Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3 Учет ценностей и ценностных ориентаций в психологическом консультировании лиц юношеского возраста




2. 3 Учет ценностей и ценностных ориентаций в психологическом консультировании лиц юношеского возраста

 

Консультирование клиентов юношеского возраста осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

- установление контакта с юношей / девушкой;

- запрос клиента: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

- диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

- интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей юноши / девушки;

- переориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с юношей / девушкой с помощью вербальных и невербальных средств.

Диагностическая беседа с клиентом. Наиболее быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, таких как «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Раннее воспоминание».

Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Наиболее эффективным и безопасным для юноши является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное с использованием метода«анализа чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого юноши, а юноше сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее.

Этап реориентации предполагает, прежде всего, не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т. е. нахождение ее обучающего воздействия.

Далее консультант продумывает, какую пользу может принести клиенту данная трудная ситуация. Иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив», т. е. создание условий, в которых юноша помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы. Например, девушка-подросток с ранним половым созреванием и повышенным половым влечением. Ей предлагается представить себя сначала мамой, которая пришла к психологу с проблемой дочери, а затем самим психологом.

Каждый конкретный клиент юношеского возраста вносит собственные коррективы в процесс консультирования. Необходимо, чтобы консультант оставался открытым опыту клиента и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и клиентом юношеского возраста.

Если психолог-консультант знает ценности и ценностные ориентации лица юношеского возраста, который пришел на консультацию, это поможет в следующих направлениях работы:

1) Опираться на эти ценности и убеждения при выстраивании страгеии помощи и развития;

2) Использовать отдельные ценности и убеждения как ресурсы личности;

3) Развивать отдельные ценностные убеждения, необходимые для психологической и психотерапевтической работы;

4) Корректировать ценностные убеждения и ориентации, мешающие эффективному психотерапевтическому эффекту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...