Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура методологии научного познания




Учение о методах познания разрабатывается гносеологией, состав­ляющей один из разделов философии. Гносеология изучает все формы по­знания, в том числе и вненаучные. Учение о системе методов, применяе­мых в науке, их теория называется методологией науки. В настоящее вре­мя принята многоуровневая концепция методологического знания, хотя число уровней у разных исследователей различно.

По нашему мнению, в методологии науки можно выделить пять уров­ней, различающихся по степени общности вопросов и по характеру связи с философией1.

Первый, самый общий уровень методологии науки составляют иссле­дования применения философских методов: диалектического и метафизи­ческого. Материалистическая диалектика в качестве общего метода выступает в виде основных принципов мировоззрения, применённых к процессу познания и к практике. Она формулирует наиболее общие принципы по­знания и законы движения к объективной истине.

Метафизика не видит взаимосвязи и развития объектов, она абсолю­тизирует какую-либо одну сторону познания.

На этом философском уровне методология науки имеет много общего с теорией познания, с её основными принципами. При этом есть и разли­чия, ибо методология науки не исследует стихийно-эмпирические процес­сы познания, его донаучные и вненаучные формы. Диалектический метод вскрывает сущность научного исследования, позволяет взглянуть на пред­мет исследования с более широкой точки зрения. Знание диалектики, ее законов и категорий ещё недостаточно, чтобы решить те или иные научные проблемы, оно позволяет наметить только общие направления и последо­вательность исследования. Диалектика, являясь философской основой движения знания к новым результатам, играет скорее роль стратегии, чем тактики научного исследования.

Диалектический метод применяется в науках не непосредственно, а модифицируясь в соответствии с объектами этих наук. В каждой науке этот метод применяется через систему общенаучных методов познания. Учение об этих методах, их теория составляет следующий, более узкий уро­вень методологии науки. На нём общие методологические принципы кон­кретизируются, всеобщее превращается в конкретное. Исследуется сущ­ность общенаучных методов, дается их теоретическое обоснование, выяв­ляются эвристические достоинства и гносеологические возможности, гра­ницы применимости. Вопросы методологии науки этого уровня также имеют философский характер, несмотря на то, что при анализе общенауч­ных методов необходимо обращение к данным наук о природе и обществе. Применение общенаучных методов познания обусловливается не только особенностями познающего мышления, но и характером объекта исследо­вания. С помощью того или иного общенаучного метода исследуется не весь предмет науки в целом, а лишь некоторые его стороны. Открытие ка­кого-либо нового метода, способа изучения или даже прибора может при­вести к развитию новых областей науки, к дифференциации научного зна­ния.

________________________________

1 См.: Назаров И.В. Проблемы диалектико-материалистической методологии в науках о Земле. Красноярск, 1985.

 

Ко второму уровню методологии науки относятся также вопросы ло­гики

научного познания: установление логических связей между компо­нентами научных теорий, отношение эмпирического и теоретического уровней знания, вопросы его формализации, математизации. Не все подоб­ные вопросы имеют философский характер. К этому же уровню относятся исследования ряда таких общенаучных принципов, имеющих важное ме­тодологическое значение, как принцип соответствия, инвариантности, на­блюдаемости, дополнительности, а также проблем системного подхода. Вопросы построения теории, ее структуры, анализ языка науки, закономерностей развития, решаемые методологией науки, принадлежат этому же уровню.

Следует отметить, что методологические принципы играют особенно важную и плодотворную роль при познании новых областей действитель­ности, сведения о которых ещё недостаточны. Не менее необходимы эти принципы и на стадии становления новых научных дисциплин. Само развитие науки приводит ученых к признанию и необходимости познания методологических принципов.

Обычно в литературе выделяются только эти два уровня методологии науки. Но последняя, по нашему мнению, решает более частные познава­тельные проблемы, которые можно представить в виде трех уровней.

Третий уровень методологии науки — это исследование системы об­щенаучных методов познания, применяемых в какой-либо фундаменталь­ной науке, а также её гносеологические проблемы. Кроме знания сущности данных методов, для исследователя необходимо знание основных проблем конкретной науки. Известна огромная роль математики в науке, но её при­менение, например в физике, биологии, геологии, неодинаково и методо­логические вопросы этого применения различны.

Роль отдельных методов в науке не является неизменной и может на­столько возрасти, что приведет её к членению. Решение многих возни­кающих при этом проблем — определение перспектив и основных направ­лений новой науки, её взаимосвязи с другими науками, места в общей сис­теме научного знания – возможно только на основе определенных методо­логических принципов, так как связано с решением более общих познава­тельных задач.

Четвертый уровень методологии науки – исследование системы об­щенаучных методов познания и гносеологические проблемы в какой-либо нефундаментальной науке. Эти вопросы носят менее общий характер, бо­лее удаленный от философии, для их решения часто достаточно творческо­го применения методов и проблем, разработанных на втором и третьем уровнях. При этом важную роль играет анализ основных тенденций, путей прогресса ведущих отраслей науки, ибо многие закономерности развития являются общими для всех наук.

Вопросы методологии науки третьего и четвертого уровней являются общими для философии и науки. Их решение обогащает как философию, способствуя конкретизации многих её положений, так и конкретные науки о природе и обществе. Для решения частных методологических проблем недостаточно знания общих философских принципов, недостаточно ссы­лок на диалектику. Необходимо знание основных проблем науки, ее пред­мета. На решение этих проблем оказывает влияние как развитие теории познания, так и прогресс самой науки.

Частные методологические проблемы возникают и разрабатываются в процессе развития самой науки. Если при эволюционном развитии науки исследователь мало интересуется методологическими вопросами и исполь­зует наличные методологические средства, то в переломные периоды раз­вития науки эти вопросы становятся центральными. В такие периоды наука уже не может опираться на традиционные положения и методы. Требу­ется найти новые идеи, принципы, методы для ее дальнейшего развития.

К пятому уровню методологии науки относятся проблемы еще более узкого плана – исследование вопросов применения конкретных, специаль­ных методов научного познания. Применение этих методов определяется целью исследования и характерными особенностями изучаемых объектов. Как правило, они применяются стихийно, теоретически их применение не всегда обосновано и границы применимости не исследованы. Описание, а иногда и анализ конкретных методов исследования проводится учеными в рамках той или иной науки, и непосредственной связи с философией они не имеют. Запросы теоретического обоснования конкретных методов, анализ их взаимодействий и применения составляет важную задачу методологии этого уровня.

Таким образом, методология науки разрабатывает обширный круг по­знавательных проблем. Она все больше выделяется в особую область зна­ния, имеющую комплексный (философский и научный) характер и обла­дающую сложной структурой. Так, первые два уровня методологии науки являются философскими, следующие два – общими для философии и нау­ки, они должны составить теоретико-познавательное основание последней, пятый уровень носит конкретно-научный характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...