Субъекты, осуществляющие государственное управление (понятие органа исполнительной власти в статусном и функциональном смысле)
Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданства) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленче-ских отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие – как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с общественными объединениями и гражданами. Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.). Субъекты дополняются через делегирование полномочий: 1. ОИВ----МСУ = ФЗ (который должен содержать инфу о финансировании, полномочиях, сроках, форме контроля) 2. ФОИВ---СОИВ = Соглашение (когда полномочия не могут быть переданыодним законом для всех субъектов, при этом ответственность несут оба органа.) Отрасль государственного управления представляет собой совокупность предприятий, организаций, учреждений однородного социально-экономического или социально-культурного профиля, находящихся в ведении центрального федерального (или субъекта федерации) органа исполнительной власти. А сфера государственного управления включает в себя деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование в масштабе всех или, по крайней мере, многих отраслей управления.
Т.Е. ОИВ в статусном смысле означают органы, которые изначально были наделены государственно-властными полномочиями, а в функциональном значении, которым был передан тот или иной функционал. Или ОИВ – как ветвь исполнительной власть, и как орган, который реализует гос-властные полномочия (нормотворчество, исполнение,принуждение) • в организационном аспекте (как формируется) • в функциональном аспекте (как функционирует).
4. Принципы построения системы и принципы деятельности органов исполнительной власти. Соотношение понятий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти». Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти в осуществлении ее функций множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устройство Российского государства. Принципы – это важнейшие политико-правовые и организационно-правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти. 1. Федерализм является ведущим принципом такого рода, определяющим не только построение системы исполнительных органов, но и характер их взаимоотношений. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 5 Конституции РФ). Все они – равноправные субъекты Федерации.
Федеративные отношения в их государственно-управленческом выражении заключаются прежде всего в том, что между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий в сфере государственного управления (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). Соответственно определены предметы ведения Российской Федерации: установление системы, порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и их формирование; управление объектами федеральной государственной собственности; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные экономические службы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; внешняя политика; оборона и безопасность, оборонное производство; защита государственной границы; метеослужба, стандарты, геодезия и картография; федеральная государственная служба (ст. 71 Конституции РФ). Определены также предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки и культуры; осуществление мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями; административное и административно-процессуальное законодательство и др. (ст. 72 Конституции РФ). Установлено, что вне указанных пределов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Так, в частности, исполнительную власть в них осуществляют образуемые ими исполнительные органы. Принцип федерализма предполагает также возможность взаимной передачи части полномочий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 78 Конституции РФ). 2. Законность как принцип деятельности органов исполнительной власти вытекает непосредственно из подзаконности осуществляемой ими государственно-управленческой деятельности. Его непосредственным выражением является верховенство Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, а также законодательства РФ и ее субъектов по отношению к любым правовым актам, издаваемым органами исполнительной власти; обязанность строгого соблюдения требований законодательства на всех уровнях государственно-управленческой деятельности и каждым должностным лицом; обеспечение неуклонного исполнения норм законодательства в сферах деятельности, отнесенных к ведению соответствующих органов исполнительной власти; соблюдение, обеспечение реализации и защита государственно-управленческими средствами прав и законных интересов всех участников управленческих отношений, установленных действующим законодательством.
3. Принцип учета особенностей объектов государственно-управленческой деятельности. Его значимость определяется результатами процессов приватизации, развития частноправовых институтов, законодательным закреплением статуса общественных объединений, дальнейшим развитием комплекса прав и свобод граждан. Соответственно органы исполнительной власти призваны избирать различные методы управляющего воздействия, используя в ограниченных пределах средства непосредственного управления, в более широком масштабе средства государственного регулирования, а также различные формы взаимодействия и сотрудничества, а также координации. Вместе с тем данный принцип лежит в основе организации систем отраслевого и межотраслевого управления, использования в процессе государственно-управленческой деятельности методов централизованного и децентрализованного руководства, сочетания общефедеральных и территориальных (региональных) интересов. 4. Принцип разумного сочетания коллегиальности и единоначалия в организации и деятельности органов исполнительной власти обеспечивает учет коллективного мнения при решении основных вопросов государственно-управленческой деятельности. С этой целью широкое развитие получает система различного рода консультативных, координационных, совещательных советов, комиссий, комитетов и пр., образуемых при соответствующих органах исполнительной власти. При этом некоторые исполнительные органы (например, государственные комитеты) образуются в качестве коллегиальных. В других органах действуют коллегии (например, в министерствах). В то же время единоначалие является средством обеспечения должной дисциплины, необходимой для деятельности исполнительно-распорядительного характера, а также для установления режима ответственного управления под руководством единоначального руководителя.
Коллегиальность полезна при выработке управленческих решений, а единоначалие – непременный атрибут собственно государственно-управленческой деятельности. 5. Из предыдущего принципа вытекает следующий – ответственность органов исполнительной власти в целом и каждого государственного служащего за порученный им участок государственно-управленческой работы. Этот принцип закрепляется в положениях о конкретных органах исполнительной власти. Так, Положением о Министерстве природных ресурсов РФ на него возложена ответственность за управление государственным фондом недр, использование и управление водным фондом. Министр при этом несет персональную ответственность за выполнение руководимым им министерством возложенных на него задач. 6. Принцип гласности работы органов исполнительной власти предполагает широкое обнародование, доведение до всеобщего сведения через средства массовой информации наиболее значимых результатов своей работы, в том числе нормативных правовых актов. Единственное ограничение связано с содержанием в названных актах сведений, составляющих государственную тайну.
Соотношение понятий: система и структура: Следует помнить, что слова «система» и «структура» схожи по смыслу, но их необходимо различать. Если система означает совокупность элементов в связях, то структура — их расположение, внутренне устройство.
Правительство РФ обладает конституционно-правовым и административно-правовым статусом. Конституционно-правовой статус показывает его место в системе разделения властей. Административно-правовой статус характеризует роль и место Правительства как высшего органа исполнительной власти, возглавляющего систему исполнительной власти, его отношения с иными органами исполнительной власти. Система органов исполнительной власти в РФ включает два уровня: 1. федеральные органы исполнительной власти РФ, 2. органы исполнительной власти субъектов РФ. Особый вопрос о полномочиях Президента РФ в отношении исполнительной власти. Некоторые авторы (Коренев А.П., Бахрах Д.Н.) полагают, что Президент РФ входит в систему исполнительной власти, поскольку осуществляет значительные полномочия по формированию, назначению на должности, приостанавливает акты и т.п. Конституция не дает для этого оснований. Более корректно назван раздел в учебнике (полномочия). Две группы полномочий: - по формированию, - по функционированию. Федеральные органы исполнительной власти: а) федеральные министерства, б) службы в) агентства. Новое: государственные комитеты со специальным характером компетенции. Основное отличие – федеральные министры входят в состав Правительства, руководители остальных органов – нет. Ранее - министерства и ведомства.
Структура органов - это состав (совокупность) подразделений, схема распределения между ними функций и полномочий, а также система (формы) взаимоотношений (взаимодействия) этих подразделений. Организационная структура органа предопределяется тем, какие задачи и функции возлагаются на него, для каких целей он создан. Структура должна обеспечить максимальную эффективность его работы. Недостатки структуры отрицательно сказываются на его функционировании. Типы структур: а) линейная структура - наиболее простая. Один субъект ведает всеми функциями управления, у одного объекта один субъект, б) функциональный тип структуры - функции органа управления делятся между структурными подразделениями, каждое из них выполняет определенную функцию, соответственно «выходит» на объект по вопросам этой функции. Недостатки: распыленность, несогласованность, множественность указаний для объекта. Две формы этого типа структуры: штабная и специализированная. Штаб осуществляет координационную, аналитическую и обслуживающую деятельность. в) отраслевой или производственно-отраслевой тип структуры - в рамках органа, руководящего отраслью, создаются подразделения для руководства подотраслями или группами объектов. В принципе аппарат почти любого органа включает следующие структурные подразделения: а) руководство, (директор, ректор, замы), б) отраслевые подразделения (главные управления, отделы, факультеты), в) функционально-отраслевые отделы, г) обслуживающие подразделения (канцелярия, машбюро, хозяйственное управление). Кроме традиционных появляются новые типы структур, поскольку основное требование в современных условиях - гибкость. В основу передового мирового опыта положен принцип минимакса - структура должна обладать минимальным числом степеней свободы для решения максимального количества задач при возможных изменениях внешней среды. Прогрессивным считается создание не столько стационарных (постоянных, формальных), сколько нестационарных (временных, программно-целевых структур). Управление проектами. Управление считается более эффективным не в иерархических, а в инновационных, обучаемых структурах (условно - пирамида и молекула). Дивизиональные структуры - обладающие автономией подразделения. Структура и штаты управления - взаимосвязанные понятия. Штатная численность - количество работающих, закрепленное официально. Штатное расписание - акт, в котором указаны перечень структурных подразделений, перечень и количество должностей с указанием должностных окладов. Типовые штаты - для типичных органов, типовые показатели. Очень важно - кто утверждает структуру и штаты. Это показатель самостоятельности или зависимости. 5. Система и виды федеральных органов исполнительной власти:
ПОНЯТИЯ: Система – (совокупность элементов в связях) Совокупность всех органов, как единого целого, например, отношении с другой ветвью власти Структура – (Расположение элементов) 1) Внутреннее подразделение 2) Перечень внутри системы – взаимоотношения между органами (подчиненные министерствам службы и агентства)
СИСТЕМА ОРГАНОВ ОИВ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|