Введение в понятие о принципах и критериях грамотного построения шрифтового набора. Стилистика шрифтового набора. Классификация основных шрифтов по стилю.
Характерная форма шрифта несет на себе определенные исторические и национальные признаки. Определенные шрифты связаны с эпохой их создания, ее искусством, культурой и господствующим стилем. Всю эту совокупность обычно называют “ароматом времени”. В стилистике наборного шрифта находит также свое отражение техника данной эпохи, инструмент, с помощью которого выполнялся графический первоисточник шрифта, материал, на который он наносился. Форма букв способна вызывать ряд ассоциативных представлений. Характер одних шрифтов статичен, других – динамичен. При характеристике различных шрифтовых гарнитур можно говорить об изяществе или тяжести и неуклюжести, других – о вычурности или, наоборот, простоте и конструктивности. При этом определенные шрифты придают свои черты и шрифтовому набору. Страница, набранная шрифтом “таймс” всегда будет ассоциироваться с чем-то спокойно-солидным, надежным, культурным, умным, традиционным, с людьми, обладающими хорошим вкусом и респектабельностью. Наоборот, шрифтовой набор остро модной компьютерной гарнитуры связывается в сознании с экспериментом, смелостью, неожиданностью, юностью, но в то же время то, о чем идет речь в данном тексте, становится в подсознании читателя как бы лишенным почвы и надежности. С помощью стилистики шрифтового набора можно напрямую проиллюстрировать содержание текста (напр., набрать текст телеграммы шрифтом, имитирующим шрифт пишущей машинки), а можно деликатно погрузить читателя в данную эпоху или обстановку (напр., набирая заголовки книги о поэзии начала 20в. шрифтом викторианского стиля, “модерн”). Неприемлемо использование стилистически неподходящих к данному тексту наборных шрифтов: напр., Маяковского нельзя набирать “Елизаветинской” гарнитурой, а Пушкина – журнальной рубленой.
Существуют также наборные шрифты почти не имеющие стилистической нагрузки, напр., “Гельветика” и целый ряд близких к ней гарнитур. Ими пользуются в тех случаях, когда шрифтовой набор несет на себе чисто информационную нагрузку, особенно в тех случаях, когда издание перегружено изобразительным материалом. Шрифт определенного стиля в качестве отдельной надписи, фразы отличается в восприятии зрителя от того же шрифта в наборе. Это свойство необходимо учитывать в работе. В одних шрифтах выделяются из массы набора прописные буквы, в других особо подчеркнуты горизонтали, в третьих сильно выражены выносные элементы. Эти различные качества придают разным шрифтам различную ритмическую структуру, которая, в свою очередь, по-разному воспринимается в наборе. При этом на первый план выступает проблема удобочитаемости данного шрифта в наборе. Поэтому в шрифтовом наборе не принято пользоваться декоративными шрифтами.
Классификация основных шрифтов по стилю
Ренессансная антиква Все ранние антиквы подражали классическим латинским рукописям. Старейшая антиква для печатных книг появилась в Венециив эпоху Возрождения (Ренессанс). От наиболее часто применяемой ренессансной антиквы этого типа – антиквы, созданной в 1540 году парижским резчиком печатей Клодом Гарамоном, – произошло более двух десятков вариантов. Большинство подражаний в духе ренессансной антиквы имеет общим то, что они возникли из письма косым широким пером и имеют косые оси закруглений. Из популярных русских шрифтов к этому виду надо отнести “Литературную” (Literary) гарнитуру.
Барочная антиква Шрифт эпохи барокко, здесь прослеживается связь с архитектурой домов горожан XVII века в Англии и Голландии. Имеет также название "переходная антиква", т.к. этот шрифт не только исторически, но и по своим графическим признакам является посредником между мягкой, гармоничной ренессансной антиквой и твёрдой, чёткой классицистической антиквой. Излюбленные шрифты барочной антиквы – Baskervill и Caslon. Широко используется для различных видов классических текстов, а новые формы можно применять также и для современной литературы.
Классицистическая антиква Духовную связь с этим типом шрифтов имели рационалисты и просветители, предвестники французской революции. Предельно тонкие волосяные линии и сильный контраст их с оттенёнными линиями стали возможны благодаря штихелю как формообразующему инструменту. Нельзя не отметить и влияния гравюры на меди. Холодный рационализм прослеживается особенно у антиквы Дидо, Бодони же кажется гармоничнее, а антиква Вальбаума производит даже несколько задушевно-романтическое впечатление. Современные подражания классицистической антикве используются для акциденции (выделения текста), в основном – в заголовках. Из русских популярных шрифтов это – “Елизаветинская”.
Линейная антиква с подчёркнутыми торцами (египетский шрифт) Ранние формы египетского шрифта возникли в первом десятилетии XIX века в Англии и использовались прежде всего для рекламной печати. Сегодня они снова широко используются в рекламе и заголовках.
Линейная антиква без торцов (гротеск) Гротеск также был разработан в начале XIX века для рекламной печати, и позднее его стали считать подражанием старым римским надписям III-IV веков до н.э., процарапанным на глине с последующим обжигом. Таким образом, гротеск представляет собой первоначальную форму всех вариантов латинского шрифта. В двадцатые годы были созданы современные формы, а в настоящее время широчайшим образом используются гельветика, универс, футура, Эрас, Евростиль, авангард, кабель в качестве основных наборных гарнитур. Из разработанных в Советское время у нас – “журнальная рубленая”. Вообще, гротеск производит впечатление делового, нейтрального.
Прочие варианты антиквы Целый ряд современных шрифтов невозможно отнести к историческим формам, они отчасти деловые, отчасти – подчёркивающие индивидуальность. К ним относятся антиква широкого пера (или пост-антиква),, оптима Цапфа, шрифт “таймс”. Здесь идёт поиск новых выразительных средств, ведь в этом и состоит смысл полиграфических экспериментов. Среди исключительно удачных русских гарнитур – “Лазурского”.
Шрифты, имитирующие рукописные Вылитые из свинца литеры рукописных шрифтов применялись ещё в мастерской Гутенберга для печатания индульгенций в 1454-1455 гг. Курсивы подражают рукописным шрифтам. В настоящее время подчёркивающие индивидуальность шрифты применяют для писем, прежде всего в рекламной и частной печати, в журнальных и газетных заголовках они также придают печатной странице интересный и оживляющий акцент. Гарнитуры: “Кузаняновская”, и многочисленные компьютерные шрифты, имитирующие рукописные, напр., “”декор”, “пушкинский” и др.
Ломаные шрифты Готический, круглый готический, фрактура, т.н. “ижица”, “благовест”, имитирующие древнерусские полуустав и вязь – все эти исторические шрифты были когда-то шрифтами для чтения длинных текстов. Сегодня они используются преимущественно как выделительные шрифты и вызывают ассоциации с прошедшими культурами. Этими историческими формами шрифта следует пользоваться в качестве украшения соответствующих по характеру текстов, преимущественно исторического, фольклорного или религиозного содержания.
Орнаментированные шрифты Сюда относятся орнаментированные и имеющие тень шрифты, а также декоративные шрифты из других групп шрифтов. Орнаментированные шрифты имелись во все периоды истории европейского шрифта, широко применяются они и сейчас, разрабатываются и многочисленные новые компьютерные гарнитуры.
Для изданий классиков и другой несиюминутной литературы часто выбирают шрифт, возникший в те же времена, что и литература. Такая интерпретация возможна, но ни в коем случае не является единственно возможной. Полиграфист может выбрать подходящий шрифт, возникший в наше время, чтобы приблизить историческую литературу к современным читателям. А когда применяют старый шрифт, это не должно привести к тому, что вся книга будет одета в исторический костюм, заставляя читателя думать, что это книга минувшего века. Определённые полиграфические элементы должны быть современными. Форма шрифта может детальнее показать исторические связи, литературный жанр, литературный стиль или графическую выразительность иллюстраций.Иначе, чем для книг, выбирают шрифт для газет и журналов. В качестве основного наборного шрифта для них следует выбирать нейтральный и хорошо читаемый шрифт, а редакторские особенности можно подчеркнуть с помощью различных заголовков. Если в качестве основного шрифта используют Times, то для заголовков политического раздела можно использовать какой-либо гротеск. Выбор шрифта текста для журнала будет зависеть от его характера и главным образом от содержания. Для научного журнала будет выбран соответствующий научному направлению деловой шрифт. В иллюстрированных журналах, наоборот, при выборе заголовков прежде всего пытаются создать у читателя впечатление интересного и захватывающего чтения и предложить пётсрую смесь разных, смотря по содержанию статей, шрифтов.
Для рекламной печати с деловой информацией подходящий шрифт - какой-либо гротеск. Однако если нужно обратиться к чувствам потребителя, для рекламы используют любой шрифт без исключения. Средства рекламного воздействия всегда должны быть новыми, поэтому шрифты должны располагать самым широким спектром выразительных средств. В заключение можно сказать, что каждый раз выбор шрифта зависит от четырёх разных вопросов: 1. Какой шрифт соответствует содержанию? 2. Какой шрифт способствует желаемым историческим ассоциациям? 3. Какой шрифт лучше всего соответствует нашему сегодняшнему стилю? 4. Какой шрифт лучше всего служит общей задаче донесения смысла до читателя (зрителя)? Особенности конкретного заказа определяют порядок постановки вопросов и приоритеты ответов. Тема 2.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|