Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Историческое и современное




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЦЕНТР АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФГОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Е.К. Шибанова

 

ЛОГИКА

 

Курс лекций

Челябинск

 
 

УДК 16

ББК 87.4

Ш55

 

Курс лекций подготовлен заместителем заведующего кафедры Истории и философии Челябинского института (филиала) ФГОУ ВПО «Уральская академия государственной службы», к.п.н., доцентом Е.К. Шибановой.

Шибанова, Е.К. Логика [Текст]: курс лекций/ Е.К. Шибанова. – Челябинск: Изд-во Центр анализа и прогнозирования. – 173 с. – Библиогр.: с. 170-172. – 300 экз. – ISBN 978-5-98950-044-4.

 

Пособие содержит учебный материал по основным разделам данной дисциплины, изложены важнейшие понятия, идеи, методы традиционной и символической логики. Одной из главных задач при изучении логики является осмысление существующих знаний и выработка новых. В доступной форме объясняется сущность и смысл логики для совершенствования культуры мышления человека.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов по специальностям 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», 080507.65 «Менеджмент организации», 030501.65 «Юриспруденция», 080103.65 «Национальная экономика».

 

Одобрено на заседании кафедры История и философия прокол № 9 от 10.04.08.

 

Рецензенты: д.ф.н., профессор А.Б. Невелев;

к.ф.-м.н., доцент М.А. Сагадеева.

 

 

ISBN 978-5-98950-044-4

 

 
 


© Шибанова Е.К., 2008

© ЦАП, 2008

© ЧИ УрАГС, 2008

 
 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….. ……4
Глава 1. Историческое и современное понимание науки логики § 1. История возникновения и развития науки логики..……………… § 2. Логика как наука ……………………..……………………………..   …….7 ….17
§ 3. Основные законы формальной логики…………………………..…. ….30
Темы для обсуждения…………………………………………………… ….37
Глава 2. Понятие как форма мышления  
§ 1. Понятие как форма мышления…….……………………………….. ….38
§ 2. Виды понятий…………………………..…………………………… ….41
§ 3. Определение понятий………………………………..……………… ….44
§ 4. Ограничение и обобщение понятий……..…………………………. ….48
§ 5. Деление понятий………………………..…………………………… ….49
Темы для обсуждения…………………………………………………… ….51
Глава 3. Суждение как форма мышления  
§ 1. Общая характеристика суждения……………....………………….. ….52
§ 2. Простые и сложные суждения. Виды суждений……..…………….. ….54
§ 3. Отношения между суждениями по значению истинности……….. ….66
Темы для обсуждения…………………………………………………… …..70
Глава 4. Умозаключение как форма мысли  
§ 1. Общая характеристика умозаключения…………………………..… ….73
§ 2. Дедуктивные умозаключения……………………………………….. …..74
§ 3. Индуктивные умозаключения………………………………………. …..87
§ 4. Умозаключения по аналогии..……………………………………… …..95
Темы для обсуждения…………………………………………………… ….117
Глава 5. Логические основы теории аргументации  
§ 1. Понятие аргументации. Типы и виды аргументации……………… …118
§ 2. Опровержение. Способы опровержений…………………………... …136
§ 3. Гипотеза. Построение гипотез……………………………………… …141
§ 4. Полемика…………………………………………………………….. ….158
Темы для обсуждения…………………………………………………. ….162
Заключение................................................................................................. ….163
Словарь терминов……………………………………………………… …166
Библиографический список…………………………………………… ….170

ВВЕДЕНИЕ

 

Логика человека как научно-теоретическая и практи­ческая область в настоящее время вызывает все более возрас­тающий интерес широких социально-профессиональных слоев общества. Это связано с нынешними общеполитическими, социальными, экономическими, духовными факторами, поиском человеком как субъектом деятельности адекватных времени способов и средств профессиональной деятельности в услови­ях закономерного обострения противоречий между привыч­ным укладом жизни и новыми условиями. Это отражается не только на индивидуально-бытовом, но и на социально-профессиональном уровне, в том числе в системе высшего профессионального образования.

Неслучайно, что в подготовке современных кад­ров для системы управления, менеджмента, юриспруденции происходят изменения, связанные с повышением их логической культуры.

Настоящий курс лекций под­готовлен по дисциплине «Логика» в соответствии с Государственным образовательным стандартом по спе­циальностям 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», 080507.65 «Менеджмент организации», 030501.65 «Юриспруденция», 080103.65 «Национальная экономика». В нем предусмотрено 5 глав.

Первая глава «Историческое и современное понимание науки логики» содержит целевую установку на понимание исторических основ логики и современного ее значения в жизнедеятельности человека, а также рассмотрены законы формальной логики.

Вопросы истории возникновения и развития науки логики выходят за рамки обязательного минимума знаний студентов. Однако, по нашему мнению, чтобы понять, что представляет собой логика как наука, необходимо разобраться в различных учениях древности, кроме того, это обширный пласт знаний, который подчеркнет осведомленность будущего специалиста.

Представление содержания первой главы в таком виде преследует следующие цели:

· совершенствовать представления студентов о предмете логики, ее месте и роли в культуре и познании;

· раскрыть основные этапы развития логики, развития философского аспекта учения о логической форме;

· выявить своеобразие логики, ее места в культуре, научных, философских картинах мироздания, сущности, назначении в жизни человека;

· показать значение основных законов формальной логики.

Вторая глава «Понятие как форма мышления» содержит основные категории: понятие как форма мышления, его виды, определение понятия, ограничение и обобщение понятия, деление понятия. При этом преследовались следующие цели:

· обосновать современный взгляд на проблемы понятия как формы мышления;

· раскрыть принципы рационального мышления, основные схемы движения рационального мышления, а также использовать их в своих практических рассуждениях;

· охарактеризовать формальные и содержательные аспекты понятия;

· выделить содержание и объем понятий;

· познакомить с законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия;

· предоставить возможность в упражнении деления понятий по объему;

· показать значение определения понятий в учебной и профессиональной деятельностях.

В третьей главе «Суждение как форма мышления» представлена общая характеристика суждений, простые и сложные суждения. Раскрываются виды суждений и отношения между суждениями по значениям истинности. В данной главе присутствует большое количество табличного материала, схем, формул. Цели, которые мы решаем в третьей главе, следующие:

· раскрыть суждение как элементарную единицу мыслительного акта;

· показать практическое значение умения оперировать отношениями между суждениями в управленческой, юридической деятельностях;

· предоставить возможность выработки собственных взгля­дов на образование сложных суждений из простых посредством логических связок;

· активизировать понимание и составление таблиц истинности и ложности сложных суждений.

Четвертая глава«Умозаключение как форма мысли»включает общую характеристику умозаключения и основные его виды: дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Причем, если в некоторых изданиях отдается предпочтение дедуктивным умозаключениям, в связи с большей их достоверностью и правдоподобием по сравнению с другими видами, мы в пособии уделили равнозначное внимание каждому, поскольку считаем, что преимущество в данном случае не корректно по отношению к человеческому познанию в целом. Выделенная глава выполняет следующие цели:

· показать логический смысл умозаключения: дедукции, индукции, аналогии;

· раскрыть значение умозаключения в юридической науке и практике, в управленческом, организационном мышлении;

· совершенствовать представления о преобразовании суждения в новое суждение путем превращения, обращения, противопоставления предикату;

· обосновать использование категорического силлогизма, энтимемы как современных способов выражения мыслей.

В пятой главе «Логические основы теории аргументации»рассмотрены такие вопросы, как понятие аргументации, типы и виды аргументации, опровержение, способы опровержений, гипотеза, построение гипотез и полемика. Потребность вести дискуссию в науке и политике, преуспевание в споре, деловых переговорах, потребность в навыках ведения полемики на самые разные темы и при различных обстоятельствах возрастает. Параграф «Полемика» включен в содержание пособия по личным убеждениям автора. Если в древние времена и в эпоху Возрождения полемика являлась прерогативой высшего общества, то в настоящее время к полемике обращаются все слои населения.

По нашему мнению, независимо от профессиональной направленности, современному человеку необходимы данные знания в любой сфере. Поэтому цели, которые мы решаем в данной главе, это:

· способствовать пониманию социальных, культурно-исторических, психологических и логических оснований аргументации;

· объяснить традиционное мышление, его особенности и отличие от мышления рационального;

· выделить особенности аргументации в среде с преобладанием традиционного мышления;

· раскрыть аргументацию, учитывающую особенности социально-психологических установок;

· интерпретировать появление фактов под воздействием мировоззренческих оснований и социально-психологических установок;

· обосновать доказательство и опровержение как логический механизм аргументации рационального мышления;

· познакомить с определением и структурой доказательства: тезисом, аргументами, демонстрацией;

· упражнять в полемике.

В заключение следует отметить, что предлагаемый вашему вниманию курс содержит как теоретические основы, так и практические выкладки, причем практическая направленность данного издания повлияла на его содержание и композицию.

Учебное пособие содержит темы для обсуждения после каждой главы, словарь терминов и библиографический список.

 

 


ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ

ПОНИМАНИЕ НАУКИ ЛОГИКИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...