Игра: труд, доход и ставка зарплаты
Таблица 11.7 Функции полезности работников
3. Подготовить карточки с производственными функциями работодателей. В табл. 11.8 каждая производственная функция задается двумя соответствующими столбцами. В карточке удобнее задавать производственную функцию таблицей, состоящей из двух строк. В табл. 11.8 спрос на труд пекарни обозначен буквой П, мельницы — М, стройки — С, фермы — Ф, молокозавода — буквами МЗ. Объем труда обозначен буквой Т.
Таблица 11.8
4. Подготовить таблицу для проверки преподавателем функций спроса и предложения труда (табл. 11.9). Таблица 11.9 Функции спроса и предложения труда
5. Подготовить таблицу результатов игры для работников (табл. 11.10). В ней приводятся все варианты трудоустройства каждого работника с указанием предприятия, второго работника-коллеги (если он есть), ставки заработной платы, объема продаваемого труда и дохода. 6. Подготовить таблицу результатов игры для работодателей (табл. 11.11). В ней приводятся все варианты набора персонала каждым работодателем с указанием имен работников, ставки заработной платы, суммарного объема покупаемого труда и прибыли. Примечание. Цифровые данные игры подобраны так, что у обоих нанимаемых работников рабочий день одинаковой продолжительности. Пример. Рассчитаем прибыль пекарни при найме Тараса и Макара (ставка 25 руб./ч). Такой вариант найма возможен, поскольку при данной ставке предложение труда каждого из этих работников равно 7 ч/день, а их суммарный объем предложения труда равен 14 ч/день — объему спроса пекарни при данной ставке заработной платы. Затраты пекарни на заработную плату равны 14 х 25 = 350 (руб./день), а выручка равна 785 руб./день (см. столбец «П» в табл. 11.8). В соответствии с пунктом 11 «Правил игры» прибыль пекарни равна разности выручки и затрат на заработную плату: 785 - 350 = 435 (руб./день). 7. Подготовить пять бланков трудовых контрактов (табл. 11.12). Таблица 11.10 Варианты трудоустройства работников
Таблица 11.11
Варианты найма работников
Таблица 11.12 Бланк трудового контракта
Порядок проведения игры 1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Детально изучить алгоритмы построения функций спроса на труд и предложения труда, разобрать на доске пример из раздела «Теория». 2. Если число студентов в группе превышает 11, объединить студентов в группы так, чтобы было 11 групп. 3. Объяснить студентам цели и правила игры. 4. Перемешать и раздать карточки студентам (11 карточек: 6 работников и 5 работодателей). 5. Раздать работодателям бланки трудовых контрактов. 6. Дать студентам 30-40 мин для определения функций спроса на труд и предложения труда, поиска партнеров по трудовому договору (работодателя или работников) и оформление контрактов. 7. Собрать контракты вместе с соответствующими карточками; карточки работников, оставшихся без работы, а также карточки работодателей, оставшихся без работников. 8. Выставить баллы студентам, подвести итоги игры.
Пример игры 1. Исходные данные: * студентов —11; * работников — 6; * предприятий — 5; * возможные ставки зарплаты: 25,35,45, 55 руб./ч.
2. Преподавателю сданы три контракта. Два работодателя (стройка и ферма) остались без работников. Один работник (Макар) остался без работы. 3. Параметры контрактов: * Контракт 1. Работодатель — мельница, работники — Федот и Демьян. Ставка зарплаты — 55 руб., суммарный объем труда — 8 ч, рабочий день каждого работника — 4 ч, прибыль мельницы — 260 руб. Функция спроса на труд мельницы и функции предложения труда работников определены верно. Контракт действителен. * Контракт 2. Работодатель — молокозавод, работник — Прохор. Ставка зарплаты — 45 руб., объем труда (рабочий день) — 4 ч, доход Прохора — 180 руб., прибыль молокозавода — 85 руб. Функция спроса на труд молокозавода и функция предложения труда Прохора определены верно. Контракт действителен. * Контракт 3. Работодатель — пекарня, работники — Тарас и Богдан. Ставка зарплаты — 35 руб., суммарный объем труда — 9 ч, рабочий день Тараса — 4 ч, рабочий день Богдана — 5 ч, прибыль пекарни — 288 руб., доход Тараса — 140 руб., доход Богдана — 175 руб. Функция спроса на труд пекарни и функция предложения труда Тараса и Богдана определены верно. Контракт 3 недействителен. Все расчеты произведены верно, за исключением одного: суммарный объем продаваемого работниками труда (9 ч) меньше 14 ч — объем спроса пекарни при ставке зарплаты 35 руб. По правилам игры (пункт 8) это не допускается. Контракт 3 представлен в табл. 11.13. 4. У студентов, не подписавших контракты, проверена правильность определения функций спроса и предложения. Работодатель «Стройка» неверно определил функцию спроса на труд. Работодатель «Ферма» и работник Макар верно определили функцию спроса и функцию предложения соответственно. 5. Итоги игры: * пять баллов получает Прохор, — он сумел добиться максимально возможного дохода в 180 руб. * четыре балла получают работники Федот и Демьян, а также работодатели «Мельница» и «Молокозавод». Все они подписали действительные контракты, но не добились максимально возможного финансового результата (дохода или прибыли).
* три балла получают работник Макар и работодатель «Ферма». Они верно определили соответствующие функции и при этом не подписали «сомнительные» контракты. * два балла получает работодатель «Стройка». Он неверно определил функцию спроса на труд, но проявил осторожность в выборе деловых партнеров и предпочел не подписывать контракт (либо не нашел варианта).
Таблица 11.13
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|