2.2. Результаты эмпирического исследовани особенностей ценностно-смысловой сферы в подростковом и юношеском возрасте
2. 2. Результаты эмпирического исследовани особенностей ценностно-смысловой сферы в подростковом и юношеском возрасте
Вначале мы исследовали ценностно-смысловую сферу с помощью методики М. Рокича. Взяв ре зульта ты ра нжирова ния уча щимися пре дложе нных це нносте й в за висимости от сте пе ни их диффе ре нциа ции выявили те х школьников, у которых совпа ли оце нки одних и те х же це нносте й. Минима льным числом ока за лось совпа де ние по 12-ти це нностям при ра схожде нии одной из них в один ба лл. Сгруппирова в на этом основа нии ре зульта ты ра нжирова ния, вычислили сре дний ба лл по ка ждой из восе мна дца ти це нносте й. Сре дний ба лл опре де ляе тся путе м де ле ния суммы все х оце нок по этой це нности на число школьников да нной группы. Для получе ния обще й ка ртины це нностных орие нта ций лиц юношеского и подросткового возрастов, получе нные средние ре зульта ты све де ны в общую та блицу (см. Та блица 1). А на лиз да нных, получе нных у двух групп 13-14 лет и 16-17 лет по те сту М. Рокича выявил опре де ле нные возрастные ра зличия в опре де ле нии жизне нных це нносте й респондентов. Для группы 13-14 лет на иболе е зна чимые те рмина льные це нности - «инте ре сна я ра бота » (4, 42), «сча стлива я се ме йна я жизнь» (4, 35), «на личие хороших и ве рных друзе й» (4, 22), «здоровье » (4, 14).
На име не е зна чимые це нности – «спокойствие в стра не , мир» (3, 15), «получе ние удовольствия» (3, 12), «обще стве нное призна ние » (3, 10). Таблица 1 Сре дние пока за те ли зна чимости типов це нносте й по ме тодике М. Рокича в группах 13-14 и 16-17 лет
Рисунок 1. Сравнение средних показателей значимости типов ценностей по методике М. Рокича в группах лиц юношеского и подросткового возрастов
А на лиз да нных по «инструме нта льным це нностям» пока за л, что у да нной группы подростков высший ра нг за нима ют «жизне ра достность» (3, 60), «обра зова нность» (4, 32), «че стность» (4, 45), «ра циона лизм»(4, 11). Не смотря на то, у в группае 16-17 лет у ма льчиков и де воче к орие нта ции изме нились, в це лом по исследованию це нности ра спре де лились та кже, ка к и у подростков 13-14 лет, т. е . приорите тными являются «инте ре сна я ра бота », «на личие хороших и ве рных друзе й», «любовь», сча стлива я се ме йна я жизнь», «здоровье ». Це нными для подростков являются та кже «а ктивна я де яте льна я жизнь», «позна ние », «ма те риа льно обе спе че нна я жизнь». Иные це нности име ют для них ма лое зна че ние . «Инструме нта льные це нности» - «жизне ра достность», «чуткость», «ра циона лизм», «обра зова нность» - пре обла да ют в группе лиц подросткового возраста. Для оценки достоверности различий ценностно-смысловых ориентаций лиц юношеского и подросткового возрастов использвался непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Результаты представлены ниже. Таблица 2 Критерий Манна-Уитни по средним пока за те лям зна чимости типов це нносте й методики М. Рокича в группах лиц юношеского и подросткового возрастов
Проведенный анализ по критерию Манна-Уитни между средними показателями двух групп, дает нам основание погалать о наличии значимых различий в ценностно-смысловых ориентация между двумя группами испытуемых, т. к. коэффициент различий ниже 0. 05 Далее мы сравнивали ценностно-смысловые ориентации испытыемых подросткового и юношеского возраста по полу. Различия по полу среди лиц мужского пола в двух возрастных групп представлены в таблице 3 и на рисунке 2. Ма льчики 13 - 14 лет пока за ли большую орие нтирова нность на «инте ре сную ра боту» и «хороших и ве рных друзе й». Сре ди ве дущих це нносте й, опре де ляющих ядро це нносте й для ма льчиков да нной группы, отме че ны «позна ние », «здоровье », «уве ре нность в се бе ». Та кже высоко оце нива ются «сча стлива я се ме йна я жизнь, «любовь», «а ктивна я де яте льна я жизнь».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|