Вертикаль, горизонталь и диагональ в типографике
Преобладание композиционных вертикалей и горизонталей в полиграфическом изображении создает покой и статическую устойчивость. Из этой пары противоположностей вытекают горизонтали строк и вертикали колонок набора, а также расположение иллюстраций по этим важнейшим каркасным линиям композиции страницы. Вертикали и горизонтали проходят параллельно краям страницы – основным направляющим композиции в типографике. Наоборот, диагональ и косая линия придает композиции листа динамику, однако используется как композиционный прием значительно реже. По косой могут располагаться: рекламные строки текста (слоганы, основные мысли статьи в журнале, строки текста в детских игровых изданиях, строиться ряды иллюстраций в изданиях рекламного характера. Диагональ и косая линия может также присутствовать в композиции в скрытом виде, когда текстовые куски и иллюстрации, расположенные по системе “горизонталь – вертикаль” формируют внутренние косые каркасные линии композиции. Обычно зритель отождествляет себя с центром изображения, полагая, что другие части композиции движутся от центра к краям. Все композиционные линии, доходящие до краёв страницы, изменяют направление своего движения, и идут снова вовнутрь листа. Только когда границы листа изучены, глаз обращается к контуру композиции листа, причём снова, как правило, по ходу линий или контуров, идущих от границ вовнутрь. В зависимости от композиции страницы дизайнер применяет те или иные преобладающие каркасные линии – вертикали, горизонтали, косые или диагонали, или те и другие во взаимодействии друг с другом.
Тема1.8 Симметрия и асимметрия в типографике
Первоначально в теории прекрасного существовало понятие о геометрической симметрии как о гармонии пропорций, как о "соразмерности'' (в переводе с греческого слово "симметрия'' – соразмерность). Симметрия воспринимается нами как покой, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность. Симметрия – это символ и проявление закономерности, порядка, царящего в природе. Восприятие закономерного всегда доставляет нам удовольствие, уверенность. Поэтому симметрия, воспринимаемая человеком как внешнее проявление внутреннего порядка, отждествляется с красотой. Другим важным фактором, составляющим эстетическое содержание симметрии, является ее целесообразность. Не может существовать несимметричный (а значит, и не функциональный) самолет или автомобиль. В природе можно найти как относительно симметричные, так и асимметричные формы. Полная симметрия исключается как в строении человеческого тела, так и в строении, напр., кристаллов и листьев. Даже при видимой симметрии в природе имеются значительные отклонения. Симметрия – один из важнейших традиционных изобразительных принципов полиграфии. Симметричная композиция в типографике – признак классического построения композиции листа. Он основан на том, что строка заглавия располагается по центру, и пространство площади шрифтового набора равномерно распределяется слева и справа. Однако одна эта композиционная схема не объясняет пристрастия классической полиграфии к симметрии. Их взаимосвязи сложнее, и указывают на отражение законов природы. Исторические периоды явно выраженного стиля (эпоха Возрождения, классицизм, Ампир и др.) особенно подчёркивали симметрию, в то время как в другие эпохи ею осознанно или неосознанно пренебрегали, если вообще не отвергали. Такие противоречивые, общественно обусловленные взгляды наблюдаются как в архитектуре, так и в полиграфии.
Почти все симметричные изображения группируются вокруг вертикальной оси, а горизонтальные оси, кроме отражающегося в воде ландшафта, практически не встречаются в природе. В композиции листа в основном также используется вертикальная симметрия. В полиграфической композиции приблизительная симметрия более эффектна, чем полная. В композиции шрифтового набора очень важное значение имеет выбор способа группировки строк относительно друг друга. Существуют 2 принципиально различные системы компоновки надписей: симметричная и асимметричная. Из них первая имеет большее распространение, поскольку придает надписи спокойную, уравновешенную форму. Разновидностью симметричной композиции являются надписи, внешний абрис которых имеет вид прямоугольника, треугольника, круга или др. геометрическиих фигур. Показать схемы на доске В таких надписях мы видим прежде всего их внешний контур и только потом осмысливаем содержание. Особенно актуальна симметричная компоновка строк в композиции титульного листа книги. Если книжный текст начинается с крупной буквицы, то симметрия композиции листа будет нарушенной, неполной. Показать схему на доске. Асимметричные надписи не имеют сами по себе завершенности и совершенства композиционной формы. Поэтому они применяются в сочетании с другими композиционными элементами. Асимметричные надписи чаще всего выравниваются по левому или правому краю, образуя так назыв. “флаговый” набор (правую или левую выключку строк).
Тема1.9 Ритм и ритмический строй полиграфической композиции. Понятие модульной сетки. Ритм – это одна из основ жизни и мироздания. И космическая и биологическая жизнь строится ритмически. Вся наша жизнь также организована ритмически. Поэтому и человеческому восприятию бытия свойственно отзываться на ритм, как бы вторя ему. Ритм вносится человеком во все виды искусств. Ритм является важнейшим выразительным средством искусства. Слова Гёте: "Ритм – это волшебство, заствляющее нас поверить, что мы слышим великое". Это великое происходит из отражения одного из основных законов природы, так как многие жизненные и природные процессы основаны на ритме (времена года, время суток, приливы и отливы, сердцебиение, пульс, дыхание). Человек знает, что ритм облегчает процессы движения и работы (ходьбу, греблю, косьбу, трамбовку, ковку и т.д.). Чувство ритма настолько важно, что его отсутствие или нарушение можно сравнить с опасностью и болезнью. И наоборот, подчёркнутый ритм повышает жизнерадостность, например, танца, орнамента. Ритм может объединять противоположности, а в искусстве создаёт положительную установку, на которой могут строиться другие, более богатые художественные образы.
Нас с вами будет интересовать, прежде всего, ритмическая организация произведения графика, и, в частности, – дизайнера-графика-типографа. Ритм – это закономерное чередование однородных элементов. Понятию ритма противоположно понятие метра. Метр – это раномерное чередование одинаковых элементов. В изобразительном искусстве существуют как метрические, так и ритмические ряды. Ритмическая организация листа должна исходить из смысла, из удобства восприятия материала, а не из идеи красивости.
Ритм – это раздражитель. Это нарушение однообразия, отсутствие скуки. Многие художники считали ритм синонимом красоты. Голуорси писал: “важнейшее свойство искусства называют ритмом. Ритм – это таинственная гармония между частями и целым, создающая то, что называют жизнью”. Иными словами: Ритм – это определенным образом организованное нарушение метра. Ритм может быть как сильным, острым, так и спокойным, монотонным. Чем больше разница между однородными частями композиции листа, чем меньше повторений ритмических элементов, тем сильнее ритм.
Если из метрической структуры изъять в определенной последовательности некоторые элементы или наоборот, слить их между собой, или сделать то и другое одновременно, то получится структура ритмическая. Соединение двух и более различных метрических рядов создает ритм.
Овладение ритмом в типографике дает возможность влиять на процесс чтения, делать его медленным или быстрым, плавным или скачкообразным. Плавное чтение важно для сплошного текста, а ритмически выстроенное скачкообразное, с ритмическими ударами – для рекламных надписей и текстов. Ритм не только организует процесс чтения, но и придает слову характерный облик, долго сохраняющийся в памяти.В типографике особенно важна ритмическая выстроенность слов в фразе и строк текста между собой, с тем, чтобы сторка не распадалась на отдельные части, и, в то же время, чтобы каждое слово однозначно отделялось от других. Величина расстояния между строками может сильно колебаться от слитного начертания строк до расстояния, превышающего высоту строки в несколько раз. Главное, чтобы ритмическое чередование строк и межстрочных интервалов всегда согласовывалось с содержанием надписи.
Слитное или очень близкое расположение строк друг к другу часто превращает надпись в орнаментальный узор, составленный из букв. Удобочитаемость таких надписей обеспечивается контрастностью в длине строк, при которой четко выделяется начало каждой строки, или сравнительно крупным размером шрифта. Если разместить строки одной надписи на большом расстоянии друг от друга, они будут читаться в замедленном ритме. Ритмически нормальными расстояниями между строками можно считать такие, когда при четком отделении одной строки от другой сохраняется единство надписи в целом. В этом случае зрительная тяжесть строки полностью уравновешивается окружающими ее полями. Очень сильно увеличивает ритмическую напряженность надписи (напр., заголовка) вынесение коротких слов (союзов, предлогов) на отдельную строку. Это приводит к тому, что эти слова начинают мешать смысловому прочтению главных слов. Поэтому рекомендуется делать их по размеру меньшими, чем длинные соседние строки.
Тема 1.10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|