Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие-дискуссия




В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) реализация учебного процесса должна предусматривать проведение отдельных занятий в интерактивной форме.

Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные занятия ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Социолог, автор учебно - методического пособия «Социология» (2012) Г.П. Смехнова считает, что основными задачами интерактивных форм обучения являются:

• эффективное усвоение учебного материала;

• самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

• установление воздействия между студентами, приобретение навыка работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

• формирование у обучающихся своего мнения и отношения к анализируемой ситуации;

• формирование жизненных и профессиональных навыков;

• выход на уровень осознанной компетентности студента.

В ходе таких занятий могут быть использованы следующие интерактивные формы:

• круглый стол (дискуссия, дебаты);

• мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);

• деловые и ролевые игры

• case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

• мастер класс.

В процессе организации учебной дискуссии важно выбрать интересную тему, которая должна быть актуальной не только для студентов, а быть социально-значимой для всего нашего общества; лучше, чтобы она была связана с общественно-политическими проблемами, практикой.

Тема дискуссии обязательно должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у студентов, должна быть для них достаточно знакомой, чтобы участники дискуссии могли компетентно её обсуждать. Формулируется тема четко, кратко, чтобы каждый студент задумался над поставленной проблемой. Иногда тему для дискуссии предлагают сами студенты, например, «Как решить демографические проблемы в мире и в России? «За» и «против?». «Всегда ли понимают друг друга отцы и дети?»

Когда тема определена, происходит разделение подгруппы на две части, начинается подготовка к проведению дискуссии.

1. Разрабатываются вопросы для обсуждения. В формулировке вопроса должно содержаться мнение, которое не является бесспорным, чтобы подобный вопрос заставил мыслить, был поводом для размышления.

2. Разрабатывается примерный сценарий дискуссии. Обычно в него включается вводное слово модератора, который обосновывает актуальность выбранной темы и формулирует вопросы, вынесенные на обсуждение, определяет задачи, стоящие перед дискутирующими; уточняет условия спора, указывает, какие технические средства (слайды, плакаты, диаграммы и т.п.) будут использованы в ходе дискуссии.

3. Проведение дискуссии, выступление участников. Сначала кратко модератор указывает на то, с чем все согласны, затем по пунктам точно формулирует те положения, которые вызывают несогласие. Выступающие оппоненты высказывают свою точку зрения, при этом должны строго соблюдаться основные требования культуры спора.

4. Итог занятия. Проводится критический разбор проведённой дискуссии, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, выявляется ошибочность высказываний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину, научность аргументов, оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приёмы доказательства и опровержения.

Необходимо отметить, что для успешного проведения дискуссии необходима значительная подготовительная работа. Полемисты должны заранее знать тему дискуссии, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочитать необходимую литературу, проанализировать разные точки зрения, сопоставить их и определить собственную позицию. Важным является вопрос о том, кто должен вести дискуссию, чаще всего им становится преподаватель, но это может быть и грамотный, эрудированный студент.

Правила руководителя дискуссии

Руководитель (модератор) дискуссии объявляет вопрос (тему) и приглашает присутствующих высказать своё мнение, предоставляет слово желающим выступить. Руководитель может задавать вопросы участникам дискуссии, ограничивает их, если они выходят за рамки обсуждаемой темы, однако, не нужно брать на себя роль арбитра, прерывать обсуждение собственными высказываниями. Главная задача руководителя – втянуть в активный обмен мнениями всех присутствующих. Он может подбадривать студентов- оппонентов, заострять противоположные точки зрения, обращать доводы спорящего против него самого, поощрять участников спора, используя такие реплики, как «интересная мысль», «давайте разберёмся», «подумаем». Ни в коем случае нельзя «репетировать» выступления, потому что в таких выступлениях нет творческого начала, живого обмена мнениями.

Хорошо организованное, содержательное, интересное обсуждение спорной проблемы надолго запоминается, оставляет след в памяти участников.

Памятка участника дискуссии

• Помните, что каждый имеет такое же право высказать своё мнение, как и вы.

• Относитесь с уважением к своему оппоненту. Опровергать можно самым решительным образом, но не оскорбляя чужих убеждений насмешками и грубостью.

• Умейте правильно выделить предмет спора и четко его сформулировать.

• Не вступайте в спор, если вы плохо знаете его предмет.

• Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведётся спор.

• Умейте чётко определить свою позицию в споре. Не забывайте, что спор становится более плодотворным, если у участников дискуссии есть общность исходных позиций, единая платформа для обсуждения нерешённых вопросов.

• Правильно пользуйтесь в дискуссии понятиями.

• Научитесь слушать своего оппонента, старайтесь не перебивать его.

• Стремитесь точно понять то, что утверждает противная сторона. Не приписывайте оппоненту побочных мотивов.

• Не старайтесь обязательно во всём противоречить противнику, иногда полезно согласиться с некоторыми его доводами.

• Не горячитесь, а старайтесь спорить спокойно. Имейте в виду, что из двух спорщиков победителем окажется тот, кто обладает большей выдержкой и хладнокровием.

Данные советы предназначены прежде всего для студентов, проводящих занятие в форме дискуссии, потому что стать хорошим полемистом поможет только практика. Описанные правила помогут приобрести навыки и умения, необходимые для искусного ведения дискуссии.

Активное участие студентов в таких занятиях способствует развитию коммуникативных умений и навыков, помогает установлению и поддержанию эмоциональных контактов с другими студентами, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, формирует высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...