Глава 1. Историческое и современное
Стр 1 из 22Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЦЕНТР АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФГОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» Е.К. Шибанова
ЛОГИКА
Курс лекций Челябинск УДК 16 ББК 87.4 Ш55
Курс лекций подготовлен заместителем заведующего кафедры Истории и философии Челябинского института (филиала) ФГОУ ВПО «Уральская академия государственной службы», к.п.н., доцентом Е.К. Шибановой. Шибанова, Е.К. Логика [Текст]: курс лекций/ Е.К. Шибанова. – Челябинск: Изд-во Центр анализа и прогнозирования. – 173 с. – Библиогр.: с. 170-172. – 300 экз. – ISBN 978-5-98950-044-4.
Пособие содержит учебный материал по основным разделам данной дисциплины, изложены важнейшие понятия, идеи, методы традиционной и символической логики. Одной из главных задач при изучении логики является осмысление существующих знаний и выработка новых. В доступной форме объясняется сущность и смысл логики для совершенствования культуры мышления человека. Учебное пособие предназначено для студентов вузов по специальностям 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», 080507.65 «Менеджмент организации», 030501.65 «Юриспруденция», 080103.65 «Национальная экономика».
Одобрено на заседании кафедры История и философия прокол № 9 от 10.04.08.
Рецензенты: д.ф.н., профессор А.Б. Невелев; к.ф.-м.н., доцент М.А. Сагадеева.
ISBN 978-5-98950-044-4
© Шибанова Е.К., 2008 © ЦАП, 2008 © ЧИ УрАГС, 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Логика человека как научно-теоретическая и практическая область в настоящее время вызывает все более возрастающий интерес широких социально-профессиональных слоев общества. Это связано с нынешними общеполитическими, социальными, экономическими, духовными факторами, поиском человеком как субъектом деятельности адекватных времени способов и средств профессиональной деятельности в условиях закономерного обострения противоречий между привычным укладом жизни и новыми условиями. Это отражается не только на индивидуально-бытовом, но и на социально-профессиональном уровне, в том числе в системе высшего профессионального образования. Неслучайно, что в подготовке современных кадров для системы управления, менеджмента, юриспруденции происходят изменения, связанные с повышением их логической культуры. Настоящий курс лекций подготовлен по дисциплине «Логика» в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», 080507.65 «Менеджмент организации», 030501.65 «Юриспруденция», 080103.65 «Национальная экономика». В нем предусмотрено 5 глав. Первая глава «Историческое и современное понимание науки логики» содержит целевую установку на понимание исторических основ логики и современного ее значения в жизнедеятельности человека, а также рассмотрены законы формальной логики. Вопросы истории возникновения и развития науки логики выходят за рамки обязательного минимума знаний студентов. Однако, по нашему мнению, чтобы понять, что представляет собой логика как наука, необходимо разобраться в различных учениях древности, кроме того, это обширный пласт знаний, который подчеркнет осведомленность будущего специалиста. Представление содержания первой главы в таком виде преследует следующие цели: · совершенствовать представления студентов о предмете логики, ее месте и роли в культуре и познании; · раскрыть основные этапы развития логики, развития философского аспекта учения о логической форме; · выявить своеобразие логики, ее места в культуре, научных, философских картинах мироздания, сущности, назначении в жизни человека;
· показать значение основных законов формальной логики. Вторая глава «Понятие как форма мышления» содержит основные категории: понятие как форма мышления, его виды, определение понятия, ограничение и обобщение понятия, деление понятия. При этом преследовались следующие цели: · обосновать современный взгляд на проблемы понятия как формы мышления; · раскрыть принципы рационального мышления, основные схемы движения рационального мышления, а также использовать их в своих практических рассуждениях; · охарактеризовать формальные и содержательные аспекты понятия; · выделить содержание и объем понятий; · познакомить с законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия; · предоставить возможность в упражнении деления понятий по объему; · показать значение определения понятий в учебной и профессиональной деятельностях. В третьей главе «Суждение как форма мышления» представлена общая характеристика суждений, простые и сложные суждения. Раскрываются виды суждений и отношения между суждениями по значениям истинности. В данной главе присутствует большое количество табличного материала, схем, формул. Цели, которые мы решаем в третьей главе, следующие: · раскрыть суждение как элементарную единицу мыслительного акта; · показать практическое значение умения оперировать отношениями между суждениями в управленческой, юридической деятельностях; · предоставить возможность выработки собственных взглядов на образование сложных суждений из простых посредством логических связок; · активизировать понимание и составление таблиц истинности и ложности сложных суждений. Четвертая глава«Умозаключение как форма мысли»включает общую характеристику умозаключения и основные его виды: дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Причем, если в некоторых изданиях отдается предпочтение дедуктивным умозаключениям, в связи с большей их достоверностью и правдоподобием по сравнению с другими видами, мы в пособии уделили равнозначное внимание каждому, поскольку считаем, что преимущество в данном случае не корректно по отношению к человеческому познанию в целом. Выделенная глава выполняет следующие цели:
· показать логический смысл умозаключения: дедукции, индукции, аналогии; · раскрыть значение умозаключения в юридической науке и практике, в управленческом, организационном мышлении; · совершенствовать представления о преобразовании суждения в новое суждение путем превращения, обращения, противопоставления предикату; · обосновать использование категорического силлогизма, энтимемы как современных способов выражения мыслей. В пятой главе «Логические основы теории аргументации»рассмотрены такие вопросы, как понятие аргументации, типы и виды аргументации, опровержение, способы опровержений, гипотеза, построение гипотез и полемика. Потребность вести дискуссию в науке и политике, преуспевание в споре, деловых переговорах, потребность в навыках ведения полемики на самые разные темы и при различных обстоятельствах возрастает. Параграф «Полемика» включен в содержание пособия по личным убеждениям автора. Если в древние времена и в эпоху Возрождения полемика являлась прерогативой высшего общества, то в настоящее время к полемике обращаются все слои населения. По нашему мнению, независимо от профессиональной направленности, современному человеку необходимы данные знания в любой сфере. Поэтому цели, которые мы решаем в данной главе, это: · способствовать пониманию социальных, культурно-исторических, психологических и логических оснований аргументации; · объяснить традиционное мышление, его особенности и отличие от мышления рационального; · выделить особенности аргументации в среде с преобладанием традиционного мышления; · раскрыть аргументацию, учитывающую особенности социально-психологических установок; · интерпретировать появление фактов под воздействием мировоззренческих оснований и социально-психологических установок; · обосновать доказательство и опровержение как логический механизм аргументации рационального мышления; · познакомить с определением и структурой доказательства: тезисом, аргументами, демонстрацией; · упражнять в полемике. В заключение следует отметить, что предлагаемый вашему вниманию курс содержит как теоретические основы, так и практические выкладки, причем практическая направленность данного издания повлияла на его содержание и композицию. Учебное пособие содержит темы для обсуждения после каждой главы, словарь терминов и библиографический список.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ НАУКИ ЛОГИКИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|