Регуляция коммуникационных потоков и организация коммуникаций для решения текущих задач
1. Управление формальными коммуникациями в организации имеет два основных аспекта: 1) построение коммуникационных и информационных потоков, 2) регуляция коммуникационных и информационных потоков. Требования к формальным коммуникационным и информационным потокам были описаны Барнардом («Понимание коммуникаций в различных школах управления»). Построение информационных потоков осуществляется для типичных заранее заданных задач и функций организации. Построение коммуникационных потоков совпадает и происходит совместно с проектированием организационной структуры. Назначение формальных коммуникаций (линий связи) — регламентировать и нормировать труд персонала. Основа формальных коммуникаций — регламенты. Регламенты фиксируют правила и нормы формальных коммуникаций. Регламент – это совокупность правил, положений, определяющих порядок работы организации. Формальное регламентирование процессов управления обеспечивает: 1) четкое определение взаимоотношений, прав и ответственности горизонтальных и вертикальных органов управления в различных сферах их деятельности, 2) установление обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений и отдельных работников аппарата управления, 3) формирование на нормативно-правовой основе контура систем управления (определение количества уровней и звеньев, их взаимосвязей, подчиненности, количества работников на каждом уровне и по каждой функции управления, их должностных окладов и т.п.), 4) упорядочение приемов и методов решения отдельных управленческих задач, 5) определение условий экономического стимулирования организаций и отдельных работников.
Регламентирование в управлении проявляется в двух аспектах: 1) в статике, 2) в динамике. Регламентирование в статике определяет: 1) статус звеньев системы управления или самой системы, 2) цели и задачи каждого звена, 3) место в системе управления, 4) взаимосвязи с другими звеньями. Уставы, положения о производственно-хозяйственных системах и о структурных подразделениях, должностные инструкции в основном статичны. Регламентирование в динамике позволяет определить использование рабочего времени или протекание процессов управления во времени. Регламенты выполнения отдельных функций, процедур в процессе управления, распорядок рабочего дня руководителей, специалистов и служащих, работа подразделений аппарата управления, регламент совещаний — все они динамичны.
2. Формальные коммуникации, задающие нормы взаимодействия в организации с помощью регламентов, должны иметь соответствующее информационное обеспечение, происходить в определенном информационном пространстве. При анализе и проектировании информационного обеспечения формальных взаимодействий необходимы выявление недостатков действующей системы и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Целью совершенствования является максимальное сокращение документооборота, трудоемкости обработки документов и ускорение их движения в аппарате управления. Одновременно с выявлением комплекса задач по информационному обеспечению деятельности организации возникает проблема установления методов формирования, обработки и передачи информации, т.е. технологии выполнения управленческих работ по регламентации. Цель анализа технологии управленческих работ — поиск резервов сокращения трудоемкости процессов путем их рационализации и автоматизации. Построение оперограмм. Оперограмма устанавливает последовательность операций по заданной процедуре с указанием конкретных исполнителей, трудоемкости и используемых технических средств. Оперограмма отдельных операций позволяет определить:
1) дублируемые операции, 2) наиболее трудоемкие операции, 3) усложненные маршруты, 4) рациональное использование технических средств. Таким образом, анализ процессов управления с помощью оперограмм позволяет разработать мероприятия по рационализации процессов управления.
3. Система коммуникаций, построенная для выполнения типичных функций, не может обеспечить решение всех задач управления. Необходимо не только построение единой системы связи, определенной и закрепленной в описанных регламентах, но и регуляция коммуникационных потоков в связи с решением новых нестандартных задач или изменением ситуации. К способам регуляции коммуникаций можно отнести следующие: I. Сбор оперативной информации для решения нестандартной задачи. II. Построение системы взаимодействий для решения текущих задач. Очень часто имеющиеся регламенты, в частности должностные инструкции и положения об отделах не обеспечивают организацию взаимодействий для решения текущих задач. Руководитель образует для решения таких задач временные рабочие группы… III. Делегирование полномочий. IV. Искажения информации возможны в результате существования следующих барьеров: 1) языковой, 2) предвзятого отношения, 3) специализации. 4) несовпадения сфер компетенции, 5) различия статусов, культурных различий, 6) связанный с недостатками технической связи, 7) связанный с недостаточностью делового общения, 8) связанный с избыточностью информации, 9) «самозащиты инициатора информации», Борьба с искажениями передаваемой информации состоит: 1) в фиксации искажения с помощью обратной связи, 2) в определении причин искажений — выявлении типов коммуникационных барьеров, препятствующих эффективной коммуникации. V. Регуляция горизонтальных формальных коммуникаций. Регуляция формальных коммуникаций внутри группы осуществляется через распределение временных обязанностей в пределах компетенции и должностных полномочий служащих. Методы регуляции аналогичны методам формирования временных рабочих групп и технологии делегирования полномочий. Классические подходы к решению этой проблемы рассмотрены ранее («мостика Файоля», «соединительной оси Ликерта»). При создании дополнительных связей между подразделениями необходимо:
1) выявление потребности в дополнительных коммуникациях или фиксация уже существующих неформальных коммуникаций, 2) определение времени действия дополнительной связи, 3) определение назначения дополнительных коммуникаций и ответственных лиц, 4) оповещение всех заинтересованных лиц о новой информационной связи. VI. Организация согласования решений. Коммуникационная система должна обеспечивать возможность для консультирования и согласования решений: 1) организовать экспертизу, 2) обеспечить соответствие законодательству, 3) обеспечить координацию с действиями других организаций, 4) информировать участников процесса о сути предложения. Стандартной процедурой согласования является правила подписи. «Правила подписи» содержатся в форме распорядительной документации. Они могут быть зафиксированы, например, в оперограмме процедуры подготовки и оформления распорядительного документа. Однако ситуация зачастую требует дополнительного согласования. Оно может проходить в форме совещаний, экспертиз, переговоров. Существует практика создания подразделений экспертной оценки и несколько принципов согласования. Первый предполагает внесения поправок в документ до тех пор, пока не будет выработана версия, с которой согласны все. Этот метод дает каждому участнику право свободного вето в отношении рассматриваемого предложения и может породить бесконечные отсрочки. Кроме того, длительные переговоры могут привести к выработки пустого документа. В случае, если решение должно быть принято быстро целесообразно: 1) передать предложение для одновременного анализа всеми участниками процесса согласования. 2) установить предельный срок принятия решения, 3) передача участниками согласования своих предложений руководителю для окончательного решения.
Когда решение требует согласования нескольких точек зрения, оказывается необходимым, чтобы все участвующие в подготовке решения были собраны вместе для непосредственного обсуждения на совещаниях. Когда желательно формализовать процедуру совещаний и в серии совещаний участвует одна и та же группа людей, на определенный срок может быть создан комитет. Важное преимущество совещаний и комитетов состоит в том, что все участники могут прямо и непосредственно общаться друг с другом. Это создает максимальную возможность для свободного обмена информацией и идеями. Комитеты работают успешно в том случае, когда они становятся средством формализации неформальной системы коммуникации, системы, которая уже в значительной степени действовала. VII. Организация внешнего и внутреннего консультирования в органах государственной власти. Консультант – лицо, обладающее по своему положению и в соответствии с уровнем компетенции определенным влиянием на личность, группу или организацию, но не имеющее прямой власти, чтобы произвести изменения или реализовать программу совершенствования. Внешние консультанты обладают специальными знаниями, необходимыми только в данном конкретном случае, более Внутренний консультант хорошо знает организацию, нуждающуюся в консультировании. VIII. Создание «памяти» организации. В любой организации возникает проблема хранения информации в таком виде, чтобы она была доступна в случае необходимости. Поэтому необходимо использование системных методов регистрации и хранения документов и бумаг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|