные опыта, возникая независимо от теории, рано или поздно охватываются теорией и становятся знаниями, выводами из неё. С другой стороны, научные теории, возникая на своей особой теоретической основе, строятся относительно самостоятельно, вне жесткой и однозначной зависимости от эмпирических знаний, но подчиняются им, представляя в конечном счете обобщение данных опыта. Нарушение единства эмпирического и теоретического знания, абсолютизация какого-либо из этих уровней ведет к ошибочным односторонним выводам – эмпиризму или схоластическому теоретизированию. Примерами последнего являются концепция построения коммунизма в СССР в 1980 году, теория развитого социализма, антигенетическое учение Лысенко. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, отрицает его активную роль и относительную самостоятельность. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание. Методы научного познания Рассмотрим сущность общенаучных методов познания. Эти методы возникают в лоне одной науки, а затем используются в ряде других. К таким методам относятся математические методы, эксперимент, моделирование. Общенаучные методы разделяются на применяемые на эмпирическом уровне познания и на теоретическом уровне. К методам эмпирического исследования относят наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Наблюдение – систематическое целенаправленное восприятие явлений действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и их отношениях. Наблюдение – это активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это, конечно, не значит, что мышление человека исключается из этого процесса. Наблюдатель сознательно ищет объекты, руководствуясь определенной идеей, гипотезой или прежним опытом. Результаты наблюдения всегда требуют определённой интерпретации в свете существующих теоретических положений. Интерпретация данных наблюдения дает возможность ученому отделять существенные факты от несущественных, замечать то, что неспециалист может оставить без внимания. Поэтому в настоящее время в науке редко бывает, чтобы открытия делались неспециалистами.
Эйнштейн в разговоре с Гейзенбергом отмечал, что возможность наблюдать данное явление или нет, зависит от теории. Именно теория должна установить, что можно наблюдать, а что нельзя. Прогресс наблюдения как метод научного познания неотделим от прогресса средств наблюдения (например телескоп, микроскоп, спектроскоп, радиолокатор). Приборы не только усиливают мощь органов чувств, но и дают нам как бы дополнительные органы восприятия. Так, приборы позволяют «видеть» электрическое поле. Для того чтобы наблюдение было эффективным, оно должно удовлетворять следующим требованиям: - преднамеренность или целенаправленность, - планомерность, - активность, - систематичность. Наблюдение может быть непосредственным, когда объект воздействует на органы чувств исследователя, и опосредованным, когда субъект использует технические средства, приборы. В последнем случае об исследуемых объектах ученые делают заключение через восприятие результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми объектами. Такое заключение основывается на определенной теории, устанавливающей определенное отношение между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами. Необходимой стороной наблюдения является описание. Оно представляет собой фиксацию результатов наблюдения с помощью понятий, знаков, схем, графиков. Основные требования, которые предъявляются к научному описанию, направлены на то, чтобы оно было возможно более полным, точным и объективным. Описание должно давать достоверную и адекватную картину самого объекта, точно отображать изучаемое явление. Важно, чтобы понятия, используемые для описания, имели четкий и однозначный смысл. Описание делится на два вида: качественное и количественное. Качественное описание предполагает фиксацию свойств изучаемого объекта, оно дает самое общее знание о нем. Количественное описание предполагает использование математики и числовую характеристику свойств, сторон и связей изучаемого объекта.
В научном исследовании наблюдение осуществляет две основные функции: обеспечение эмпирической информацией об объекте и проверку гипотез и теорий науки. Нередко наблюдение может играть и важную эвристическую роль, способствуя выдвижению новых идей. Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще нескольким объектам, а это ведет к познанию закона. Сравниваться должны лишь те объекты, между которыми может существовать объективная общность. Кроме того, сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам. Сравнение лежит в основе умозаключений по аналогии, которые играют большую роль: свойства известных нам явлений могут быть распространены на неизвестные явления, имеющие между собой нечто общее. Сравнение является не только элементарной операцией, применяемой в определённой области знания. В некоторых науках сравнение выросло до уровня основного метода. Например сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология. Это указывает на все возрастающую роль сравнения в процессе научного познания. Измерение исторически как метод развилось из операции сравнения, но в отличии от него является более мощным и универсальным познавательным средством. Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством сравнения с величиной, принятой за единицу измерения. Для того, чтобы измерить, необходимо наличие объекта измерения, единицы измерения, измерительного прибора, определенного метода измерения, наблюдателя. Измерения бывают прямые и косвенные. При прямом измерении результат получается непосредственно из самого этого процесса. При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путём на основе знания других величин, получаемых прямым измерением. Например определение массы звезд, измерения в микромире. Измерение позволяет находить и формулировать эмпирические законы и в некоторых случаях служит источником формулирования научных теорий. В частности, измерения атомных весов элементов явилось одной из предпосылок создания периодической системы Д.И. Менделеева, представляющей собой теорию свойств химических элементов. Знаменитые измерения Май-кельсоном скорости света впоследствии привели к коренной ломке устоявшихся в физике представлений. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность. Последняя зависит от качества и усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом от имеющихся измерительных приборов. Поэтому главными путями повышения точности измерения являются: - совершенствование качества измерительных приборов, действующих - создание приборов, действующих на основе новых принципов. Чаще всего измерение представляет собой элементарный метод, который входит в качестве составной части в эксперимент. Эксперимент – наиболее важный и сложный метод эмпирического познания. Под экспериментом понимается такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путём создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств данного объекта. Эксперимент предполагает использование наблюдения, сравнения и измерения как более элементарных методов исследования. Главная особенность эксперимента во вмешательстве экспериментатора в течение естественных процессов, которое обусловливает активный характер данного метода познания. Какие же преимущества вытекают из специфических особенностей эксперимента по сравнению с наблюдением? • В процессе эксперимента становится возможным изучение данного • Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях (при сверхнизких или сверхвысоких • Важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость, причем условия его можно планомерно изменять. Классификация экспериментов проводится по различным основаниям. В зависимости от целей, можно выделить несколько видов эксперимента: - исследовательский – проводится в целях обнаружения у объекта не
рассеянию a-частиц, в результате которых была установлена планетарная - проверочный – проводится для проверки тех или иных утверждений науки (примером проверочного эксперимента может служить проверка гипотезы о существовании планеты Нептун); - измерительный – проводится для получения точных значений тех или иных свойств объектов (например опытные плавки металлов, сплавов; опыты по исследованию прочности конструкций). По характеру исследуемого объекта различаются физические, химические, биологические, психологические, социальные эксперименты. По методу и результатам исследования эксперименты можно разделить на качественные и количественные. Первые из них скорее носят исследовательский, поисковый характер, вторые обеспечивают точное измерение всех существенных факторов, влияющих на ход изучаемого процесса. Эксперимент любого вида может осуществляться как непосредственно с интересующим объектом, так и с его заместителем – моделью. Соответственно эксперименты бывают натурные и модельные. Модельные используются в тех случаях когда эксперимент невозможен или нецелесообразен. Наибольшее применение эксперимент получил в естествознании. Современная наука начиналась с экспериментов Г. Галилея. Однако в настоящее время все большее развитие он получает и в изучении общественных процессов. Такое распространение эксперимента во все большее число отраслей научного знания говорит о возрастающей важности этого метода исследования. С его помощью решаются задачи по получению значений свойств тех или иных объектов, проводится опытная проверка гипотез и теорий, велико и эвристическое значение эксперимента в нахождении новых сторон изучаемых явлений. Эффективность эксперимента возрастает и в связи с прогрессом экспериментальной техники. Отмечается и такая особенность: чем больше используется в науке эксперимент, тем быстрее она развивается. Не случайно учебники экспериментальных наук стареют много быстрее, чем наук описательных. Наука не ограничивается эмпирическим уровнем исследования, она идет дальше, раскрывая сущностные связи и отношения в исследуемом объекте, которые, оформляясь в законе, познанном человеком, приобретают определенную теоретическую форму. На теоретическом уровне познания используются иные средства и методы познания. К методам теоретического исследования относятся: идеализация, формализация, метод восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический, мысленный эксперимент. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Понятие «абстрактное» употребляется в основном для характеристики человеческого знания. Под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, когда выделены только те свойства, которые интересуют исследователя. Понятие «конкретное» в философии может употребляться в двух смыслах: а) «конкретное» – сама действительность, взятая во всем многообразии свойств, связей и отношений; б) «конкретное» – обозначение многогранного, всестороннего знания об объекте. Конкретное в этом смысле выступает как противоположность абстрактному знанию, т.е. знанию, бедному по содержанию, одностороннему. В чем сущность метода восхождения от абстрактного к конкретному? Восхождение от абстрактного к конкретному есть всеобщая форма движения познания. Согласно этому методу процесс познания разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Сам объект в процессе этой операции как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Второй этап процесса познания и есть собственно восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в том, что мысль движется от абстрактных определений объекта к всестороннему, многогранному знанию об объекте, к конкретному в познании. Следует отметить, что это две стороны одного процесса, которые обладают лишь относительной самостоятельностью. Идеализация – мысленное конструирование объектов, которые не существуют в действительности. К таким идеальным объектам относятся, например, абсолютно черное тело, материальная точка, точечный электрический заряд. Процесс конструирования идеального объекта обязательно предполагает абстрагирующую деятельность сознания. Так, говоря об абсолютно черном теле, мы абстрагируемся от того факта, что все реальные тела обладают способностью отражать падающий на них свет. Для формирования идеальных объектов большое значение имеют и другие мыслительные операции. Это связано с тем, что при создании идеальных объектов мы должны достигнуть следующих целей: - лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств; Идеальные объекты играют в науке большую роль, они позволяют значительно упростить сложные системы, благодаря чему возникает возможность применять к ним математические методы исследования. Более того, наука знает немало примеров, когда исследование идеальных объектов привело к выдающимся открытиям (открытие Галилеем принципа инерции). Любая идеализация правомерна лишь в определенных пределах, она служит для научного решения только определенных проблем. Иначе применение идеализации может привести к некоторым заблуждениям. Только с учетом этого можно правильно оценить роль идеализации в познании. Формализация – метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме и исследование логической структуры теории. Достоинство формализации заключается в следующем: - обеспечение полноты обозрения определённой области проблем, обобщенность подхода к их решению. Создаётся общий алгоритм решения проблем, например вычисления площадей различных фигур с помощью интегрального исчисления; - использование специальной символики, введение которой обеспечивает краткость и четкость фиксации знания; - приписывание отдельным символам или их системам определенных значений, что позволяет избежать многозначности терминов, которая свойственна естественным языкам. Поэтому при оперировании с формализованными системами рассуждения отличаются четкостью и строгостью, а выводы доказательностью; - возможность формировать знаковые модели объектов и заменять изучение реальных вещей и процессов изучением этих моделей. Этим достигается упрощение познавательных задач. У искусственных языков существует относительно большая независимость, самостоятельность знаковой формы по отношению к содержанию, поэтому в процессе формализации возможно временно отвлечься от содержания модели и исследовать лишь формальную сторону. Такое отвлечение от содержания может привести к парадоксальным, но поистине гениальным открытиям. Например, с помощью формализации было предсказано существование позитрона П. Дираком. Аксиоматизация нашла широкое применение в математике и математизированных науках. Под аксиоматическим методом построения теорий понимается такая их организация, когда ряд утверждений вводится без доказательства, а все остальные выводятся из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами или постулатами. Впервые этот метод был применен для построения элементарной геометрии Евклидом, затем он получил применение в различных науках. К аксиоматически построенной системе знания предъявляется ряд требований. Согласно требованию непротиворечивости в системе аксиом не должны быть выводимы одновременно какое-либо предложение и его отрицание. Согласно требованию полноты любое предложение, которое можно сформулировать в данной системе аксиом, можно в ней доказать или опровергнуть. Согласно требованию независимости аксиом любая из них не должна быть выводима из других аксиом. В чем достоинства аксиоматического метода? Прежде всего аксиоматизация науки требует точного определения используемых понятий и соблюдения строгости выводов. В эмпирическом знании то и другое не достигнуто, в силу чего применение аксиоматического метода требует прогресса данной области знаний в этом отношении. Кроме того, аксиоматизация упорядочивает знание, исключает из него ненужные элементы, устраняет двусмысленности и противоречия. Иначе говоря, аксиоматизация рационализирует организацию научного знания. В настоящее время делаются попытки применения этого метода в нематематизированных науках: биологии, лингвистике, геологии. Мысленный эксперимент осуществляется не с материальными объектами, а с идеальными копиями. Мысленный эксперимент выступает как идеальная форма реального эксперимента и может привести к важным открытиям. Именно мысленный эксперимент позволил Галилею открыть физический принцип инерции, легший в основу всей классической механики. Этот принцип не мог быть открыт ни в каком эксперименте с реальными объектами, в реально существующих средах. К методам, применяемым как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях исследования, относятся обобщение, абстрагирование, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы, математические методы. Абстрагирование носит в умственной деятельности наиболее универсальный характер. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей и одновременном выделении одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого предмета. Процесс абстрагирования имеет двухступенчатый характер: отделение существенного, выявления наиболее важного; реализация возможности абстрагирования, т. е. собственно акт абстракции или отвлечения. Результатом абстрагирования является образование различного рода абстракций – как отдельно взятых понятий, так и их систем. Следует отметить, что этот метод входит составной частью во все другие методы, более сложные по структуре. Когда мы абстрагируем некоторое свойство или отношения ряда объектов, то тем самым создаём основу для их объединения в единый класс. По отношению к индивидуальным признакам каждого из объектов, входящих в данный класс, объединяющий их признак выступает как общий. Обобщение – метод, приём познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Например, такие понятия, как «сосна», «лиственница», «ель» являются первичными обобщениями, от которых можно перейти к более общему понятию «хвойное дерево». Затем можно перейти к таким понятиям, как «дерево», «растение», «живой организм». Анализ – метод познания, содержанием которого является совокупность приемов расчленения предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения. Синтез – метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое. Эти методы взаимно дополняют, обусловливают и сопровождают друг друга. Чтобы стал возможным анализ вещи, она должна быть зафиксирована как целое, для чего необходимо ее синтетическое восприятие. И наоборот, последнее предполагает ее последующее расчленение. Анализ и синтез являются наиболее элементарными методами познания, которые лежат в самом фундаменте человеческого мышления. Вместе с тем они являются и наиболее универсальными приемами, характерными для всех его уровней и форм. Возможность анализа объекта в принципе безгранична, что логически следует из положения о неисчерпаемости материи. Однако всегда осуществляется выбор элементарных составляющих объекта, определяемый целью исследования. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны с другими методами познания: экспериментом, моделированием, индукцией, дедукцией. Индукция и дедукция. Разделение этих методов основано на выделении двух типов умозаключений: дедуктивного и индуктивного. При дедуктивном умозаключении делается вывод о некотором элементе множества на основании знания общих свойств всего множества.
Все рыбы дышат жабрами. Окунь – рыба __________________________ Следовательно, окунь дышит жабрами. Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение. Здесь наблюдается движение мысли от общего к частному. Такое движение мысли очень часто применяется в научном исследозании. Так, Максвелл из нескольких уравнений, выражающих наиболее общие законы электродинамики, последовательно развернул полную теорию электромагнитного поля. Особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает новая научная гипотеза. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы. Созданное таким путем знание определяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений. Следовательно, содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений. Индукция – умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Индукция как метод познания – совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим. Таким образом, индукция и дедукция прямо противоположные направленности хода мысли. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности. Обнаруживая сходные черты у многих предметов определенного класса, мы делаем вывод о присущности этих черт всем предметам данного класса. Выделяют следующие виды индукции: - полная индукция, в которой общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса. Полная индукция даёт - неполная индукция, в которой общий вывод получается из посылок, - индукция через простое перечисление или популярная индукция, в которой общий вывод о классе предметов делается на том основании, что среди наблюдаемых фактов не встретилось ни одного, противоречащего обобщению; - индукция через отбор фактов, осуществляется путём отбора их из общей массы по определённому принципу, уменьшающему вероятность случайных совпадений; - научная индукция, в которой общий вывод о всех предметах класса Методами научной индукции могут быть установлены причинные связи. Выделяются следующие каноны индукции (правила индуктивного исследования Бэкона-Милля): • метод единственного сходства: если два или более случаев исследуемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, а все остальные • метод единственного различия: если случаи, при которых явление • соединённый метод сходства и различия, представляющий собой • метод сопутствующих изменений: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство • метод остатков: если известно, что причиной исследуемого явления Привлекательность индукции состоит в тесной связи ее с фактами, с практикой. Она играет большую роль в научном исследовании – в выдвижении гипотез, в открытии эмпирических законов, в процессе введения в науку новых понятий. Отмечая роль индукции в науке, Луи де Бройль писал: «Индукция, поскольку она стремится избежать уже проторенных путей, поскольку она неустранимо пытается раздвинуть уже существующие границы мысли, является истинным источником действительно научного прогресса»1. Но индукция не может приводить к универсальным суждениям, в которых выражаются закономерности. Индуктивные обобщения не могут осуществить переход от эмпирии к теории. Поэтому абсолютизировать роль индукции, как это делал Бэкон, в ущерб дедукции было бы неверно. Ф. Энгельс писал, что дедукция и индукция связаны между собой столь же необходимым образом, как анализ и синтез. Только во взаимной связи каждый из них может в полной мере проявить свои достоинства. Дедукция является основным методом в математике, в теоретически развитых науках, в эмпирических науках преобладают индуктивные выводы. Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны между собой. Они применяются при исследовании сложных развивающихся объектов. Сущность исторического метода состоит в том, что история развития изучаемого объекта воспроизводится во всей многогранности, с учётом всех законов и случайностей. Применяется он прежде всего для исследования человеческой истории, но большую роль играет и в познании развития неживой и живой природы. История объекта реконструируется логическим путем на основании изучения тех или иных следов прошлого, остатков прошлых эпох, запечатленных в материальных образованиях (природных или созданных человеком). Для исторического исследования характерна хронологическая после ________________ 1 Бройль Л. По тропам науки. М., С. 178. довательность рассмотрения материала, анализ этапов развития объектов исследования. С помощью исторического метода прослеживается вся эволюция объекта от его зарождения и до современного состояния, исследуются генетические отношения развивающегося объекта, выясняются движущия силы и условия развития объекта. Содержание исторического метода раскрывается структурой исследования: 1) изучение «следов прошлого» как результатов исторических процессов; 2) сопоставление их с результатами современных процессов; 3) воссоздание событий прошлого в их пространственно-временных отношениях на основе интерпретации «следов прошлого» с помощью знания о современных процессах; 4) выделение основных этапов развития и причин перехода от одной стадии развития к другой. Логический метод исследования – это воспроизведение в мышлении развивающегося объекта в форме исторической теории. При логическом исследовании отвлекаются от всех исторических случайностей, воспроизводя историю в общем виде, освобождённую от всего несущественного. Принцип единства исторического и логического требует, чтобы логика мысли следовала за историческим процессом. Это не значит, что мысль пассивна, наоборот, активность ее состоит в вычленении из истории существенного, самой сути исторического процесса. Можно сказать, что исторический и логический методы познания не только отличны, но и в значительной мере совпадают. Не случайно Ф. Энгельс отмечал, что логический метод есть, в сущности, тот же исторический, но освобожденный от исторической формы. Они взаимно дополняют друг друга. Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Изучив некоторые свойства предмета, мы можем обнаружить, что они совпадают со свойствами другого предмета. Установив такое сходство и найдя, что число совпадающих признаков достаточно велико, можно сделать предположение о том, что другие свойства этих предметов совпадают. Так, при изучении Сибирской платформы было установлено ее геологическое сходство с алмазоносной провинцией Южной Африки. Было высказано предпо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|