Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные методы и их классификация




Любая деятельность человека регулируется нормами и правилами, в ней он использует определённые методы и приёмы. Метод в широком смысле – это способ действия, путь к чему-либо. В более узком смысле ме­тод – это совокупность определённых правил, приемов, способов, норм по­знания и действия. Метод ориентирует субъекта в решении конкретной задачи, достижении определённого результата в данной сфере деятельно­сти. Поэтому под научным методом следует понимать совокупность опре­делённых познавательных операций, соответствующих предмету науки и позволяющих решать её задачи. Научный метод позволяет наиболее ра­циональным путём достигать истины, избегать ошибок и заблуждений. Не случайно Ф. Бэкон сравнивал научный метод с фонарем, освещающим до­рогу путнику, который бредёт в темноте и ощупью отыскивает себе доро­гу. Философ стремился создать такой метод, который мог бы быть «орга­ноном» (орудием) познания, обеспечить человеку господство над приро­дой.

Важную роль метода в познании подчёркивали многие крупные учё­ные. Выдающийся физиолог И.П. Павлов писал: «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гени­альный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных дан­ных»1.

Безусловно, простое использование научного метода не гарантирует успеха исследования, но оно облегчает поиски истины и составляет одно из важнейших условий её достижения.

При этом следует избегать крайностей:

- недооценивать или отвергать роль метода и методологических про­блем («методологический негативизм»),

- преувеличивать значение метода, превращать его в универсальный

________________

1 Павлов И. П. Лекции по физиологии. М., 1952. С. 21.

 

способ решения всех проблем науки, в простой и доступный инструмент научного открытия («методологическая эйфория»).

Применение методов может быть стихийным и сознательным. Только осознанное применение методов, основанное на понимании их познава­тельных возможностей и границ применимости, делает деятельность лю­дей при прочих равных условиях более рациональной и эффективной.

Метод науки невозможно вывести только из объекта познания, из ма­териальной действительности или только из активности познающего субъ­екта, из его сознания. Метод всегда является выражением диалектического единства, не исключающего противоречия, отношения субъекта и объекта на основе практики, взаимодействия человека и природы. При этом в са­мом объекте познания метод не содержится, методом становятся некото­рые принципы и правила, выработанные субъектом для получения или проверки знания. Любой научный метод разрабатывается на основе опре­делённой теории, которая тем самым выступает его необходимой предпо­сылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловлена содер­жательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимает­ся в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т. е. использу­ется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материали­зации в практике.

Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов, которые возвращаются в теорию (а через неё – в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным зако­нам. Метод – та же теория, примененная к познанию. Но метод и теория не одно и тоже. Их отличия в следующем:

· теория – результат предыдущей деятельности, а метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

· главные функции теории – объяснение и предсказание, а метода – регуляция деятельности;

· теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод – система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания;

· теория нацелена на решение проблемы – что представляет собой данный предмет, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удержи­вающий специфику именно данного предмета. Поэтому нельзя разделять предмет и метод, видеть в последнем только внешнее, независимое средст­во по отношению к предмету и лишь «налагаемое» на него чисто внешним образом. Как справедливо заметил Гегель, метод – это не внешняя форма, а «душа и понятие содержания». Он подчеркивал, что метод есть движение самого содержания, и поэтому он не может разрабатываться вне связи с содержанием – с реальной действительностью и практикой.

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает зна­ние фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществ­ляется как движение в определенном материале, изучение его особенно­стей, форм развития, связей, отношений и т.п. Истинность метода всегда обусловлена содержанием предмета исследования.

В то же время метод не есть нечто бессубъектное, существующее от­дельно от субъекта. Последний всегда включен в метод, неотрывен от не­го. Метод существует, развивается только в сложной диалектике субъек­тивного и объективного при определяющей роли последнего.

Все многообразие научных методов делится по разным основаниям. В зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выде­лить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и мето­дов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы изучения при­роды делятся на физические, химические, биологические и др.

По степени общности и широте применения научные методы подраз­деляются на всеобщие – философские, общенаучные и частные.

Общие диалектические принципы познания задают лишь генеральную линию исследования, они не заменяют специальные методы и не опреде­ляют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Они нужны для выбора верного пути, разработки программы исследования. Ошибочные общие исходные установки могут вести исследование в ту­пик.

К общенаучным методам относятся такие методы, как наблюдение, моделирование, эксперимент, идеализация. Они применяются в большин­стве наук.

Частные методы используются в отдельной науке. Таковы методы титрования в химии, фациальный в геологии, радиоуглеродный в архео­логии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...