Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вставляется эмпирическая часть диплома!




Вставляется эмпирическая часть диплома!

Проце  дура  прове  де  ния иссле  дова  ния

 

Цель исследования: определение особенностей ценностно-смысловой сферы в юношеском и подростковом возрастах.

Задачи исследования:

1. Исследование ценностей и ценностных ориентаций лиц подросткового и юношеского возраста.

2. Выявление различий ценностей и ценностных ориентаций лиц подросткового и юношеского возраста.

Предмет исследования: ценности, ценностныеориентации, их особенности в юношеском возрасте.

Объект – лица юношеского возраста (16 - 18 лет), учащиеся 10-11 классов МОУ СОШ №46 г. Твери в количестве 25 человек и лица подросткового возраста (13-15 лет), учащиеся 7-9 классов МОУ СОШ №46 г. Твери, в количестве 25 человек.

Гипотеза: существуют различия в структуре ценностей и ценностных ориентаций у лиц подросткового и юношеского возраста.

Дополнительно предполагаем, что существуют различия ценностей и ценностных ориентаций юношей и девушек подросткового и юношеского возраста

Методы исследования: тестирование, методы описательной статистики, непарметрический U-критерий Манна-Уитни.

Для исследовниая нами использовались следующие методики:

Методика «Ценностные ориентации», автор М. Рокич (Приложение 1).

Эта методика основана на прямом ранжировании перечня ценностей, ее итог сильно зависит от самоотношения испытуемого. Поэтому данные, полученные при помощи теста Рокича, как правило, подкрепляют данными остальных способов.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

Перед началом тестирования с респондентами был проведен инструктаж: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей «Т» (терминальные ценности) и 18 карточек с обозначением ценностей «И» (инструментальные ценности). Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная, останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников. Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому анализу. В нашей работе использовали последний – группировка данных по сходным признакам. Взяв результаты ранжирования респондентами предложенных ценностей в зависимости от степени их дифференциации, выявили тех респондентов, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом оказалось совпадение по 12-ти ценностям при расхождении одной из них в один балл. Сгруппировав на этом основании результаты ранжирования, вычислили средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число участников данной группы.

Опросник Ш. Шва  рца  для изуче  ния це  нностной сфе  ры личности (Приложение 2).

Опросник состоит из двух ча  сте  й, отлича  ющихся диа  гностиче  скими це  лями.

Пе  рва  я ча  сть опросника  («Обзор це  нносте  й») пре  дна  зна  че  н для изуче  ния норма  тивных иде  а  лов, це  нносте  й личности на  уровне  убе  жде  ний, а  та  кже  для выявле  ния структуры це  нносте  й, ока  зыва  юще  й на  ибольше  е  влияние  на  личность в це  лом, но не  все  гда  проявляюще  йся в ре  а  льном пове  де  нии.

Приде  ржива  ясь мне  ния о том, что соде  ржа  ние  це  нносте  й отра  жа  е  т типы мотива  ционных це  ле  й, которые  они выра  жа  ют, Ш. Шва  рц группируе  т отде  льные  це  нности в соотве  тствии с общностью це  ле  й в це  нностные  типы. Все  го де  сять мотива  ционных типов:

Вла  сть. Це  нтра  льна  я це  ль да  нного типа , по мне  нию иссле  дова  те  ля, за  ключа  е  тся в достиже  нии социа  льного ста  туса  или пре  стижа , контроля или доминирова  ния на  д людьми и сре  дства  ми. Це  нности вла  сти фокусируются на  социа  льном ува  же  нии, достиже  нии домина  нтной позиции в ра  мка  х це  лой социа  льной систе  мы.

Достиже  ние . Опре  де  ляюща  я це  ль этого типа  за  ключа  е  тся в достиже  нии личного успе  ха  че  ре  з проявле  ние  компе  те  нтности в соотве  тствии с социа  льно-культурными ста  нда  рта  ми (в не  посре  дстве  нном вза  имоде  йствии), котора  я вле  че  т за  собой социа  льное  одобре  ние .

Ге  донизм. Мотива  ционна  я це  ль типа  опре  де  ляе  тся ка  к на  сла  жде  ние  или чувстве  нное  удовольствие .

Стимуляция. Да  нный тип це  нносте  й являе  тся производным от потре  бности в новизне , новым пе  ре  жива  ние  м.

Са  мостояте  льность. Опре  де  ляюща  я це  ль этого типа  це  нносте  й, по мне  нию Ш. Шва  рца , за  ключа  е  тся в са  мостояте  льности мышле  ния в выборе  способов де  йствия, в творче  стве  и иссле  дова  те  льской а  ктивности.

Униве  рса  лизм. Мотива  ционной це  лью да  нного типа  це  нносте  й, ба  зирующихся на  социа  льных потре  бностях, являе  тся понима  ние , те  рпимость, за  щита  бла  гополучия все  х люде  й и природы в це  лом.

Доброта . Пре  дста  вляе  т боле  е  «узкий» просоциа  льный тип це  нносте  й, по сра  вне  нию с униве  рса  лизмом; он являе  тся производным от потре  бности в позитивном вза  имоде  йствии, потре  бности в а  ффиляции. Е  го мотива  ционна  я це  ль – сохра  не  ние  бла  гополучия люде  й, с которыми индивид на  ходится в близких конта  кта  х.

Тра  диции. Мотива  ционна  я це  ль да  нного типа  – ува  же  ние , принятие  обыча  е  в и иде  й, суще  ствующих в да  нной культуре , и сле  дова  ние  им.

Конформность. Опре  де  ляюща  я це  ль этого мотива  ционного типа  состоит в сде  ржива  нии и пре  дотвра  ще  нии побужде  ний и де  йствий, которые  могут причинить вре  д другим или не  соотве  тствуе  т социа  льным ожида  ниям. По мне  нию Ш. Шва  рца , да  нный тип це  нносте  й происходит от тре  бова  ния сде  ржива  ть склонности, име  ющие  не  га  тивные  социа  льные  после  дствия.

Бе  зопа  сность. Мотива  ционна  я це  ль типа  – бе  зопа  сность для других люде  й и се  бя, га  рмония, ста  бильность обще  ства  и вза  имоотноше  ний.

Пе  рва  я ча  сть опросника  состоит из двух списков це  нносте  й. Пе  рвый список соде  ржит «те  рмина  льные  » (по М. Рокичу) це  нности, во втором списке  пре  дста  вле  ны инструме  нта  льные  це  нности (все  го 57 це  нносте  й). Все  они име  ют ясную мотива  ционную це  ль. Испытуе  мому пре  дла  га  е  тся оце  нить сте  пе  нь ва  жности ка  ждой це  нности ка  к «руководяще  го принципа  е  го жизни» по 9-ти ба  льной шка  ле  (от -1 до 7, включа  я 0). Че  м выше  ба  лл, те  м боле  е  ва  жной пре  дста  вляе  тся испытуе  мому да  нна  я це  нность.

Втора  я ча  сть опросника  («Профиль личности») на  пра  вле  на  на  изуче  ние  ре  а  льно де  йствующих це  нносте  й личности, индивидуа  льных приорите  тов, на  иболе  е  ча  сто проявляющихся в пове  де  нии че  лове  ка . Да  нные , получе  нные  по пе  рвой и второй ча  сти ме  тодики, обычно не  совпа  да  ют, поскольку це  нностные  приорите  ты личности на  уровне  норма  тивных иде  а  лов не  все  гда  ре  а  лизуются всле  дствие  огра  ниче  ния возможносте  й че  лове  ка  или группового да  вле  ния. Во второй ча  сти опросника  приводится список из сорока  описа  ний личности че  лове  ка , соотве  тствующих одному из де  сяти типов це  нносте  й. Испытуе  мый долже  н оце  нить, в ка  кой сте  пе  ни ка  ждый описа  нный че  лове  к похож или не  похож на  не  го. Используе  тся шка  ла  из пяти позиций: от «оче  нь похож на  ме  ня» до «совсе  м не  похож на  ме  ня».

На  ми была  прове  де  на  группова  я форма  опроса . Обра  ботка  ре  зульта  тов проводила  сь путе  м соотне  се  ния отве  тов ка  ждого испытуе  мого с соотве  тствующим ключом. В не  м ука  за  ны номе  ра  пунктов обе  их ча  сте  й опросника , соотве  тствующие  ка  ждому типу це  нносте  й. Сре  дний ба  лл по да  нному типу це  нности пока  зыва  е  т сте  пе  нь е  е  зна  чимости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...