Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7-8. Информация как объект, цель и средство




PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ВОПРОСЫ:

1. Информация и ее значение.

2. Информация и отражение. Понятие опережающего отражения.

3. Понятие социальной информации. Свойства и функции социальной информации.

4. Информация как средство и цель в структуре PR-мероприятий.

5. Управление СМИ и информацией.

1.

Еще в прошлом веке в Европе термин "информация" производился от предлога "in" — в и слова "forme" и трактовался как нечто упорядочивающее, оформляющее. Тогда "информатором" называли домашнего учителя, а "информацией" — учение, наставление. В толковых словарях и энциклопедиях, изданных в России, слово "информация" отсутствовало. "Открытие" понятия информации современной наукой произошло в середине XX века и, согласно справочной литературе, под информацией ныне понимают:

· сведения, сообщения о чем-либо, которыми обмениваются люди;

· сигналы, импульсы, образы, циркулирующие в технических (кибернетических) устройствах;

· количественную меру устранения неопределенности (энтропии), меру организации системы;

· отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы.

Информация существует вне нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула.

Информация не материальна, как и все свойства материи. Информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция, и др. что есть основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности в её распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности. Информация — свойство материи и отражает её свойства (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия.

С материальной точки зрения информация — это порядок следования объектов материального мира. Например, порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией. Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией. Порядок следования музыкальных нот является музыкальной информацией. Порядок следования генов в ДНК является наследственной информацией. Порядок следования битов в ЭВМ является компьютерной информацией и т.д. и т.п. Для осуществления информационного обмена требуется наличие необходимых и достаточных условий.

Необходимые условия:

1. Наличие не менее двух различных объектов материального или нематериального мира.

2. Наличие у объектов общего свойства, позволяющего идентифицировать объекты в качестве носителя информации.

3. Наличие у объектов специфического свойства, позволяющего различать объекты друг от друга.

4. Наличие свойства пространства, позволяющее определить порядок следования объектов. Например, расположение письменной информации на бумаге — это специфическое свойство бумаги, позволяющее располагать буквы слева направо и сверху вниз.

Достаточное условие одно: Наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, общества животных, роботов и т.д.

Различные объекты (буквы, символы, картинки, звуки, слова, предложения, ноты и т.п.) взятые по одному разу образуют базис информации. Информационное сообщение строится путем выбора из базиса копий объектов и расположение этих объектов в пространстве в определенном порядке. Длина информационного сообщения определяется как количество копий объектов базиса и всегда выражается целым числом. Необходимо различать длину информационного сообщения, которое всегда измеряется целым числом, и количество знаний, содержащегося в информационном сообщении, которое измеряется в неизвестной единице измерения.

С математической точки зрения информация — это последовательность целых чисел, которые записаны в вектор. Числа — это номер объекта в базисе информации. Вектор называется инвариантом информации, так как он не зависит от физической природы объектов базиса. Одно и тоже информационное сообщение может быть выражено буквами, словами, предложениями, файлами, картинками, нотами, песнями, виде видеоклипами, любой комбинацией всех ранее названных. Чем бы мы не выражали информацию — изменяется только базис, а не инвариант.

Для того чтобы информация могла передаваться от одного объекта другому как к приемнику, необходимо, чтобы был какой-то промежуточный материальный носитель, взаимодействующий с источником. Такими переносчиками в природе, как правило, являются быстро распространяющиеся процессы волновой структуры - космические, гамма и рентгеновские излучения, электромагнитные и звуковые волны, потенциалы (а может быть и ещё не открытые волны) гравитационного поля. При взаимодействии электромагнитного излучения с объектом в результате поглощения или отражения изменяется его спектр, т.е. изменяются интенсивности некоторых длин волн. Изменяются при взаимодействиях с объектами и гармоники звуковых колебаний. Информация передаётся и при механическом взаимодействии, однако механическое взаимодействие, как правило, приводит к большим изменениям структуры объектов (вплоть до их разрушения), и информация сильно искажается. Искажение информации при её передаче называется дезинформация.

Перенос информации источника на структуру носителя называется кодированием. При этом происходит преобразование кода источника в код носителя. Носитель с перенесенным на него кодом источника в виде кода носителя называется сигналом.

Для передачи смыслового содержания информации необходимы некоторые соглашения между источником и приемником о смысловом содержании сигналов, т.е. слов. Такие соглашения могут быть достигнуты в процессе общения. Общение является одним из важнейших условий существования человеческого общества. Общение включает в себя следующие информационные процессы:

· Хранение информации

· Передача информации

· Обработка информации

Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на некоторые материальные носители. Семантическая информация, зафиксированная на материальном носителе для хранения называется документом.

Хранить информацию человечество научилось очень давно. В наиболее древних формах хранения информации использовалось расположение предметов — раковин и камней на песке, узелков на верёвке. Существенным развитием этих способов явилась письменность — графическое изображение символов на камне, глине, папирусе, бумаге. Огромное значение в развитии этого направления имело изобретение книгопечатания. За свою историю человечество накопило огромный объем информации в библиотеках, архивах, периодических изданиях и других письменных документах.

По способу восприятия информацию разделяют на следующие виды: визуальная, аудиальная, вкусовая, обонятельная и тактильная. Такое деление основывается на чувствах, с помощью которых информация воспринимается человеком: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание соответственно. Научные исследования показывают, что свыше 90% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение и слух, около 10% - на вкус, обоняние и осязание.

Существование множества определений информации обусловлено сложностью, специфичностью и многообразием подходов к толкованию сущности этого понятия. Выделяют три наиболее распространенные концепции информации, каждая из которых по-своему объясняет ее сущность.

Первая концепция – концепция К. Шеннона, отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности (энтропию) события. Количество информации в том или ином случае зависит от вероятности его получения: чем более вероятным является сообщение, тем меньше информации содержится в нем. Этот подход, хоть и не учитывает смысловую сторону информации, оказался весьма полезным в технике связи и вычислительной технике, послужил основой для измерения информации и оптимального кодирования сообщений. Кроме того, он представляется удобным для иллюстрации такого важного свойства информации, как новизна, неожиданность сообщений. При таком понимании информация – это снятая неопределенность, или результат выбора из набора возможных альтернатив. Вторая концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Ее появление связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком В.М. Глушковым. Он писал, что «информацию несут не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест травы». Иными словами, информация как свойство материи создает представление о ее природе и структуре, упорядоченности, разнообразии и т. д. Она не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно; ее можно накапливать, хранить, перерабатывать.

Третья концепция основана на логико-семантическом (семантика – изучениетекста с точки зрения смысла) подходе, при котором информация трактуется как знание, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация – это действующая, полезная, «работающая» часть знаний.

2.

Термин отражение, применяемый в быту, имеет значение, близкое к понятию возвращающее воздействие (на отражаемое):зеркало, рефлектор воздействуют на световой поток – «отражают» его, сами не меняясь, обороняющиеся «отражают» атаку противника, сохраняя позиции и т.п..

Термин отражение в философской литературе имеет значение, соответствующее понятию запечатление: следы взаимодействия двух или нескольких объектов друг в друге, либо одного в другом (алмаз царапает стекло, но сам при этом практически не изнашивается; царапина – отражение имевшего место воздействия алмаза на стекло).

Несмотря на имеющееся некоторое противоречие, и в том и в другом случае все же имеет место отражение именно в философском смысле этого слова: луч света запечатляет в своей структуре факт воздействия с той или иной поверхностью: зеркалом, стеной, поверхностью воды, рефлектором и т.п. В нашем случае сначала луч света отражает в себе нас, потом зеркало, а затем уже наш мозг, используя зрение, отражает несущий нечто луч света в себе. Зеркало является всего лишь предметом, который, отразившись в луче света и изменив его направление, в минимальной степени искажает результаты предыдущих отражений. А вот шероховатая поверхность стены «забивает» предыдущие воздействия на световой поток «собственным» отражением. Этот пример показывает, что бытовое применение термина отражение правомочно и соответствует упрощенной модели описания явления отражения, не противоречащей, в общем случае, философской.

Опережающее отражение действительности достаточно бессмысленный набор слов, несущий большую диалектическую нагрузку. В общем случае — это предвидение, угадывание будущего. Информационная система сохраняется до тех пор, пока ей удается предвидеть будущее. В связи с ограниченностью ресурсов информационных систем глубина предвидения и возможность ответа во многих случаях оказываются недостаточными, что и определяет жизненный цикл информационных систем.

Эффект опережающего отражения действительности со стороны информационной системы (организма) может иметь место в результате:

· O случайного совпадения воздействия внешней среды и «конвульсивной реакции организма»;

· O случайного угадывания необходимого поведения, основанного на ранее имевшихся знаниях;

· O относительной стабильности процессов, протекающих как во внешнем мире, так и в организме.

В связи с тем, что в подавляющем большинстве случаев опережающее отражение действительности строится на доступной, имеющейся из прошлого опыта информации, ответ информационной системы, каждый раз в новых условиях, практически всегда является не совсем адекватным, и зиждется на вере. При этом, если система сохраняется, то происходит накопление жизненного опыта и, усиленное нехваткой интеллектуальных ресурсов, его «обобщение» («усреднение» информации) — выражающееся в создании абстрактных понятий.

То есть можно считать, что развитие обеспечивается в результате не совсем адекватного (правильного) ответа, использования не совсем «правильных» решений, т.е. «творчества», а не «исполнительства».

3.

Социальная информация – многоуровневое знание. Она характеризует:

общественные процессы в целом – экономические, политические, социальные, демографические, культурно-духовные и т.д.;

конкретные процессы, происходящие в различных ячейках общества, на предприятиях, в кооперативах, семьях и т. д.;

интересы и стремления различных социальных групп – рабочего класса, молодежи, пенсионеров, женщин и др.

В самом общем смысле под социальной информацией понимают знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, вовлечены в орбиту общественной жизни. Другими словами, информация есть содержание логического мышления, которое, воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использована людьми в их деятельности. Информация необходима человеку не вообще, а конкретно в нужное время для ориентирования в окружающем мире и принятия решений о дальнейших действиях. При качественной оценке получаемой информации говорят о следующих ее свойствах:

· полезность или релевантность (соответствие запросам потребителя);

· достоверность (истинность положения дел, отсутствие скрытых ошибок);

· полнота (достаточно для понимания и принятия решения);

· актуальность или своевременность (важность для настоящего времени);

· доступность (возможность ее получения данным потребителем);

· защищенность (невозможность несанкционированного использования или изменения);

· эргономичность (удобство формы или объема с точки зрения данного потребителя);

· объективность (не зависит от чьего-либо мнения);

· понятность (понятно выражена).

Иногда выделяют такие свойства информации как достоверность, полнота, ценность, ясность. Все названные свойства определяются относительно некоторого исполнителя (получателя информации).

4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...