Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распознавание исходных предположений




И фундаментальных убеждений: метод

«сверху вниз»

Один из способов распознавания исходных предположений и фун­даментальных убеждений заключается в том, чтобы найти в запол­ненном вами «Дневнике мыслей» какие-то повторяющиеся темы. Если в вашем сознании периодически возникают одни и те же авто­матические мысли, возможно, они помогут вам обнаружить свои ис­ходные предположения и фундаментальные убеждения.

После недельного запоя Вик захотел лучше понять, что заставило его пить на этот раз. Проанализировав две неполные записи в «Днев­нике мыслей», сделанные до запоя, и одну неполную запись, сделан­ную после, Вик заметил темы, связывающие все эти три ситуации. Вик обобщил их в «Дневнике мыслей» (рис. 9.1).

 

Распознавание исходные предположения и фундаментальные убеждения 133

 

Темы, проявившиеся в автоматических мыслях Вика, связаны с не­удачей и неполноценностью. У Вика, по-видимому, есть фундамен­тальные убеждения: «Я неудачник», «Я недостаточно хорош» или «Я не умею справляться с трудностями».

Второй способ выявления фундаментальных убеждений называ­ется методом «сверху вниз». Это, в сущности, метод, который вы освоили в главе 5, когда для выявления автоматических мыслей за­давали себе вопросы типа «Что эта ситуация говорит обо мне?» Выявив автоматические мысли, вы можете задать себе те же или по­хожие вопросы, которые помогут идентифицировать исходные пред­положения и фундаментальные убеждения. Например, в отношении любой автоматической мысли вы можете спросить себя: «Если это правда, что в этом такого плохого? Что это говорит обо мне?».

Периодически задавая себе вопрос: «Что это говорит обо мне?», вы сможете понять фундаментальные убеждения, которые лежат в основе выявленных прежде автоматических мыслей.

 

1. Ситуации 2. Чувства 3. Автоматические мысли (образы)
С кем? Что? Когда? Где?   А. Что вы чувствовали? б. Оцените каждое чувство (0-100%).   а. Что возникло в вашем сознании непосредственно перед тем, как у вас возникло это чувство? Какие-нибудь другие мысли? Образы? б. Обведите самую напряженную
Получил от руководителя но­вые нормы про­даж. Меня пригла­сили на семейный ужин. Лежал, в посте­ли. Похмелье.   Тревога (90%) Тревога (70%) Подавленность (95%).   Я не смогу выполнить эти нормы. У меня опять ничего не получится. Опять я наговорю что-нибудь неприятное своей сестре. Я просто пьянчуга. У ме­ня никогда ничего не получится. Я безнадежен.

 

 

Замечаете ли вы какую-либо тему в рассуждениях Вика о себе, которая помогла бы выявить определенное фундаментальное убеждение? ____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

Рис. 9.1. «Дневник мыслей» Вика

 

134 Глава 9. Исходные предположения и фундаментальные убеждения

 

Например, если у вас возникает автоматическая мысль «Не ду­маю, что нравлюсь Марше», и эта мысль вызывает у вас подавлен­ность, метод «сверху вниз» поможет вам выявить свои скрытые представления таким образом:

 

Не думаю, что нравлюсь Марше

(Что в этом такого плохого?)

||

Когда бы я ни сходился с людьми, это заканчивалось тем,

что я начинал вызывать у них антипатию.

(Что это говорит обо мне?)

||

У меня ни с кем не будет близких отношений.

(Что это говорит обо мне?)

||

Я не могу нравиться.

 

В этом примере использования метода «сверху вниз» автоматиче­ская мысль («Не думаю, что нравлюсь Марше») касается конкретной ситуации. Когда мы выявляем фундаментальное убеждение, связан­ное с ощущением подавленности («Я не могу нравиться»), око оказы­вается безусловным утверждением, которое очень трудно изменить.

Приведенные выше примеры иллюстрируют способ выявления исходных предположений и фундаментальных убеждений человека относительно самого себя. Метод «сверху вниз» можно также ис­пользовать для выявления представлений о других людях или о ми­ре в целом, если немножко изменить вопросы. Например, представ­ления о других людях можно выявить, спросив себя: «Что эта ситуация говорит о других людях?» Исходные представления или фундамен­тальные убеждения о мире можно выявить, задав вопрос: «Что эта ситуация говорит об окружающем мире?» Далее приведены приме­ры использования метода «сверху вниз» для выявления фундамен­тальных представлений о других людях и мире в целом.

 

Ситуация. Вику с коллегами были установлены

новые нормы продаж.

Автоматические мысли. Все выполнят эти нормы, кроме меня.

«Сверху вниз»

(Что это говорит о других людях?)

||

Им. легче выполнять работу, чем мне.

(Что это говорит о них?)

||

У них достаточно знаний и способностей.

Распознавание исходные предположения и фундаментальные убеждения 135

 

Ситуации. Начальник пригласил Мариссу

на аттестационную беседу.

Автоматические мысли. Я опять сделала ошибку.

Он собирается меня уволить.

«Сверху вниз»

(Что эта говорит об окружающем мире?)

||

Со мной всегда случаются неприятности.

(Что это говорит об окружающем мире?)

||

Мир жесток.

(Что это говорит об окружающем мире?)

Мир настроен против меня.

 

Иногда выявления фундаментальных представлений о себе будет достаточно, чтобы понять проблему, вновь и вновь возникающую в вашей жизни. Однако часто фундаментальные убеждения о себе рас­крывают лишь часть истины. Фундаментальные представления о дру­гих людях и мире в целом могут существенно расширить наше пони­мание того, почему та или иная ситуация оказывается неприятной для нас. Например, Вик меньше переживал бы из-за невозможности выполнить нормы продаж, если бы считал, что и другим выполнить их не под силу. Представление о том, что другие люди обладают до­статочными знаниями и способностями, усугубило его огорчение и усилило его ощущение собственной неполноценности.

Фундаментальное убеждение Мариссы в том, что «мир жесток и настроен против нее», безусловно, способствовало развитию у нее депрессии и чувства безнадежности. Ей было трудно ежедневно тра­тить силы, поскольку, по ее убеждению, мир в конце концов все равно обрушится на нее вопреки ее усилиям. Фактически то, что Марисса продолжала трудиться, несмотря на свои представления о мире, бы­ло свидетельством ее мужества.

Негативные представления о мире более типичны для людей, переживших сильное потрясение или травму, резкое ухудшение материального состояния без возвращения к прежнему уровню; жи­вущих в условиях хаоса, непредсказуемости; постоянно подвергаю­щихся дискриминации или бывших в течение продолжительного периода времени объектом какой-либо формы насилия или непро-

 

 

136 Глава 9. Исходные предположения и фундаментальные убеждения

 

гнозируемого наказания. Дети, имевшие в своей жизни подобный опыт, особенно склонны к формированию негативных фундаменталь­ных представлений о мире, однако негативный опыт может спо­собствовать формированию негативных фундаментальных убеж­дений в любом возрасте.

Аналогично негативные фундаментальные представления об окружающих обычно формируются под влиянием травматического или устойчиво негативного взаимодействия с другими людьми. Ино­гда, как у Вика, формирование травмирующего представления о дру­гих людях идет косвенным путем: например, через наблюдение за ус­пешными братьями или сестрами. Позитивное представление Вика о других людях («У них достаточно знаний и способностей»), связан­ное с негативным фундаментальным представлением о себе («Я не­полноценен»), помогает объяснить его тревогу, предчувствие непри­ятностей.

Специальные упражнения (письменные задания 9.1, 9.2, 9.3 и 9.4) помогут вам выявить некоторые из ваших негативных фундаментальных убеждений. Попробуйте распознать свои представления о се­бе, других людях и мире в целом. Если вам трудно выявить негатив­ные представления в одной из этих сфер, это может означать, что ли­бо у вас нет подобных негативных представлений, либо выбранная вами запись из «Дневника мыслей» не связана с ними. В любом слу­чае, если вам удалось выявить хотя бы одно фундаментальное убеж­дение, продолжайте изучение этой главы.

Каковы бы ни были истоки фундаментальных убеждений, обусловливающих ваши неприятные переживания, этот и последующие разделы помогут вам освоить методы изменения этих убеждений. Для Мариссы изменение фундаментальных убеждений означало признание того, что мир не всегда жесток, и что иногда обстоятельства складываются в ее пользу. Представление о том, что иногда ситуация благоприятствует ей, подвигло Мариссу к поиску обстановки и от­ношений, которые в большинстве случаев обеспечивали бы ей под­держку. Затем Марисса научилась использовать эту поддержку как помощь в преодолении менее благоприятных отношений и ситуаций в своей жизни. Для Вика изменение фундаментальных убеждений означало умение испытывать эмоциональный комфорт даже тогда, когда он не был «лучшим». Вику также было необходимо научиться видеть среднее между «лучшим» и «полным провалом».

 

Распознавание исходные предположения и фундаментальные убеждения 137

 

Упражнение _______________________________________________________

ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ТЕМ

Вернувшись к записям в своем «Дневнике мыслей» (письменные зада­ния 6.1 и 7.2), попытайтесь увидеть темы, которые бы связывали две и более записей. Обратите особое внимание на записи в третьей гра­фе - «Автоматические мысли». Обобщите различные мысли, заверш­ите предложения из письменного задания 9.1.

 

Письменное задание 9.1

ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ТЕМ

Я_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие люди _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Окружающий мир __________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Источник: Mind Over Mood by D. Greenberger & C. A. Padesky. © 1995,

The Guilford Press.

__________________________________________________________________

 

138 Глава 9. Исходные предположения и фундаментальные убеждения

 

Упражнение _______________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...