Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стиль в полиграфическом дизайне и его отношения с архитектурой, живописью и литературой.




Каждая эпоха создаёт свой собственный стиль. Говорят: “стиль составляет эпоху”. Иногда стиль сохраняется веками, и только формы постепенно изменяются, например, готика, которая в центральной и западной Европе продолжалась с XIII до конца XV века, или барокко, которое длилось с середины XVI века и только ко второй трети XVIII века постепенно превратилось в рококо. Потом опять за какие-то несколько десятков лет произошёл радикальный перелом, полное изменение взглядов и форм, как например, во времена Возрождения и классицизма.

Естественно, общественные эпохи не сменяются одним ударом. Эти переходные процессы сложны и постепенны, отдельные элементы нового появляются в виде тенденций. На примере Возрождения особенно наглядно видно, как вместе с так называемым гуманизмом возникли и новый шрифт, – классический минускул и классический курсив, и новый полиграфический стиль – полиграфия Возрождения, шрифты Клода Гарамона. Практически первое великое печатное произведение, 42-строчная Библия Гутенберга, печать которой была закончена предположительно в 1455 году, – это шедевр книжного искусства эпохи Возрождения. Удивительно, что в этой ранней работе мастерски использованы все тонкости полиграфии. Известно, что Гутенберг добивался одинаковой длины строк не увеличением или уменьшением пробелов, а разной шириной букв, для чего пришлось вырезать 290 разных литер. Чёрточки и точки в конце строк у него поставлены в свободном пространстве, и таким образом получен зрительно вертикальный край.

На полиграфический образец Гутенберга оказали влияние рукописные книги того времени. Гутенберг ставил скромную задачу изготавливать дешёвые книги. Он подражал соотношениям полей, серому тону полос, форме украшения инициалов и орнаментов на полях лучших рукописей, но достиг большей, чем у каллиграфов, точности во всех деталях.

В принципе хорошо выключенных строк Гутенберг видел более зрелую и благородную форму книжного оформления. Он не пожалел ни труда, ни больших финансовых затрат чтобы провести в 42-строчной Библии этот принцип. Он был энтузиастом этого издания, которому хотел придать высочайшее совершенство.

Во времена Французской Революции новую философию эпохи подготовили энциклопедисты и просветители. Жак Луи Давид своей "Клятвой Горациев" внёс вклад в новый эстетический и этический идеал. Бомарше напечатал произведения Вольтера, но не в придворном стиле рококо, а литерами Баскервиля, которого он пригласил из Англии. Франсуа-Амбруаз Дидо-старший уже в 1775 году вырезал новую антикву, в которой появились стилевые элементы классицизма. Типографика классицизма создала новый тип книги, – маленькой, с удобными пропорциями, и самое главное, дешёвой книги для народа. Что касается стереотипных изданий Дидо, то здесь можно говорить уже о книге карманного формата.

Из обоих примеров видно, что зародыш нового стиля возникал ещё в недрах старого. Многообразные ассоциации и духовные связи между явлениями культуры помогали созданию эстетического идеала, к которому, наряду с другими, имеет отношение и дизайнерская форма. Типографический дизайн эпохи классицизма, возникший под влиянием просвещения в королевских типографиях, позднее был фактически введен революционным эдиктом в республиканских типографиях, но точно также его применяли и Наполеон, и типограф Бодони для австрийской императрицы.

Новый стиль не возникает сначала в архитектуре или живописи, чтобы потом его восприняла полиграфия. Чаще всего зачатки нового в полиграфии можно заметить рано, но в тот момент никто не знает, идёт ли речь о чьём-то личном мнении, о модном явлении или о зародыше нового стиля.

В создании нового шрифта непосредственно или косвенным образом участвовали художники и скульпторы. В 20-ые годы 20-го столетия в полиграфическом творчестве участвовали также и архитекторы. Тесные связи между архитектурой и типографикой в стилистических устремлениях прослеживаются веками. Новатор в искусстве шрифта и книги 20 столетия Вильям Моррис был поэтом, архитектором, живописцем, художником по шрифтам и полиграфистом одновременно.

Архитектура, живопись и литература изменяют свои формы вместе с полиграфией, взаимно влияя друг на друга и закрепляясь в новом взгляде на форму.

Эль Лисицкий (Лазарь) (1890-1941) был одним из пионеров типографского дизайна конструктивизма, оказавшим сильнейшее влияние на творчество наших дней. Получив в Дармштадте образование инженера и архитектора, Лисицкий работал преподавателем в художественной школе в Витебске и под влиянием русского народного искусства с одной стороны и супрематизма Малевича с другой занялся оформлением книг. Самая значительная работа Лисицкого – это рассказы " Про два квадрата ", – иллюстрированная элементарным наборным материалом детская раскраска и книга декламации Маяковского " Для голоса ", тоже иллюстрированная в свободном полиграфическом стиле. " Мои страницы находятся примерно в таких же отношениях со стихами, как рояль со скрипкой, которую он сопровождает. Как у поэта из мысли и звука возникает единое творение – стихотворение, так и я хотел из стихотворения и типографических элементов создать равноценое единство ", писал Лисицкий в журнале "Факты полиграфии". Он работал над рекламой, плакатами, книжными обложками, журналами, каталогами, почтовой бумагой, и каждый заказ был для него делом искусства.

Лисицкий преподавал во Вхутемасе в Москве, но его взгляды на типографику быстро распространялись и в других странах. Он повлиял на многих преподавателей и студентов из знаменитой немецкой дизайнерской школы Баухауз. В Германии Лисицкий оказал влияние прежде всего на Яна Чихольда, ставшего самым значительным представителем новых взглядов. Чихольд как наборщик и каллиграф превосходил других прежде всего прочными профессиональными знаниями, и новая типографика XX века обогатилась его книгами и другими изданиями, отличающимися высокой компетентностью. Он стал классиком типографики 20 века.

Под именем " элементарной типографики" Чихольд усовершенствовал и развил дальше то, что вначале было просто эпатажем и протестом против банальной серости повседневной полиграфии. Огромные заголовки, жирные полосы, часто косой набор уступали место более деловой полиграфии, которая была названа Новым конструктивизмом. Основными положениями Нового конструктивизма были: – радикальный отход от традиционной типографики, предпочтение гротеска как подчёркнуто делового шрифта, отказ от орнамента, чёткое выделение существенного в заголовках, включение в оформление пустого пространства бумаги, сильные контрасты тёмного и светлого, частое применение жирных линий, асимметрия, блоковый, а позднее флаговый набор.

В области рекламной типографики, в новых журналах, в научно-популярной литературе, Новый конструктивизм значительно повысил качество; печатные издания стали задумывать в соответствии с их конкретной функцией и находить новые варианты формы.

Когда позднее немецкие фашисты упразднили Баухауз, центр конструктивистского направления переместился в Швейцарию и США, где в Чикаго в Новом Баухаузе архитектуры работали Байер и Мохоли-Наги. В Советском Союзе дело Лисицкого продолжил С.Б.Телингатер.

В наше время почти во всех странах мира мы находим два полиграфических направления – классическую типографику и типографику, ведущую свое начало из идей Нового конструктивизма. Оба направления восходят к двум великим именам – Вильяма Морриса и Эля Лисицкого, двух первопроходцев. Но это не значит, что и другие творческие личности не принимали участия в развитии типографики XX века.

Интересно, что Моррис и Лисицкий, классическая и конструктивистская типографики, преследующие явно различные цели, неизбежно обусловливали друг друга. Классическая типографика была и есть безусловно типографика для чтения, а конструктивистская типографика нужна для коммуникативного (рекламного) дизайна. В дискуссиях последних десятилетий оба направления взаимообогатились, а острые углы и перегибы раннего периода сгладились. Различия между обоими направлениями стали теперь почти незаметны, и всё произошедшее со времён Морриса рассматривается как последовательное диалектическое развитие стиля.

Классическая типографика культивируется в основном в книгах и ориентирована на читаемость и красоту. Она служит комфортабельному чтению, уделяя внимание соблюдению правил книжного набора – хорошо выключенной строки, хорошей вёрстки, гармоничной разбивке полос набора.

Классическая типографика подходит для длительного чтения – романов, стихов и взаимосвязанных научных текстов, которые читают в один присест. Она также является полиграфической формой изданий классиков. Но это не значит, что нельзя средствами классической типографики сделать хорошую рекламу, газету или фирменный бланк. С другой стороны это не значит, что романы и стихи можно набирать исключительно средствами классической типографики.

Ни один действительно хороший дизайнер-полиграфист ничего не имеет против классической типографики. Найденные в течение веков соотношения в структуре книги объективно приспособлены для наших глаз и рук. И в будущем наши требования к хорошей книге будут определяться тем, как читаются буквы и слова, независимо от стилистических и технических изменений. Как и во всех сферах культуры, мы и в типографике стоим на плечах старых мастеров, всё новое постоянно необходимо сранивать с их уровнем качества.

Однако новые задачи рекламного и коммуникативного дизайна требуют новых выразительных средств и форм.

Классическая типографика нашего времени отличается привлечением всех красивых шрифтов прошлого и настоящего, чётко дифференцированными градациями серого тона, ограничением маленькими кеглями, и прежде всего приоритетом содержания и целей, из которых только и может возникнуть форма. Ян Чихольд выступал против проникновения модной и рекламной типографики в оформление книг.

Что явно неприемлемо в типографике для чтения, но охотно принимается в рекламе, так это мода в полиграфическом дизайне. Мода распространяется на рекламу, определённые журналы, некоторые частные издания и, фирменный стиль, упаковку, вероятно, какую-то часть книг.

Необходимы дизайнерские эксперименты, нацеленные не только на модные эффекты, но и на новые выразительные возможности. Стоящие перед нами полиграфические дизайнерские задачи в какой-то своей части настолько новые и необычные, что новые формы выражения просто неизбежны.

 


Литература, использованная при подготовке курса лекций:

1. Александра Королькова, «Живая типографика», М., IndexMarket, 2007

2. Джеймс Феличи, «Типографика: шрифт, верстка, дизайн», М., Bhv, 2005 г.

3. В.В. Лаптев, «Типографика: порядок и хаос», СПб., Аватар, 2008

4. Тимоти Самара, “Типографика цвета. Практикум”, М., Рип-холдинг/Rockport, 2006 г.

5. Тони Седдон, «Сетки. Креативные решения для графических дизайнеров», М., РИП-холдинг/Rotovision, 2007

6. Петр Коломнин, “Краткие сведения по типографскому делу”, М., Студия Артемия Лебедева, 2008

7. Ян Чихольд, “Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике”, М., Студии Артемия Лебедева, 2009

8. Роберт Брингхерст, «Основы стиля в типографике», М., Д.Аронов, 2006 г.

9. Роджер Принг, «Энциклопедия шрифтовых эффектов в фотошоп», Вильямс, 2005

10. Джеймс Феличи “Типографика: шрифт, верстка, дизайн”, Санкт-Петербург, 2005 г.

11. “Книга как художественный предмет”, Москва, “Книга”, 1988г.

12. Эмиль Рудер, “Типографика”, Москва, “Книга”, 1982г.

13. П.Г. Гиленсон, “Справочник художественного и технического редакторов”, Москва, “Книга”, 1988г.

14. Spencer H. "Pioneers of modern typography", London, 1995

15. Albert Kapr. Buchgestaltung. Dresden: Verlag der Kunst, 1983

16. Ганс Петер Вильберг, Фридрих Форсман «Азбука книжного дизайна», изд-во СПб. Госуд.

Политехн. унив-та, 2003г.

 

Статьи в журнале “Publish”

 

http://www.wordzone.ru/glossary/polygraphy

 

http://www.imadesign.ru

 

http://www.giscom.ru

 

 


ГЛОССАРИЙ

 

Абзац – самая мелкая структурно-композиционная единица текста, графически обозначаемая в наборе абзацным отступом, обратным абзацным отступом или неполной концевой строкой.

 

Абзацный отступ – обозначение начала абзаца с помощью левосторонней втяжки его начальной строки.

Бланк – бумажный лист, как правило формата А4 и менее, содержащий элементы фирменного стиля или информацию постоянного характера (накладные, акты и т.п.); предназначен для последующего заполнения.

 

Брошюра – непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, соединенных между собой при помощи шитья скрепкой или ниткой

 

Буквица — первая буква начального слова раздела, увеличенная по кеглю в сравнении с остальным текстом.

Буклет – непериодическое листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного в 2 и более сгибов так, что их читают или рассматривают, раскрывая как ширму.

 

Верстка - составная часть макетирования. Процесс размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета и требований правописания. Этап создания оригинал-макета. Размещение текстовых и графических элементов с учетом дизайна макета, формата издания, разметки страницы и требований правописания. Процесс формирования и монтажа полосы издания.

 

Визитная карточка – кусок плотной бумаги или картона формата 50х90 мм (реже – иных форматов), содержащий сведения о данном человеке или фирме.

 

Виньетка — растительный орнамент-заставка.

 

Висячая строка - первая, абзацная строка, расположенная в конце полосы или концевая строка абзаца, расположенная в начале полосы. По правилам верстки не допускается.

 

Втяжка – способ нешрифтового выделения ряда строк в тексте путем их набора меньшим, чем текст издания в целом, форматом.

 

Выворотка - явление, когда отдельные элементы получаются не путем их напечатывания, а путем запечатывания окружающего пространства. Печать фона черной или цветными красками, при которой незапечатанным остается только текст. Используется как прием оформления.

 

Выделение текста – особое полиграфическое оформление фрагментов текста (фраз, отдельных слов, букв, знаков) по сравнению с принятым для этого текста.

Выключка — тип выравнивания абзаца относительно страницы. Выключка может быть по правому или во левому краям, по центру или по ширине страницы. При любой выключке в строке располагается одинаковое количество символов.

 

Вырубка — полиграфический процесс, придающий листам фигурную форму. Вырубка применяется как с декоративной целью, так и для структурирования информации, например, в словарях и справочниках.

 

Выходные данные (imprint) – отпечатанный на книге или другом издании текст, идентифицирующий издателя или типографию. Выходные данные издателя традиционно приводятся на титульной странице, в то время как выходные данные типографии приводятся на концевой полосе.

 

Гарнитура — комплект, объединяющий шрифты единого рисунка при различных кеглях и начертаниях.

 

Гарнитура шрифта – совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.

 

Годовой отчет – полиграфическая форма обязательной финансовой отчетности Банков или Финансовых компаний (иногда к нам обращаются за дизайном и изготовлением Годового отчета крупные производители).

 

Журнал – периодическое сброшюрованное печатное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи по различным вопросам жизни, природы, науки, литературные произведения, иллюстративный и другие материалы.

Заливка — участок изображения, покрытый одной краской

Иллюстрация – любое графической изображение: чертеж, рисунок, фотоснимок, репродукция с картины и т.п., являющееся составной частью издания и способствующее раскрытию его содержания.

Издание – произведение печати, самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издатель-скую подготовку, имеющее установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации. Также: Издание - процесс выпуска книги, газеты, журнала и прочих произведений печати.

 

Интерлиньяж – междустрочие -пробел между двумя строками, который при наборе в металле изменяется путем вставки пробельных материалов различных толщин, а при компьютерном наборе - путем использования специальных подпрограмм или команд.

 

Календарь – печатное издание, обязательно имеющее в своем составе календарную сетку.

Каталог – это специфичная для поставленной цели публикация, предназначенная для того, чтобы рекламировать и продавать товары и/или услуги, обычно предлагаемые одной компанией. Он может быть чем угодно: от небольшого буклета или брошюры до книги в несколько сот страниц. Каталоги обычно печатаются на глянцевой бумаге, чтобы усилить воздействие внешнего вида рекламируемых продуктов. Обложки могут быть напечатаны на более плотной бумаге, чтобы предотвратить разрывы.

Кегль – измеряемый в пунктах размер шрифта, по его высоте. Включает высоту очка и заплечики. Некоторые кегли имеют названия, например, – перл, петит, корпус, цицеро и др.

 

Книга – один из видов полиграфической продукции, непериодическое издание в виде сброшюрованных бумажных листов или тетрадей с отпечатанной на них текстовой, графической, иллюстрационной информацией, объемом более 48 страниц, как правило, в твердом переплете. Может быть и рукописным непериодическим изданием.

Колонтитул – элемент структуры издания, содержащий некоторые справочные данные об издании, например, фамилию автора, заглавие книги (журнала, статьи), заголовок раздела, начальные буквы или заголовки статей в словарях, помещаемые над текстом каждой страницы.

 

Колонцифра – цифра (число), обозначающая порядковый номер страницы печатного издания. Располагается вверху или внизу полосы набора.

 

Композиция — совокупность пространственных, цветовых, смысловых и иных отношений, связывающих отдельные элементы в единое целое, чем достигается выражение общей идеи.

Компьютерный набор – набор и обработка текста издания, с применением ЭВМ в издательских системах, при котором обеспечивается выключка строк, техническое редактирование и корректура текста, верстка полос и др.

Конверт – один из видов носителя фирменного стиля. Служит для пересылки писем и др. информации.Существует большое разнообразие видов конвертов. Наиболее распространен следующий вид –евростандарт с окном, т.е. конверт размера 11х22 см с прозрачной вставкой с левой или правой стороны для адреса.

 

Курсив – шрифт с округленными и наклонными буквами, имитирующий текст, написанный от руки.

 

Логотип – особое шрифтовое написание названия какой-либо фирмы.

 

Листовка – бумажный лист, как правило формата А4, запечатанный с одной или обеих сторон, в одну- или несколько красок, рекламного или информационного содержания. Предполагает несколько более высокое качество полиграфического исполнения, чем у бланка.

 

Макет — предварительная модель, предназначенная для обсуждения и согласования дизайнерских решений.

 

Макетирование – процесс композиционного размещения рисующих элементов на формате. Конечный результат – макет. Самый последний, подписанный в производство макет - оригинал-макет.

 

Модуль — заранее определенный элемент системы.

 

Монограмма — каллиграфическое написание начальных букв имени и фамилии.

 

Набор – процесс переноса текста из рукописного или машинописного варианта в электронный

Набор текста - создание из текста оригинала текстовых форм с помощью компьютера, фотонабора, металлического машинного или ручного набора и пр.

 

Начертание шрифта – вариант рисунка наборного шрифта одной гарнитуры. Начертания шрифта классифицируются: по плотности-узкое, нормальное, широкое; по насыщенности-светлое, полужирное, жирное; по наклону-прямое, курсивное, наклонное.

 

Обложка – бумажное иллюстрированное или текстовое покрытие издания, предохраняющее его страницы от разрушения и загрязнения, содержит ряд выходных сведений, является также элементом внешнего оформления.

Оборот титульного листа – оборотная сторона титульного листа, на которой размещают некоторые элементы выходных сведений (например, - знак охраны авторского права (копирайт), стандартный международный номер книги).

 

Обтравка – ослабление или удаление некоторых деталей изображения (фона) для выделения его значимых частей при кадрировании и обработке. При обработке изображения в компьютерных издательских системах обтравку делают по специальным программам.

 

Объем издания – число печатных, учетно-издательских или авторских листов, содержащихся в издании. Объем издания не измеряется толщиной блока.

 

Оригинал-макет – подписанный в производство макет издания.

 

Открытка – листовое издание установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон, на материале повышенной жесткости (плотная бумага, тонкий картон, пластик).

 

Офсетная печать – способ печати, при котором красочное изображение с плоской печатной формы передается на промежуточную обрезиненную поверхность по принципу смачиваемости/несмачиваемости, которое затем передается на бумагу. В зависимости от типа машин способ позволяет печатать от 1 до 8 (12) красок за один проход бумажного листа через машину.

 

Пантон

(Pantone) Система цветового охвата.

 

Папка – изделие из плотной бумаги, картона или полимера, предназначенное для хранения небольшого числа листов бумаги. В основном используется как элемент фирменного стиля. Различают несколько видов. Цельнокройные (изготавливаются из целого листа материала) или с приклеенными карманами (карман-клапан изготавливается из отдельного листа материала и затем приклеивается к "корочкам"); с замковым скреплением - папку можно разложить в плоскость, а затем собрать вновь, не разрывая ее, или с клеевым скреплением - папку нельзя разложить в плоскость, а затем собрать вновь, не разрывая.

 

Плакат – средство печатной рекламы или красочное рекламное издание относительно большого формата, которое может включать агитационный рисунок, краткий текст, фотографию и т. д.

 

Плашка – элемент изображения, выполненный путем сплошной стопроцентной заливки каким-либо цветом.

 

Полиграфия – отрасль техники, совокупность технических средств и технологических приемов, используемых для получения большого количества одинаковых копий (репродукций) оригинала, прошедшего редакционную подготовку и допечатную подготовку.

 

Полоса – страница печатной продукции, на которой скомплектован материал, помещенный в издании.

Постер – разновидность плаката большого размера. Создаются с целью создать большое яркое, легко воспринимающееся рекламное пятно, бросающееся зрителю в глаза и обладающее доходчивой для широкого потребителя информацией (хотя в дизайнерских постерах, предназначенных для специализированных выставок это не обязательно, в таких постерах главное идея и способ её воплощения).

 

Разворот – две соседние страницы (левая - четная, правая - нечетная) издания.

 

Растр – изображение, состоящее из мельчайших точек одного цвета. Плотность (насыщенность) такого изображения зависит от размера составляющих его точек, а также от величины расстояний между точками.

Ритм — чередование или повторение отдельных элементов композиции. Ритм может выражаться в размере, форме, тоне и цвете элементов, а также в расстоянии между ними.

 

Символ – (греч. - знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема), знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.

 

Слоган – спрессованная до формулы суть рекламной концепции, доведенная до лингвистического совершенствования запоминающаяся мысль.

Спуск полос – процесс расстановки полос в печатной форме в таком порядке, чтобы после печати и фальцовки получилась тетрадь с последовательным расположением страниц.

Суперобложка – бумажная дополнительная обертка поверх переплета (обложки), закрепленная на нем только загнутыми краями - клапанами. Используется как элемент внешнего оформления издания для защиты его переплета от повреждений, загрязнений, а также в рекламных целях.

 

Текстовой редактор – программное средство, обеспечивающее ввод, хранение, просмотр, редактирование, форматирование, вывод на экран для контроля и печать текстов. Некоторые языки программирования требуют использования текстовых редакторов для составления программ.

 

Упаковка – тара, материал, в который помещается товар. Предназначается для сохранения свойств товара после его изготовления, придания грузу компактности для удобства перевозки. Является важнейшим носителем рекламы. От упаковки в большей степени зависит будущая популярность продукта или изделия.

 

Фальцовка – это операция сгибания, складывания запечатанного листа в тетрадь.

 

Фирменный блок – элементы фирменного стиля, объединенные в единую композицию товарный знак и логотип, реже др. элементы фирменного стиля.

Фирменный стиль – набор представительских продуктов объединенных единым дизайнерским решением, отражающих специфику компании, для которой разрабатывается фирменный стиль. Пакет фирменного стиля может быть стандартным (логотип, написание, цветовое решение, визитка, бланк) и расширенное (логотип, написание, цветовое решение, визитка, бланк, оформление презентации и корпоративного буклета, имиджевый макет, размещение на сувенирной продукции логотипа, создание сайта).

 

Фонт – термин, используемый специалистами в области компьютерных технологий, соответствует полиграфическому термину гарнитура шрифта.

 

Форзац – сложенный пополам лист бумаги или оттиска (односгиб-ная тетрадь), помещаемый между переплетной крышкой и блоком книги. Служит связующим звеном между книжным блоком и переплетной крышкой.

 

Формат – размер листа полиграфического материала (длина и ширина), размер книги, размер иллюстрации, полосы текста и др. элементов печатного издания.

 

Фронтиспис – элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице в развороте с титульным листом.

 

Цветоделение – процесс разделения цветного изображения на 4 основных цвета (при полноцветной печати) - Голубой (Cyan), Пурпурный (Magenta), Желтый (Yellow), Черный (Black) - CMYK. Обычно под цветоделением понимают многоступенчатый процесс, конечным результатом которого является получение готовых "плёнок" (полноформатных диапозитивов

Шапка — в газетах верхний заголовок, относящийся ко всем материалам полосы.

 

Шмуцтитул – структурный элемент издания, представляющий собой отдельный лист или первую страницу части, главы. Содержит краткое ее название, эпиграф, иллюстрации, книжные украшения.

Шрифт – комплект знаков, необходимый для воспроизведения текста на каком-либо языке.

Эскиз — предварительный набросок иллюстрации.

Этикетка – листок специальной (этикеточной) бумаги небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её; предполагает клеевой способ крепления; прикрепляется к коробке, пакету, оберточной бумаге или к любой другой упаковке.

 

Ярлык — лист информации, прикрепленный непосредственно к товару

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...