Научные методы и их классификация
Любая деятельность человека регулируется нормами и правилами, в ней он использует определённые методы и приёмы. Метод в широком смысле – это способ действия, путь к чему-либо. В более узком смысле метод – это совокупность определённых правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод ориентирует субъекта в решении конкретной задачи, достижении определённого результата в данной сфере деятельности. Поэтому под научным методом следует понимать совокупность определённых познавательных операций, соответствующих предмету науки и позволяющих решать её задачи. Научный метод позволяет наиболее рациональным путём достигать истины, избегать ошибок и заблуждений. Не случайно Ф. Бэкон сравнивал научный метод с фонарем, освещающим дорогу путнику, который бредёт в темноте и ощупью отыскивает себе дорогу. Философ стремился создать такой метод, который мог бы быть «органоном» (орудием) познания, обеспечить человеку господство над природой. Важную роль метода в познании подчёркивали многие крупные учёные. Выдающийся физиолог И.П. Павлов писал: «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных»1. Безусловно, простое использование научного метода не гарантирует успеха исследования, но оно облегчает поиски истины и составляет одно из важнейших условий её достижения. При этом следует избегать крайностей: - недооценивать или отвергать роль метода и методологических проблем («методологический негативизм»),
- преувеличивать значение метода, превращать его в универсальный ________________ 1 Павлов И. П. Лекции по физиологии. М., 1952. С. 21.
способ решения всех проблем науки, в простой и доступный инструмент научного открытия («методологическая эйфория»). Применение методов может быть стихийным и сознательным. Только осознанное применение методов, основанное на понимании их познавательных возможностей и границ применимости, делает деятельность людей при прочих равных условиях более рациональной и эффективной. Метод науки невозможно вывести только из объекта познания, из материальной действительности или только из активности познающего субъекта, из его сознания. Метод всегда является выражением диалектического единства, не исключающего противоречия, отношения субъекта и объекта на основе практики, взаимодействия человека и природы. При этом в самом объекте познания метод не содержится, методом становятся некоторые принципы и правила, выработанные субъектом для получения или проверки знания. Любой научный метод разрабатывается на основе определённой теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т. е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализации в практике. Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов, которые возвращаются в теорию (а через неё – в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам. Метод – та же теория, примененная к познанию. Но метод и теория не одно и тоже. Их отличия в следующем:
· теория – результат предыдущей деятельности, а метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности; · главные функции теории – объяснение и предсказание, а метода – регуляция деятельности; · теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод – система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания; · теория нацелена на решение проблемы – что представляет собой данный предмет, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования. В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживающий специфику именно данного предмета. Поэтому нельзя разделять предмет и метод, видеть в последнем только внешнее, независимое средство по отношению к предмету и лишь «налагаемое» на него чисто внешним образом. Как справедливо заметил Гегель, метод – это не внешняя форма, а «душа и понятие содержания». Он подчеркивал, что метод есть движение самого содержания, и поэтому он не может разрабатываться вне связи с содержанием – с реальной действительностью и практикой. Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т.п. Истинность метода всегда обусловлена содержанием предмета исследования. В то же время метод не есть нечто бессубъектное, существующее отдельно от субъекта. Последний всегда включен в метод, неотрывен от него. Метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. Все многообразие научных методов делится по разным основаниям. В зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы изучения природы делятся на физические, химические, биологические и др.
По степени общности и широте применения научные методы подразделяются на всеобщие – философские, общенаучные и частные. Общие диалектические принципы познания задают лишь генеральную линию исследования, они не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Они нужны для выбора верного пути, разработки программы исследования. Ошибочные общие исходные установки могут вести исследование в тупик. К общенаучным методам относятся такие методы, как наблюдение, моделирование, эксперимент, идеализация. Они применяются в большинстве наук. Частные методы используются в отдельной науке. Таковы методы титрования в химии, фациальный в геологии, радиоуглеродный в археологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|