Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимоотношение науки и техники в историческом процессе




Современная наука тесно связана с техникой. Техника является такой же древней, как и само человечество, она так или иначе попадала в поле зрения философов, но философские проблемы техники возникли лишь в XX столетии. Только в XX ве­ке проблемы техники, её развития, места в обществе и значения для будущего чело­веческой цивилизации становятся предметом систематического изучения.

Она изучается различными дисциплинами, как техническими, так ес­тественными и общественными, как общими, так и частными. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с порази­тельной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Технические науки изучают отдельные аспекты, определённые виды тех­ники. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на при­роду и использованием техники в экспериментах также исследуют вопро­сы техники со своей точки зрения. В силу проникновения техники практи­чески во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специально­му анализу технического развития.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропо­ниманием. Так, колесо было великим изобретением, но весьма вероятно, что оно было посвящено богам. Наука древнего мира была ещё не дисцип­линарной и не отделимой от практики и техники. Важнейшим шагом на пути развития западной цивилизации была античная революция в науке, которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в само­стоятельную сферу человеческой деятельности.

Античная наука была комплексной по своему стремлению макси­мально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого фило­софски предмета научного исследования. Специализация ещё только начиналась, и не принимала организованных форм дисциплинарности. В античности понятие «тэхнэ» включало технику, техническое знание и искусство, но не включало теорию. Наука и техника рассматрива­лись как принципиально различные виды деятельности.

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со вре­менем изменялось лишь незначительно. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. В эту эпоху сформировался идеал энциклопедически развитой личности учёного и ин­женера, равным образом хорошо знающего и умеющего в самых различ­ных областях науки и техники.

В науке Нового времени наблюдается иная тенденция – стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одно­временно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретиче­скими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, тех­ники. Именно этот идеал привёл в конечном итоге к дисциплинарной ор­ганизации науки и техники. В социальном плане это было связано со ста­новлением профессии учёного и инженера, повышением их статуса в об­ществе. Специализация и профессионализация науки и техники с одновре­менной технизацией науки и сциентификацией техники породили множе­ство научных и технических дисциплин. Произошло становление специ­ально-научного и основанного на науке инженерного образования.

Таким образом, в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического дей­ствия, но первоначально они опираются не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику. Это хорошо видно из описания технической рецепту­ры в многочисленных пособиях по ремесленной технике, направленных на закрепление и передачу технических знаний новому поколению. В Новое время возникает необходимость подготовки инженеров в специальных школах, через систему профессионального образования.

До XIX века наука и техника развиваются как бы по независимым траекториям. Даже лучшие учебники по инженерному делу в XVIII веке были в основном описательными, математические расчёты встречаются в них крайне редко. А творцы технических новшеств, заложивших основу промышленной революции XVIII - начала XIX веков, не были связаны с научным сообществом. Ни создатель прядильной машины Р. Аркрайт, ни создатель теплового двигателя Т. Ньюкомен, ни создатель паровой маши­ны Дж. Уатт не относили себя к учёным.

Одной из первых попыток создания научной технической литературы стали учебники по прикладной механике. Следующая ступень рациональ­ного обобщения техники находит своё выражение в появлении техниче­ских наук. Происходит теоретическое обобщение отдельных областей тех­нического знания в целях научного образования инженеров при ориентации на естественнонаучную картину мира Техника стала научной, возникают технические науки.

Технические науки, которые формировались прежде всего в качестве приложения различных областей естествознания к определённым классам инженерных задач, в середине XX века образовали особый класс научных дисциплин, отличающих от естественных наук как по объекту, так и по внутренней структуре, но также обладающих дисциплинарной организа­цией.

Наконец, высшую на сегодня ступень рационального обобщения в технике представляет собой системотехника как попытка комплексного теоретического обобщения всех отраслей современной техники и техниче­ских наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гумани­тарное образование инженеров, т. е. при ориентации на системную картину мира.

Инженер-системотехник должен сочетать в себе талант учёного, кон­структора и менеджера, уметь объединять специалистов различного про­филя для совместной работы. Большое место в подготовке инженера-системотехника занимают системные и кибернетические дисциплины.

Таким образом, история техники может быть подразделена на три ос­новных этапа:

• преобладание ручных орудий труда;

• преобладание механических устройств;

• преобладание автоматизированных устройств.

По вопросу взаимоотношения науки и техники можно выделить четыре основных точки зрения. Первая их них отдает определяющую роль науке, технику рассматривает как прикладную науку. Согласно этой точке зре­ния, наука – это производство знания, а техника – его применение.

Другая точка зрения трактует науку и технику как независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как техника развивается для решения практических проблем. Иногда тех­ника использует научные результаты для своих целей, иногда наука ис­пользует технические устройства для решения своих проблем.

Третья точка зрения утверждает ведущую роль техники, под влиянием потребностей которой развивалась наука. Например мельница, часы, насосы, паровой двигатель создавались практиками, а соответствующие разделы науки возникли позднее и представляли собой теоретическое ос­мысление действия технических устройств. Так, открытия Галилея и Торичелли были тесно связаны с практикой инженеров, строивших водяные насосы. И действительно, прогресс науки зависит в значительной степени от изобретения соответствующих научных инструментов. Причем многие технические изобретения были сделаны до возникновения экспериментального естествознания, например телескоп и микроскоп, а также можно утверждать, что без всякой помощи науки были реализованы крупные архитектурные проекты. Наука пользуется техникой, т.е. инструментами и приборами, но это не означает, что развитие науки определяется совершенствованием техники.

Четвертая точка зрения утверждает, что техника науки, т.е. измерение и эксперимент, во все времена обгоняет технику повседневной жизни.

Все эти представления подчеркивают разные стороны взаимоотношений науки и техники, являясь частично верными. В действительности вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но с начала ХХ века это становится систематическим.

Чтобы разобраться в вопросах взаимоотношения науки и техники, на­до рассматривать их исторически, в развитии.

На разных этапах развития общества наука и техника взаимодейство­вали неодинаково. В докапиталистическом обществе преобладали простые орудия труда, поэтому конечный результат всецело зависел от опыта и умелости мастера. Человек еще в древности научился выплавлять металл, не имея представления о сущности тех физических и химических процес­сов, которые происходят в металлургическом процессе. Знания передава­лись в форме рецептов, причем они не обосновывались. Это знание доста­лось от предков, которые считали, что получили его от богов. Науки как знания об объ­ективном природном процессе в традиционном обществе не было. Человек просто повторял ряд действий, унаследованных от предков. Среди них бы­ли рациональные и нерациональные, магические. Человек не контролиро­вал полностью процесс своей деятельности. Все, что ему неподконтрольно, он объяснял волей богов. Боги есть высшие, неподконтрольные человеку силы, влияющие на результат его действий. Пока результат дела зависел от человеческого умения, от его субъективных качеств и других привходящих обстоятельств, вскрыть реальные причины изучаемых процессов было не­возможно.

Но если действие человека заменить машиной, тогда снимается зави­симость результата от субъективных, т.е. неконтролируемых факторов. При­чинно-следственные связи становятся контролируемыми, и практика больше не зависит от множества случайных факторов, от Бога.

В технике моделируются связи природы, наука их исследует и опи­сывает в теориях. Наука как знание о реальных связях в природе, о закономерностях, проявляющихся в природных процессах, возникает тогда, когда ученые обращаются к исследованию технических устройств.

Таким образом, современная наука возникает как попытка понять действие технических устройств. Она исследует те природные законы, на основе которых работает техника. Позднее в науке происходит разделение на науки технические, исследующие проблемы техники, и естественные, исследующие природные процессы.

Наука длительное время, до конца XIX века, шла вслед за техникой. Технику создавали практики-изобретатели. Часовщик Уатт изобрел па­ровую машину, цирюльник Аркрайт – прядильную машину, рабочий-ювелир Фултон – пароход. Первые паровые машины были построены ма­нуфактурными и ремесленными способами.

В конце XIX века ситуация меняется. Целые отрасли промышленно­сти создаются на основе открытий науки: электротехническая, химическая, различные виды машиностроения.

В настоящее время создание новых видов технических устройств не может не опираться на научные исследования и разработки. В науке есть отрасли, непосредственно связанные с разработкой новой техники, и от­расли, ориентированные на фундаментальные исследования.

Таким образом, взаимоотношения науки и техники изменялись в ис­торическом процессе. В докапиталистическом обществе преобладали руч­ные орудия труда. Техника большую часть своей истории была мало свя­зана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. Ученые же почти не обращались к решению практиче­ских задач. Естествознание решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. После нескольких веков такой «авто­номии» наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной рево­люции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые пло­ды, производство начинает развиваться на технической основе, создаются разнообразные машины и механизмы, заменяющие труд рабочего. Совре­менная наука возникает из стремления понять работу механических уст­ройств. В дальнейшем происходит обособление технических наук и наук о природе, но сохраняется их тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Совре­менная наука и техника также находятся в процессе постоянного взаимо­действия. Технические проблемы по-прежнему стимулируют развитие науки, но в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...