Распознавание исходных предположений
И фундаментальных убеждений: метод «сверху вниз» Один из способов распознавания исходных предположений и фундаментальных убеждений заключается в том, чтобы найти в заполненном вами «Дневнике мыслей» какие-то повторяющиеся темы. Если в вашем сознании периодически возникают одни и те же автоматические мысли, возможно, они помогут вам обнаружить свои исходные предположения и фундаментальные убеждения. После недельного запоя Вик захотел лучше понять, что заставило его пить на этот раз. Проанализировав две неполные записи в «Дневнике мыслей», сделанные до запоя, и одну неполную запись, сделанную после, Вик заметил темы, связывающие все эти три ситуации. Вик обобщил их в «Дневнике мыслей» (рис. 9.1).
Распознавание исходные предположения и фундаментальные убеждения 133
Темы, проявившиеся в автоматических мыслях Вика, связаны с неудачей и неполноценностью. У Вика, по-видимому, есть фундаментальные убеждения: «Я неудачник», «Я недостаточно хорош» или «Я не умею справляться с трудностями». Второй способ выявления фундаментальных убеждений называется методом «сверху вниз». Это, в сущности, метод, который вы освоили в главе 5, когда для выявления автоматических мыслей задавали себе вопросы типа «Что эта ситуация говорит обо мне?» Выявив автоматические мысли, вы можете задать себе те же или похожие вопросы, которые помогут идентифицировать исходные предположения и фундаментальные убеждения. Например, в отношении любой автоматической мысли вы можете спросить себя: «Если это правда, что в этом такого плохого? Что это говорит обо мне?». Периодически задавая себе вопрос: «Что это говорит обо мне?», вы сможете понять фундаментальные убеждения, которые лежат в основе выявленных прежде автоматических мыслей.
Замечаете ли вы какую-либо тему в рассуждениях Вика о себе, которая помогла бы выявить определенное фундаментальное убеждение? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
Рис. 9.1. «Дневник мыслей» Вика
134 Глава 9. Исходные предположения и фундаментальные убеждения
Например, если у вас возникает автоматическая мысль «Не думаю, что нравлюсь Марше», и эта мысль вызывает у вас подавленность, метод «сверху вниз» поможет вам выявить свои скрытые представления таким образом:
Не думаю, что нравлюсь Марше (Что в этом такого плохого?) || Когда бы я ни сходился с людьми, это заканчивалось тем, что я начинал вызывать у них антипатию. (Что это говорит обо мне?) || У меня ни с кем не будет близких отношений. (Что это говорит обо мне?) || Я не могу нравиться.
В этом примере использования метода «сверху вниз» автоматическая мысль («Не думаю, что нравлюсь Марше») касается конкретной ситуации. Когда мы выявляем фундаментальное убеждение, связанное с ощущением подавленности («Я не могу нравиться»), око оказывается безусловным утверждением, которое очень трудно изменить.
Приведенные выше примеры иллюстрируют способ выявления исходных предположений и фундаментальных убеждений человека относительно самого себя. Метод «сверху вниз» можно также использовать для выявления представлений о других людях или о мире в целом, если немножко изменить вопросы. Например, представления о других людях можно выявить, спросив себя: «Что эта ситуация говорит о других людях?» Исходные представления или фундаментальные убеждения о мире можно выявить, задав вопрос: «Что эта ситуация говорит об окружающем мире?» Далее приведены примеры использования метода «сверху вниз» для выявления фундаментальных представлений о других людях и мире в целом.
Ситуация. Вику с коллегами были установлены новые нормы продаж. Автоматические мысли. Все выполнят эти нормы, кроме меня. «Сверху вниз» (Что это говорит о других людях?) || Им. легче выполнять работу, чем мне. (Что это говорит о них?) || У них достаточно знаний и способностей. Распознавание исходные предположения и фундаментальные убеждения 135
Ситуации. Начальник пригласил Мариссу на аттестационную беседу. Автоматические мысли. Я опять сделала ошибку. Он собирается меня уволить. «Сверху вниз» (Что эта говорит об окружающем мире?) || Со мной всегда случаются неприятности. (Что это говорит об окружающем мире?) || Мир жесток. (Что это говорит об окружающем мире?) Мир настроен против меня.
Иногда выявления фундаментальных представлений о себе будет достаточно, чтобы понять проблему, вновь и вновь возникающую в вашей жизни. Однако часто фундаментальные убеждения о себе раскрывают лишь часть истины. Фундаментальные представления о других людях и мире в целом могут существенно расширить наше понимание того, почему та или иная ситуация оказывается неприятной для нас. Например, Вик меньше переживал бы из-за невозможности выполнить нормы продаж, если бы считал, что и другим выполнить их не под силу. Представление о том, что другие люди обладают достаточными знаниями и способностями, усугубило его огорчение и усилило его ощущение собственной неполноценности.
Фундаментальное убеждение Мариссы в том, что «мир жесток и настроен против нее», безусловно, способствовало развитию у нее депрессии и чувства безнадежности. Ей было трудно ежедневно тратить силы, поскольку, по ее убеждению, мир в конце концов все равно обрушится на нее вопреки ее усилиям. Фактически то, что Марисса продолжала трудиться, несмотря на свои представления о мире, было свидетельством ее мужества. Негативные представления о мире более типичны для людей, переживших сильное потрясение или травму, резкое ухудшение материального состояния без возвращения к прежнему уровню; живущих в условиях хаоса, непредсказуемости; постоянно подвергающихся дискриминации или бывших в течение продолжительного периода времени объектом какой-либо формы насилия или непро-
136 Глава 9. Исходные предположения и фундаментальные убеждения
гнозируемого наказания. Дети, имевшие в своей жизни подобный опыт, особенно склонны к формированию негативных фундаментальных представлений о мире, однако негативный опыт может способствовать формированию негативных фундаментальных убеждений в любом возрасте. Аналогично негативные фундаментальные представления об окружающих обычно формируются под влиянием травматического или устойчиво негативного взаимодействия с другими людьми. Иногда, как у Вика, формирование травмирующего представления о других людях идет косвенным путем: например, через наблюдение за успешными братьями или сестрами. Позитивное представление Вика о других людях («У них достаточно знаний и способностей»), связанное с негативным фундаментальным представлением о себе («Я неполноценен»), помогает объяснить его тревогу, предчувствие неприятностей. Специальные упражнения (письменные задания 9.1, 9.2, 9.3 и 9.4) помогут вам выявить некоторые из ваших негативных фундаментальных убеждений. Попробуйте распознать свои представления о себе, других людях и мире в целом. Если вам трудно выявить негативные представления в одной из этих сфер, это может означать, что либо у вас нет подобных негативных представлений, либо выбранная вами запись из «Дневника мыслей» не связана с ними. В любом случае, если вам удалось выявить хотя бы одно фундаментальное убеждение, продолжайте изучение этой главы.
Каковы бы ни были истоки фундаментальных убеждений, обусловливающих ваши неприятные переживания, этот и последующие разделы помогут вам освоить методы изменения этих убеждений. Для Мариссы изменение фундаментальных убеждений означало признание того, что мир не всегда жесток, и что иногда обстоятельства складываются в ее пользу. Представление о том, что иногда ситуация благоприятствует ей, подвигло Мариссу к поиску обстановки и отношений, которые в большинстве случаев обеспечивали бы ей поддержку. Затем Марисса научилась использовать эту поддержку как помощь в преодолении менее благоприятных отношений и ситуаций в своей жизни. Для Вика изменение фундаментальных убеждений означало умение испытывать эмоциональный комфорт даже тогда, когда он не был «лучшим». Вику также было необходимо научиться видеть среднее между «лучшим» и «полным провалом».
Распознавание исходные предположения и фундаментальные убеждения 137
Упражнение _______________________________________________________ ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ТЕМ Вернувшись к записям в своем «Дневнике мыслей» (письменные задания 6.1 и 7.2), попытайтесь увидеть темы, которые бы связывали две и более записей. Обратите особое внимание на записи в третьей графе - «Автоматические мысли». Обобщите различные мысли, завершите предложения из письменного задания 9.1.
Письменное задание 9.1 ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ТЕМ Я_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Другие люди _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Окружающий мир __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник: Mind Over Mood by D. Greenberger & C. A. Padesky. © 1995, The Guilford Press. __________________________________________________________________
138 Глава 9. Исходные предположения и фундаментальные убеждения
Упражнение _______________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|