Структура методологии научного познания
Учение о методах познания разрабатывается гносеологией, составляющей один из разделов философии. Гносеология изучает все формы познания, в том числе и вненаучные. Учение о системе методов, применяемых в науке, их теория называется методологией науки. В настоящее время принята многоуровневая концепция методологического знания, хотя число уровней у разных исследователей различно. По нашему мнению, в методологии науки можно выделить пять уровней, различающихся по степени общности вопросов и по характеру связи с философией1. Первый, самый общий уровень методологии науки составляют исследования применения философских методов: диалектического и метафизического. Материалистическая диалектика в качестве общего метода выступает в виде основных принципов мировоззрения, применённых к процессу познания и к практике. Она формулирует наиболее общие принципы познания и законы движения к объективной истине. Метафизика не видит взаимосвязи и развития объектов, она абсолютизирует какую-либо одну сторону познания. На этом философском уровне методология науки имеет много общего с теорией познания, с её основными принципами. При этом есть и различия, ибо методология науки не исследует стихийно-эмпирические процессы познания, его донаучные и вненаучные формы. Диалектический метод вскрывает сущность научного исследования, позволяет взглянуть на предмет исследования с более широкой точки зрения. Знание диалектики, ее законов и категорий ещё недостаточно, чтобы решить те или иные научные проблемы, оно позволяет наметить только общие направления и последовательность исследования. Диалектика, являясь философской основой движения знания к новым результатам, играет скорее роль стратегии, чем тактики научного исследования.
Диалектический метод применяется в науках не непосредственно, а модифицируясь в соответствии с объектами этих наук. В каждой науке этот метод применяется через систему общенаучных методов познания. Учение об этих методах, их теория составляет следующий, более узкий уровень методологии науки. На нём общие методологические принципы конкретизируются, всеобщее превращается в конкретное. Исследуется сущность общенаучных методов, дается их теоретическое обоснование, выявляются эвристические достоинства и гносеологические возможности, границы применимости. Вопросы методологии науки этого уровня также имеют философский характер, несмотря на то, что при анализе общенаучных методов необходимо обращение к данным наук о природе и обществе. Применение общенаучных методов познания обусловливается не только особенностями познающего мышления, но и характером объекта исследования. С помощью того или иного общенаучного метода исследуется не весь предмет науки в целом, а лишь некоторые его стороны. Открытие какого-либо нового метода, способа изучения или даже прибора может привести к развитию новых областей науки, к дифференциации научного знания. ________________________________ 1 См.: Назаров И.В. Проблемы диалектико-материалистической методологии в науках о Земле. Красноярск, 1985.
Ко второму уровню методологии науки относятся также вопросы логики научного познания: установление логических связей между компонентами научных теорий, отношение эмпирического и теоретического уровней знания, вопросы его формализации, математизации. Не все подобные вопросы имеют философский характер. К этому же уровню относятся исследования ряда таких общенаучных принципов, имеющих важное методологическое значение, как принцип соответствия, инвариантности, наблюдаемости, дополнительности, а также проблем системного подхода. Вопросы построения теории, ее структуры, анализ языка науки, закономерностей развития, решаемые методологией науки, принадлежат этому же уровню.
Следует отметить, что методологические принципы играют особенно важную и плодотворную роль при познании новых областей действительности, сведения о которых ещё недостаточны. Не менее необходимы эти принципы и на стадии становления новых научных дисциплин. Само развитие науки приводит ученых к признанию и необходимости познания методологических принципов. Обычно в литературе выделяются только эти два уровня методологии науки. Но последняя, по нашему мнению, решает более частные познавательные проблемы, которые можно представить в виде трех уровней. Третий уровень методологии науки — это исследование системы общенаучных методов познания, применяемых в какой-либо фундаментальной науке, а также её гносеологические проблемы. Кроме знания сущности данных методов, для исследователя необходимо знание основных проблем конкретной науки. Известна огромная роль математики в науке, но её применение, например в физике, биологии, геологии, неодинаково и методологические вопросы этого применения различны. Роль отдельных методов в науке не является неизменной и может настолько возрасти, что приведет её к членению. Решение многих возникающих при этом проблем — определение перспектив и основных направлений новой науки, её взаимосвязи с другими науками, места в общей системе научного знания – возможно только на основе определенных методологических принципов, так как связано с решением более общих познавательных задач. Четвертый уровень методологии науки – исследование системы общенаучных методов познания и гносеологические проблемы в какой-либо нефундаментальной науке. Эти вопросы носят менее общий характер, более удаленный от философии, для их решения часто достаточно творческого применения методов и проблем, разработанных на втором и третьем уровнях. При этом важную роль играет анализ основных тенденций, путей прогресса ведущих отраслей науки, ибо многие закономерности развития являются общими для всех наук.
Вопросы методологии науки третьего и четвертого уровней являются общими для философии и науки. Их решение обогащает как философию, способствуя конкретизации многих её положений, так и конкретные науки о природе и обществе. Для решения частных методологических проблем недостаточно знания общих философских принципов, недостаточно ссылок на диалектику. Необходимо знание основных проблем науки, ее предмета. На решение этих проблем оказывает влияние как развитие теории познания, так и прогресс самой науки. Частные методологические проблемы возникают и разрабатываются в процессе развития самой науки. Если при эволюционном развитии науки исследователь мало интересуется методологическими вопросами и использует наличные методологические средства, то в переломные периоды развития науки эти вопросы становятся центральными. В такие периоды наука уже не может опираться на традиционные положения и методы. Требуется найти новые идеи, принципы, методы для ее дальнейшего развития. К пятому уровню методологии науки относятся проблемы еще более узкого плана – исследование вопросов применения конкретных, специальных методов научного познания. Применение этих методов определяется целью исследования и характерными особенностями изучаемых объектов. Как правило, они применяются стихийно, теоретически их применение не всегда обосновано и границы применимости не исследованы. Описание, а иногда и анализ конкретных методов исследования проводится учеными в рамках той или иной науки, и непосредственной связи с философией они не имеют. Запросы теоретического обоснования конкретных методов, анализ их взаимодействий и применения составляет важную задачу методологии этого уровня. Таким образом, методология науки разрабатывает обширный круг познавательных проблем. Она все больше выделяется в особую область знания, имеющую комплексный (философский и научный) характер и обладающую сложной структурой. Так, первые два уровня методологии науки являются философскими, следующие два – общими для философии и науки, они должны составить теоретико-познавательное основание последней, пятый уровень носит конкретно-научный характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|