Помощь Линде в поиске альтернативной
ИЛИ ВЗВЕШЕННОЙ МЫСЛИ В четвертую и пятую графы Линда вписала доводы, подтверждающие и опровергающие ее напряженную мысль «У меня сердечный при-
Письменное задание 7.1 ДНЕВНИК
Марисса: Альтернативное мышление 105 ступ». Опираясь на эти домам, запишите в шестую графу письменного задания 7.1 правдоподобную или взвешенную мысль, которая уменьшила бы страх Линды. Если вы испытываете затруднения в выполнении этого задания, используйте рекомендации из «Памятки» (в главе 7). Прежде чем двигаться дальше, заполните шестую графу письменного задания 7.1.
ЗАПОЛНЕНИЕ «ДНЕВНИКА МЫСЛЕЙ» ЛИНДЫ
МЫСЛЕЙ
106 Глава 7. Альтернативное и взвешенное мышление
Иногда бывает легче предложить альтернативную интерпретацию ситуации другим людям, а не себе самим. В главе 6 показан заполненный Линдой «Дневник мыслей» в отношении страха, который она испытала, сидя в самолете, путового к взлету (рис. 6.6), Частично заполненный ею «Дневник мыслей» продублировал в письменном задании 7.1. Сама Линда, заполняя шестую графу, проанализировала факты, зафиксированные ею в графах 4 и 5, и рассмотрела разнообразные альтернативы своей напряженной мысли. Факты свидетельствовали о том, что у нее не было сердечного приступа, а учащенное сердце-
ДНЕВНИК
Марисса: Альтернативное мышление 107 биение и потоотделение были вызваны тревогой и не представляли никакой опасности для здоровья. Линда заменила мысль «У меня сердечный приступ» выводом: «У меня бешено бьется сердце и выступил пот, потому что я испытываю тревогу из-за нахождения в самолете. Мой врач уверил меня, что учащенное сердцебиение не опасно, и скорее всего через несколько минут сердечный ритм войдет в норму». «Дневник мыслей», который Линда окончательно заполнила в самолете, стоявшем на взлетной полосе, представлен на рис 7.4.
МЫСЛЕЙ
108 Глава 7. Альтернативное и взвешенное мышление
Упражнение ____________________________________________________ ФОРМУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИЛИ ВЗВЕШЕННЫХ МЫСЛЕЙ
Заполните «Дневник мыслей», который вы начали в главе 6 (письменное задание 6.1) точно так же, как вы это сделали для Линды: проанализируйте все доводы и сформулируйте альтернативную или взвешенную мысль.
Для начала используйте вопросы из «Памятки» («Альтернативное или взвешенное мышление»), которые помогут вам сформулировать альтернативную или взвешенную мысль в отношении напряженной мысли, выделенной в каждом из «Диетиков мыслей». Впишите альтернативную или
Письменное задание 7.2 ДНЕВНИК
Источник: Mind Over Mood by D. Greenberger & C. A. Padesky. © 1995, The Guilford Press. __________________________________________________________________ Марисса: Альтернативное мышление 109 взвешенную мысль е шестую графу «Дневника мыслей». Теперь оцените правдоподобность своих альтернативных или взвешенных целей по 100-балльной шкале. Впишите свои оценки рядом с мыслью в графе 6. Оцените свое чувство (чувства) после того, как вы записали альтернативную или взвешенную мысль. Запишите свое чувство (чувства) и оценку (оценки) а графу 7. Есть ли связь между правдоподобностью вашей альтернативной/вмешенной мысли и степенью изменения вашей эмоциональной реакции? Если ваше настроение не улучшилось, используйте «Руководство по поиску ошибок» (глава 7), чтобы попытаться понять, почему это произошло. Постарайтесь внести исправления в ваш «Дневник мыслей», так чтобы он более эффективно помог вам уменьшить неприятные чувства.
Полный «дневник мыслей» МЫСЛЕЙ
110 Глава 7. Альтернативное и взвешенное мышление
Когда Линда иначе проинтерпретировала свое учащенное сердцебиение и потоотделение, ее страх значительно уменьшился. Этот страх был связан с мыслью: «У меня сердечный приступ». Проанализировав доводы за и против этой мысли и придя к выводу, что у нее нет сердечного приступа, Линда смогла значительно уменьшить свой страх. Теперь вы таете все, что необходимо для того, чтобы заполнять семь граф «Дневника мыслей». Заполняя «Дневник мыслей», вы распознаете и изменяете мысли и представления, способствующие вантам неприятным переживаниям, формулирование альтернативных или взвешенных мыслей помогает избавиться от автоматических мыслей, которые вносят существенный вклад в ваши нынешние трудности. Если вы сумеете увидеть себя и ситуацию в ином ракурсе, возможно, ваше отношение к себе и своей жизни улучшится. Заполняйте «Дневник мыслей» два-три раза в неделю, и это поможет вам развить альтернативное/взвешенное мышление. (Пустые бланки для «Дневника мыслей» включены в приложение). В дальнейшем, столкнувшись с затруднениями при оценке той или иной мысли, вы можете записать все доводы в «Дневник мыслей». Регулярное заполнение «Дневника мыслей» имеет два преимущества. Во-первых, «Дневник мыслей» поможет вам шире взглянуть на беспокоящие вас ситуации, так что в основе ваших реакций будет многосторонняя, а не фрагментарная, порой искаженная информация. Во-вторых, «Дневник мыслей» реально поможет вам научиться более гибкому автоматическому мышлению. Заполнив «Дневник мыслей» 20-50 раз, многие люди отмечают, что в стрессовых ситуациях у них возникают альтернативные или взвешенные мысли, даже если они не записывают их в свои «Дневники». Достигнув этого состояния, вы начнете все реже и реже сталкиваться с действительно неприятными ситуациями и сможете потратить свои силы на разрешение оставшихся проблем и получение удовольствия от других ситуаций.
Резюме
• Графа 6 «Дневника мыслей» - «Альтернативные или взвешенные мысли» - обобщает важные доводы, зафиксированные в графах 4 и 5.
• Если факты не подтверждают вашу автоматическую мысль (автоматические мысли), зафиксируйте альтернативную точку зрения на ситуацию, которая бы согласовывалась с этими фактами.
Резюме 111
• Если факты лишь частично подтверждают вашу автоматическую мысль (автоматические мысли), впишите взвешенную мысль, обобщающую доводы за и против вашей исходной мысли.
• Задайте себе вопросы из «Памятки» (в этой же главе). Они помогут сформулировать альтернативную или взвешенную мысль.
• Альтернативное или взвешенное мышление – это не просто позитивное мышление или попытка сохранить хладнокровие. Альтернативные / взвешенные мысли отражают новое значение ситуации, основанное на всей полноте доступной информации.
• Повторно оцените интенсивность чувства (чувств), зафиксированного в графе 2, и запишите свои оценки в графу 7.
• Изменение эмоциональной реакции на ситуацию обычно связано со степенью правдоподобности зафиксированных альтернативных или взвешенных мыслей.
• Если после заполнения «Дневника мыслей» - вы не отметили изменения силы своих эмоций, используйте «Руководство по поиску ошибок» (с. 101), которое поможет понять, что ещё необходимо сделать, чтобы уменьшить неприятные переживания.
• Чем чаще вы будете заполнять «Дневник мыслей», тем быстрее вы станете гибко рассуждать о различных ситуациях и быстрее начнете автоматически учитывать альтернативные и взвешенные объяснения событий, не записывая их в «Дневник мыслей».
Глава 8 Эксперименты и планы действий
Мишель записалась на курсы испанского, чтобы подготовиться к путешест-вию в Мексику. Она научилась спрашивать направление, заказывать блюда и отвечать на простые вопросы. В Мексике Мишель обнаружила, что таксист и персонал гостиницы, в которой она остановилась, говорят по-английски. Распаковав чемоданы, Мишель решила сходить в ближайший круглосуточный магазинчик, чтобы купить открытки и почтовые марки. В магазине все очень быстро говорили на испанском. Мишель заглянула в разговорник, неуверенно подошла к прилавку и произнесла на испанском фразы, с помощью которых надеялась купить почтовые марки и открытки. К удивлению Мишель, продавщица улыбнулась ей и протянула нужное количество открыток и марок, которые Мишель намеревалась приобрести. Чем было вызвано удивление Мишель? Наше первое представление о чем-то новом обычно носит умственный характер. Мы знаем, что в другой стране говорят на другом языке, однако когда мы сами действительно говорим на этом языке, то сомневаемся, что нас поймут, поскольку произносимые слова и фразы очень отличаются от знакомых нам слов и фраз. Сначала наш родной язык кажется нам единственно верным способом изъяснения. Речь на другом языке воспринимается нами как реальное общение лишь после долгого периода практики. Хотя Мишель полагала, что ее фразы на испанском были составлены верно, она все же не была уверена в правильности своей речи, пока не начала получать позитивные реакции от людей, с которыми общалась в Мексике. Чем больше она разговаривала на испанском, тем большую уверенность обретала. Возможно, что формулирование альтернативных и взвешенных мыслей в «Дневнике мыслей» будет похоже на письменное изъяснение на иностранном языке. Как любой чужой язык, эти новые мысли.
Эксперимент Бена: Пронин руку и прикоснись и кому-нибудь 113 вероятно, покажутся неуклюжими, не совсем правдоподобными. Если автоматические мысли текут легко и спокойно, как знакомый родной язык, то альтернативные мысли возникают лишь благодаря приложенным усилиям. Возможно, вы поверите в новые мысли, но они не будут восприниматься как нечто гармонично связанное с вашим жизненным опытом, а также со старыми автоматическими мыслями. Как и для Мишель, осваивающей испанский, лучший способ для вас повысить правдоподобность альтернативных или взвешенных мыслей - это опробовать их в своей повседневной жизни. Если эти жизненные эксперименты повысят вашу веру в альтернативные / взвешенные мысли, положительный настрой станет более стабильным. Если такие эксперименты не подтвердят ваши новые представления, вы сможете использовать эту информацию для формулирования других альтернативных мыслей, которые будут лучше согласовываться с вашим жизненным опытом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|