Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление о здоровье, болезнях и их лечении в ПО. Трепанация черепа




История медицины как часть истории и культуры человечества.

1.1 История медицины –самостоятельный предмет, который изучается в высших медицинских учебных заведениях. Ее преподавание позволяет обогатить духовный мир студентов, познакомить их с историей будущей профессии, раскрывает развитие врачевания, выявляет достижения в медицине, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

1.2. Процесс действия по знач. глагола.: врачевать. Врачевать
1) Заниматься лечением (обычно средствами народной медицины).
2). Исцелять, облегчать душевные страдания, приносить освобождение от
чего-л. неприятного, тяжелого и т.п.

Медицина (лат. «medico» - лечу, исцеляю) – система научных знаний и

практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей,предупреждение и лечение болезней.

1.3. Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

Письменные источники - это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.

Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека

Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.

Устные (фольклорные) источники - это созданные народом и харак­теризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.

Лингвистические источники - отображение в речевой форме реаль­ной исторической действительности.

Фонодокументы отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.

Период истории Хронологические рамки Длительность периода
Первобытное общество Древ.мир Средние века Новое время Новейшая история Около 2 млн.лет наз.-4-е тысячелет. до н.э. 5-е тысяч. До н.э.- серед. 1-го тысячел. н.э. 476 г.- серед. 17 века Серед.17-начало 20 века 1918-начало 21 века Около 2 млн.л. Около 4 тыс. лет Около 1200 лет Около 300 лет Около 100 лет

Врачевание в первобытном обществе.

2.1Периоды развития первобытного общества, хронологические рамки.
Выделяют 3 этапа:
1)становление первобытного общества(свыше 2млн лет тому назад - ок. 40 тыс.лет тому назад);
2)расцвет первобытного общества(ок. 40 тыс. лет до н.э. - 10 тысячелетие до н.э.);
3)разложение первобытного общества(с 10-5 тысячелетий до н.э.)

 

Периоды первобытной эры Эпохи развития человеческого общества Археологические эпохи Условные Хронологические рамки Этапы эволюции человека
Становление первобытного общества(дородовое общество) Первобытное человеческое стадо(праобщина) К а м е н н ы й В е к Нижний (ранний) палеолит     Средний палеолит Более 2 млн лет до н.э.- ок. 40 тыс.лет тому назад Более 2 млн лет до н.э-200тыс лет до н.э. Древнейший человек(архантроп)
200-40 тыс.лет тому назад Древнейший человек(палеоантроп)
Расцвет первобытного общества(матрилинейный род) Родовая община Ранная родовая община Верхний(поздний) палнолит ок. 40 тыс.лет тому назад- 12 тысячелетие до н.э. Человек современного вида (неоантроп)
Поздняя родовая община Мезолит 12-6 тысячелетие до н.э.
Разложение первобытного общества(патриархат, поздний матриархат) Первобытная соседская община Неолит 6-4 тысячелетие до н.э.
Энеолит(медный век) 4-3 тысячелетие до н.э.
Бронза Конец 3 нчало 1 тысячелетия до н.э.
Раннее железо 1 тысячелетие до н.э.

 

3 периода в развитии первобытного врачевания
1.Становление человека, первобытного общества и врачевания, когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о прир.леч.всойствах.
2.врачевание в период расцвет первобытного об-ва, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта коллективного врачевания в соц. практике.
3.врачевание в период разложения перв-го об-ва, когда вместе с зарождением классов шло становление культовой практики врачевания, продолжалось накопление и обобщение эмпир-их знаний врачевания.

2.2Источники изучения медицины в первобытном обществе.
Научные знания о врачевании базируются на данных археологии и этнографии, палеопатологии и палеоботаники...
ДАННЫЕ АРХЕОЛОГИИ
Орудия труда,остатки первобытных построек, святилища, погребения, останки человека...
2.3Особенности врачевания в период становления первобытного общества. Зарождение коллективного врачевания.

Древнейшие люди проявляли заботу о больных. Стали появляться начатки гигиенических навыков. Но не было погребения. Пользовались травами, минералами, частями животных.
Древние люди.Производили первые захоронения. Целенаправленно использование целебных растений.

Особенности врачевания в период зрелости и разложения первобытного общества.

В период расцвета
Врачевание было коллективным занятием.Так, аборигены Австралии применяли для лечения нарушения пищеварения касторовое масло эвкалиптовую смолу и луковицы орхидей;. Первобытные врачи владели приёмами оперативного лечения (обрабатывали раны, применяли шины, делали кровопускания). НО первобытный человек не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий....
Лечебная магия- врачевание ран и недугов, основанные на культовой практике.
Возникновение недугов порой понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка.(Изгнание осуществлялось: аборигены америки высасывали дух при помощи полого рога буйвола; кормили больного горькой пищей, неприятной духу; шаманство; трепанация черепа). Ритуальное обрезание.Применение природных опьяняющих и наркотических средств- обезболивающие.
В период разложения.
Расширение круга лекарственных средств и приемов. Оформление традиционных культов и методов врачевания. Ампутация конечностей. Инструменты из метала(медь, бронза, железо). Кесарево сечение. Появились знахари. Их подготовка велась индивидуально. Знания передавались от родителя к сыну, и хранились в секрете.

представление о здоровье, болезнях и их лечении в ПО. Трепанация черепа

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.

Врачевание в этот бурный период истории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с фантастическими (иррациональными) представлениями об окружающем мире.

Первобытные врачеватели обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.

Трепанация черепа

Трепанация черепа (лат. trepanatio; фр. trépanation) — хирургическая операция образования отверстия в костной ткани черепа с целью доступа к подлежащей полости. Как правило операция применяется для обеспечения доступа к внутричерепным образованиям, с целью их последующего удаления.

Операция эта была ещё известна в глубокой древности и подробно описана у Гиппократа. Свидетельством этому служат многочисленные черепа, собранные в самых различных местах и носящие следы искусственного прободения. По некоторым данным можно думать, что первобытный человек прибегал к трепанации даже чаще, чем люди цивилизованные.

Первый древний трепанированный череп был описан Брока в 1867 году. На этом черепе, добытом из мексиканской гробницы и принадлежавшем индивиду древней расы ацтеков, имелось четырёхугольное прободение, произведенное четырьмя линейными надрезами — прием, очень близкий к способу трепанации в доисторические времена в Европе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...