Золотое сечение в типографике.
Cоотношение Золотого Сечения – 1: 1,618 (высота: ширина, и наоборот). Золотое сечение как идеальная пропорция в природе и искусстве уже открыто давно (Поликтет). Соотношения Золотого сечения существуют в основных пропорциях человеческого тела, животных организмах, в математических законах Вселенной. Об этом феномене писали великие художники эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и Дюрер. Внутренняя закономерность золотого сечения может быть доказана научным путём. Осознанно или неосознанно, но золотое сечение с древних времён применялось в архитектуре и строительстве. Во все эпохи для книг выбирался в качестве идеальных пропорций этот приятный для глаза формат. Композиция величайших произведений искусства отвечает золотому сечению (“Троица” Андрея Рублева, “Тайная вечеря” Леонардо, церковь Покрова на Нерли и др. Оказалось, что наши глаза следуют мере, соотношению, по которому растут многие растения, а также создано наше тело. Хорошие пропорции (т.е. соотношения частей в искусстве напр., сторон фигуры, сторон плоскости листа и т.д.) отражают определённые законы природы. Практика приводит к тому, что всё целесообразное является красивым. Привлекательность пропорций отражает закон единства противоположностей, и воспринимается сознанием как непосредственное положительное переживание. Точно так же в хороших пропорциях утверждается осознание себя человеком как творца, способного создавать формы в соответствии с организационными и упорядочивающими божественными принципами и законами природы. В эпоху Ренессанса золотое сечение именовали Sectio Divina – божественной пропорцией. Как и архитектура, полиграфия есть искусство пропорций.
В средние века и в эпоху Ренессанса пропорции золотого сечения применялись в книге в пропорциях сторон как самого книжного листа, так и в пропорциях полосы набора. В наше время эта пропорция также применима во всех случаях, когда дизайнер стремится выразить классику, идеальную красоту, надежность, незыблемость.
Хотя в случае золотого сечения речь идёт о может быть единственной в полиграфической практике научно доказуемой и поддающейся измерению закономерности, её применимость обычно переоце-нивают. Тем не менее Ян Чихольд и Рауль М. Розарио указывают на его значение для определения формата и классической площади набора для книг.
Лучше работается инструментом, имеющим хорошие пропорции. Может быть, существовавшая раньше тесная связь ремёсел и искусства сопровождалась тем, что удовольствие от конкретно полезного соединялось с удовольствием от эстетически ценного. Прекрасное всегда существует только по отношению к человеку и природе, и выражение этого отношения, в большей или меньшей степени, представляет также и полезное. Приносящее удовлетворение полезное может перейти на более высокий уровень прекрасного, о чём свидетельствуют многие замечательные по своим пропорциям изделия ремесленников.
Наиболее определённо пропорциональность во всей своей закономерности проявляется в мире кристаллов. Пропорции определяют отношения масс и движение в микрокосме и макрокосме. Закономерности в пропорциях могут быть также связаны с тем, что большинство процессов в природе и в жизни протекают согласно с естественными пропорциями.
Схема пропорций средневековой рукописи. Пропорции листа 2: 3, пропорции полей 1: 1: 2: 3, пропорции площади шрифта – золотое сечение. Только внешний нижний угол площади шрифта пересекается с диагональю.
Скрытое правило, положенное в основу многих рукописей и инкунабул позднего средневековья. Обнаружено Яном Чихольдом в 1953 году. Пропорции листа 2: 3, пропорции площади шрифта и листа одинаковы. Высота площади шрифта равна ширине страницы. Пропорции полей 2: 3: 4: 6.
В книге половина площади разворота принадлежит полям. В ценных книгах с широкими полями доля полей может составлять 70% и даже в караманных изданиях с очень узкими полями около 40% остаётся не пропечатанным. В полиграфии, служащей для чтения, белые края нужны, чтобы оградить строки от чужеродного окружения. Поля бывают широкими или узкими в зависимости от жанра литературы. В случае трудного текста, сложного научного труда или книги, которую должно быть удобно читать, необходимы значительно более широкие поля, чем для брошюры (букдета, проспекта) или детектива. В среднем используются поля в 10-20 мм. Для узких строк достаточно узких полей, для широких строк, когда двигают не только глазами, но и головой, поля должны быть шире, чтобы перехватить движение при чтении. Поля имеют значение фона для изображения, поля набора. Обыкновенное, (полоса набора с её информационным содержанием), становится значительным, если фон больше. В тех полиграфических работах, где хорошая читамость не является первостепенной, роль полей выглядит иначе. Здесь текст может стоять совсем у края, чтобы привлекать внимание читателя своей необычностью. Чтобы подчеркнуть значение напечатанного, всегда необходимо белое пространство, но белое пространство листа фирменного бланка, плаката или рекламного объявления не выступает в качестве рамки. Тем не менее оно всегда должно выполнять задачу усиления впечатления от целого. Оставленные без необходимости поля и ненужная покрытая печатью площадь – это расточительство или пустое украшательство, – два полиграфических греха.
Сравнивая полиграфию с архитектурой, а отдельные полиграфические задачи со строительными задачами, можно провести сравнение дальше и сказать, что типографские материалы – это имеющиеся в распоряжении строительные материалы. Каждый раз их должно быть достаточно много, чтобы успешно решить поставленную задачу. Большинство полиграфических работ ограничено нормированным размером бумаги, установленным стандартным форматом, который обязателен прежде всего для плакатов, фирменных бланков и отчасти для книг.
Книжные форматы "для чтения" составляют в ширину 10, 11 и 12 см, и такие книги хорошо выглядят в пропорциях золотого сечения. Форматы большего размера сильнее подчёркивают ширину; хорошей пропорцией будет 2: 3. При этом получаются форматы, например, 14 х 21 см и 16 х 24 см, а при двухколоночном наборе – 20 х 30 см и 24 х 36 см. Стандартный ряд из 10 книжных форматов должен удовлетворять почти всем практическим и эстетическим требованиям: – для художественной литературы и книг карманного формата 10 х 16,5 см 11 х 18 см 12 х 20 см – для художественных альбомов 24 х 36 см 20 х 30 см 20 х 24 см 24 х 27 см 24 х 30 см Для книг часто используют также стандартный формат А4 с пропорциями 1: 1,414. Эта пропорция получается из формулы 1: V2 и сама по себе имеет то преимущество, что при многократном делении пополам или сгибании (фальцовке) бумаги всегда сохраняет одинаковое соотношение сторон. Однако для книг имеет значение и направление движения бумаги, чьи волокна всегда должны располагаться параллельно пачке. Книжные форматы А4 и А5 не очень красивы. Разумеется, это справедливо и для других типографских материалов, для фирменных бланков и каталогов. В случае фирменного бланка типограф связан размером конвертов, причём так называемые длинные конверты-Евро значительно красивее и оставляют больше пространства для фантазии дизайнера.
Классические соотношения полей имеют следующие пропорции: внутренние поля: верхние поля: внешние поля: нижние поля 2: 3: 4: 6 Эти пропорции полей можно применять для всех вертикальных форматов книг и строгих деловых буклетов, годовых отчетов. Внутренние поля, особенно у толстых книг, кажутся меньше из-за изгиба, обусловленного брошюровкой, и соответственно, надо оставлять чуть побольше корешкового поля. Классические пропорции, применяемые для поля набора в книгах, основаны на двух основных идеях: во-первых, допускается, что нижние поля должны быть больше верхних, потому что на них лежат колонки. Во-вторых, две колонки должны составлять разворот из двух страниц, а наружные поля, служащие одновременно для перелистывания, должны быть существенно больше внутренних полей, которые в сумме равны одному из внешних полей. Благодаря вековому обычаю такой взгляд укоренился в мыслях и чувствах читателей. Для классической, художественной литературы, то есть литературы, служащей для продолжительного чтения, эти классические пропорции желательны.
В течение 20 века образовались новые книжные формы, книги, которые служат не для постоянного чтения, а скорее для получения информации и рассматривания. Но поля у картинок играют совсем не ту же роль, что у колонок. Рассматривающий художественный альбом желает по возможности большей и лучшей передачи произведений искусства, ему достаточно небольших полей, а то и иллюстраций “на вылет”. Размеры оригиналов и пропорции репродукций у каждой картины разные. Если дизайнер художественного альбома работает в соответствии с принципами классической полосы набора, он – расточитель бумаги, вопреки интересам пользователей книг. Аналогично обстоит дело с энциклопедиями и словарями. В проспектах и каталогах, газетах и журналах, в рекламных объявлениях и многой другой печатной продукции также нет необходимости соблюдать пропорции классической полосы набора. Здесь годится то, что соответствует желаниям и хорошо выглядит. Во многих случаях полосу набора сдвигают далеко наружу. В других случаях белый край сознательно используют для создания необычного нового рекламного эффекта. Однако отношение полей к площади печати в любом случае должно быть одинаковым во всем издании.
Тема1.7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|