Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Линда: Связь между мыслями и физическими реакциями




Когда у Линды ускорялось сердцебиение, она думала, что у нее начи­нается сердечный приступ (рис. 2.1). Эта ужасающая мысль приво­дила к ряду изменений в функционировании организма, включая быстрое поверхностное дыхание и обильное потоотделение. Чем более поверхностным становилось дыхание Линды, тем меньше кислорода

 

 

 

36 Глава 2. Все дело в мыслях

 

поступало к её сердцу, что заставляло его биться еще чаще. К моз­гу также поступало меньше кислорода, что приводило к ощущению головокружения.

Линда воспринимала свое учащенное сердцебиение и головокру­жение как дополнительные признаки сердечного приступа. Вслед за этой мыслью соответствующие телесные ощущения обострились. Ее первая и последующие мысли о том, что у нее сердечный приступ, сигнализировали о смертельной опасности. Физическая реакция на мнимую угрозу усиливалась, пока не переводила в приступ паники. После некоторого периода, когда сердечного приступа все-таки не случалось. Линда начинала осознавать отсутствие реальной угрозы, ее сердце и дыхание постепенно приходили а норму.

 

Какова связь между мыслями и окружающей обстановкой?

В начале этой главы вы узнали, как мысли влияют на настроение. Возможно, вас интересует, почему одни люди более склонны к опре­деленным мыслям и определенному настроению, чем другие. Часть этих различий носит биологически или генетически обусловленный характер. Однако нам также известно, что представления и настро­ения, расцвечивающие нашу жизнь, способны формировать опыт.

Вспомним, что на протяжении всего детства и в начале взрослой жизни Марисса была жертвой сексуального и физического насилия. Этот опыт сформировал ее убеждение, что она ничтожна, непривле­кательна, недостойна любви и что мужчины опасны, агрессивны и холодны. Вполне закономерно, что попытки Мариссы осмыслить свой детский опыт привели ее к самоуничижению и особой восприимчи­вости к негативным реакциям других людей.

Но не только травматический опыт влияет на представления. Они также зависят от культурно/этнической среды, пола, окруже­ния, семейных представлений и обычаев, вероисповедания, средств массовой информации. То, что вы думаете о себе, о своем будущем и о своей жизни, подвержено влиянию этих элементов вашей прежней и нынешней среды.

Рассмотрим в качестве примера влияния культуры на систему представлений двух детей. Во многих культурах девочки, анализи­руя происходящее вокруг них, приходят к выводу о том, что для того чтобы нравиться, нужно быть красивой. А мальчики приходят к выводу о том, что для того чтобы нравиться, нужно быть сильными и спортивными.

 

 

Какова связь между мыслями и окружающей обстановкой? 37

 

Упражнение _______________________________________________________

СВЯЗЬ МЫСЛЕЙ

Письменное упражнение 2.1 поможет вам лучше распознавать связи между мыслями, с одной стороны, и настроением, поведением и физическими реакциями - с другой.

 

Письменное упражнение 2.1

СВЯЗЬ МЫСЛЕЙ

Сара, 34-летняя женщина, сидит на последнем ряду на родительском собрании. У нее есть вопросы, касающиеся обучения ее 8-летнего сына и обеспечения безопасности в школе. Только Сара собралась поднять руку и озвучить свои вопросы и опасения, как подумала: «Что если другие сочтут мои вопросы глупыми? Может быть, мне не следует зада­вать эти вопросы перед всей группой? Кто-то может не согласиться со мной, и это приведет к публичному спору. Меня могут унизить».

 

Связь между мыслями и настроением

Какие из перечисленных ниже чувств скорее всего будет испытывать Сара, если у нее возникли такие мысли? (Отметьте все подходящие ва­рианты.)

1. Тревога/Нервозность _________________________________________________

2. Грусть______________________________________________________________

3. Радость_____________________________________________________________

4. Гнев________________________________________________________________

5. Воодушевление______________________________________________________

 

Связь между мыслями и поведением

1. Как, по вашему мнению, поступит Сара, имея такие мысли? ________________

2. Она открыто задаст свои вопросы ______________________________________

3. Она промолчит_______________________________________________________

4. Она открыто сразит несогласие с мнением других людей ___________________

 

Связь между мыслями и физической реакцией

Какие из перечисленных физических изменений скорее всего отметит у себя Сара, если у нее возникли такие мысли? (Выделите все подходящие варианты.)

 

1. Учащенное сердцебиение _____________________________________________

2. Потение ладоней ____________________________________________________

3. Изменение дыхания __________________________________________________

4. Легкое головокружение _______________________________________________

 

38 Глава 2. Все дело в мыслях

 

Нет ничего сущностного, что делало бы более привлекательной красоту или силу, однако наша культура заставляет нас усвоить эти связи. Сформированные таким образом представления трудно изме­нить. Поэтому многим спортивным девочкам трудно по достоинству оценить свои умения, а музыкально или художественно одаренные мальчики порой воспринимают свои таланты не как дар, а как нака­зание.

Вик воспитывался в среде учителей, подчеркивавших важность успеха в учебе и карьере. Эти ценности проповедовались и в его се­мье и в школе. Если результаты Вика в школе или на футбольном поле не были превосходными, его семья, учителя и друзья испытыва­ли разочарование и реагировали так, будто Вик потерпел поражение.

Руководствуясь этими реакциями в его окружении, Вик пришел к выводу о своей неполноценности, несмотря на то, что его результаты обычно были очень хороши. Учитывая то, Вик считал себя неполно­ценным, неудивительно, что он испытывал тревогу в ситуациях, когда оценивалась его деятельность, и воспринимал футбольные соревнова­ния и другие ситуации оценивания как угрозу своему социальному положению, поскольку они влекли за собой риск неудачи.

Как видите, детство Вика было не гаи горестно, как детство Мариссы. Однако среда, в которой он воспитывался, также оказала зна­чительное влияние на его установки и образ мышления, который сохранился и во взрослые годы.

Возникшие мысли заставили Сару промолчать, она почувствова­ла тревогу и нервозность, у нее участилось сердцебиение, вспотели ладони, изменилось дыхание, она испытала легкое головокруже­ние. Правильно ли вы спрогнозировали реакции Сары? Не все одина­ково реагируют на определенные мысли. Однако важно отдавать се­бе отчет в том, что мысли отражаются на настроении, поведении и функционировании организма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...