Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выражение залога в причастиях




В причастиях залог передается суффиксами (которые выражают
также и временные значения): ущ/ющ. ащ/ящ, вш/ш — у действительных
причастий (пишущий, читающий, слышащий, видящий, писавший, несший);

ем/ом, им, енн/нн, т — у страдательных причастий (читаемый, ведомый,
любимый, повешенный, прочитанный, расколотый).

Страдательные причастия образуются от переходных глаголов,
причем с большими ограничениями. Регулярно отсутствует страдатель-
ное причастие прошедшего времени у глаголов НСВ, особенно приста-
вочных. См. *побежданный, *переписыванный, *выливанный и т. п. Нет
страдательных причастий и у многих глаголов СВ. Так, не имеют этих
форм: глаголы с суф. -ану- (пугануть), экспрессивные глаголы с суф. -ну-
(пулънуть)
и другие глаголы на -ну-, если на суффикс падает ударение
(лизнуть, мазнуть), многие глаголы второго спряжения на -етъ- и -атъ-
(разглядеть, перебежать)
и глаголы с двумя приставками (понасорить,
нарассказывать)
и др.

Страдательные причастия настоящего времени обычно образуются
у имперфективированных глаголов НСВ (переливать, дописывать, про-
щать),
но употребляются они редко.


Нестандартным способом выражения страдательного залога в при-
частиях НСВ является постфикс -ся (книги, продающиеся 1 продававшиеся
в книжной лавке
= книжная лавка, продающая 1 продававшая книги).

Страдательные причастия могут выступать как в полной, так
и в краткой форме, которая образуется так же, как краткая форма при-
лагательных, заменой адъективных окончаний субстантивными: осве-
щенный -> освещен, освещена, освещено, освещены.
Краткие формы при-
частий не изменяются по падежам. Они используется для выражения за-
лога в спрягаемом глаголе и деепричастии.

Как и в спрягаемом глаголе, в зависимости от контекста в причас-
тии различают пассив и статив. В пассиве акцентируется причастное
действие. Статальное значение связывается с адъективным типом упот-
ребления или с адъективацией. Ср. 1) пассив:... Это грохнула где-то
внизу дверь, с размаху кем-то брошенная
(Бунин); 2) статив: Ветер зава-
лит крышу палыми, покоробленными листьями
(Паустовский).

Примечание. Залог является одной из наиболее сложных в теоретиче-
ском отношении грамматических категорией. Существует много ин-
терпретаций залога. Проблема залога не решена окончательно. Кон-
цепция двух залогов является наиболее распространенной в совре-
менном языкознании

В русистике долгое время была распространена теория трех зало-
гов, в своих истоках связанная с именем академика Ф. Ф. Фортунато-
ва. Она изложена во многих учебниках и учебных пособиях. В соот-
ветствии с этой теорией залог является словообразовательной трех-
членной категорией, которую имеют только переходные глаголы
и возвратные глаголы, образованные от переходных. Первый за-
лог — действительный. Он указывает на то, что действие исходит от
субъекта и направляется на объект. Его имеют переходные глаголы.
Второй залог — возвратно-средний (или возвратный), он выражается
возвратным глаголом и означает, что действие, производимое субъ-
ектом, в том или ином объеме касается самого субъекта и, наконец,
третий залог страдательный, который оценивается как следствие осо-
бого употребления возвратного глагола. Морфологический страда-
тельный залог по этой концепции представлен только в причастиях,
где он выражается суффиксами.

Категория наклонения

Наклонение является словоизменительной номинативной и интер-
претирующей категорией глагола. Смыслы, выражаемые этой катего-
рией, относятся к разряду модусных и называются модальными.

Наклонение выражает устанавливаемое говорящим отношение дей-
ствия к действительности по признаку его реальности / ирреальности.


Категория наклонения образуется тремя частными парадигмами,
которые называются: изъявительное наклонение, сослагательное накло-
нение и повелительное наклонение или императив.

В изъявительном наклонении действие изображается как реальный
факт действительности (безотносительно к истинности / ложности). Не-
редко изъявительное наклонение используется для простого отражения
в языке реальных фактов и событий: Десять лет и год твоя подруга Не
слыхала, как поет гроза...
(Ахматова).

Сослагательное наклонение изображает действие как потенциаль-
но возможное, но тем не менее не осуществленное: Я б тебя поцеловала,
да боюсь увидит месяц
(Майков). Такую модальность называют ирре-
альной.

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию:

«.Раз, два, три! Догоняйка-ка». Пустились бесенок и зайка... (Пушкин).

Сослагательное и повелительное наклонения вслед за А. А. Потеб-
ней называют косвенными, так как они обозначают действия в опреде-
ленной интерпретации субъекта речи, в этом смысле субъективные.
А изъявительное наклонение называют прямым в связи с его основной
модальностью — свойством называть действия реальные, в этом смыс-
ле объективные.

Модальные значения, выражаемые категорией наклонения в целом,
Н. Ю. Шведова назвала объективной грамматической модальностью.

Если оценивать наклонения не по признаку модального значения,
а с точки зрения речевых условий употребления, нужно отделить пове-
лительное наклонение от изъявительного и сослагательного, которые
в равной мере используются для построения сообщений. Что же касает-
ся повелительного наклонения, то оно является составной частью осо-
бых так называемых апеллятивных речевых актов, предполагающих
участие как субъекта, так и адресата речи.

Наклонение тесно связано с категорией времени. Эта связь прояв-
ляется в том, что изъявительное наклонение выражается формами вре-
мени, и только в этом наклонении глагол изменяется по временам. Со-
слагательное и повелительное наклонения морфологического времени
не имеют.

Категорию наклонения называют предикативной, так как она есть
только у спрягаемых форм или, как принято говорить, у финитного
глагола. Инфинитив, причастия и деепричастия морфологического на-
клонения не имеют.


§ 106. Специфика морфологического выражения
категории наклонения

Морфологической основой категории наклонения являются формы
императива, поскольку только они образуются специальной морфемой.

В формах единственного числа окончание или нулевое присоеди-
няется к основе настоящего времени: пиши, читай, сядь.

Нулевым окончанием форма ед. ч. последовательно образуется
у глаголов сосновой настоящего времени на -/ (и): читают —> читай,
рисуют -> рисуй, краснеют -> красней.
Нулевую флексию имеют также
формы тех глаголов с основой настоящего времени на согласную (кро-
ме лексем а) с суффиксом -ну-, б) с ударной приставкой вы-), у которых
в 1 -м лице ед. ч. ударение падает на основу: режу —> режь, готовлю —>
готовь, сяду -> сядь, лягу -> ляг. мажу —> мажь.
При этом в некоторых
лексемах происходит чередование твердой и мягкой согласных: кинут

-> кинь. слезут -> слезь, будут -> будь.

Если в форме первого лица единственного числа ударение падает
на окончание, повелительное наклонение образуется аффиксом -и: пишу

-> пиши, зову —> зови, смотрю -> смотри, дышу -> дыши, несу -> неси, бе-
гу -> беги, ловлю -> лови.
Флексия также регулярно представлена
в формах повелительного наклонения у глаголов с суффиксом -ну- или
ударяемой приставкой вы-: сохну -> сохни, толкну -> толкни, крикну ->
крикни, мигну —> мигни, вынесу —> вынеси, выгребу —> выгреби.

В следующих случаях форма повелительного наклонения ед. ч. об-
разуется нестандартно: 1) у глаголов на знава. дава, става, у которых
в основе настоящего времени суффикс -ва- отсутствует (узнаю, передаю,
отстаю),
повелительное наклонение образуется от основы инфинитива,
к которой присоединяется -j (и). Окончание в форме нулевое. 2) Глаго-
лы с корневым гласным -и- в инфинитиве (пить, лить, шить, бить,
вить, допить, перебить
и т. п.) имеют форму повелительного наклоне-
ния на -ей-: пей, бей, шей и т. д. 3) Ешь, дай, поезжай (вместо нестандарт-
ной формы езжай) — формы повелительного наклонения глаголов
есть, дать, ехать.

Некоторые глаголы имеют вариантные формы: высунуть - высуни
и высунь, уведомить - уведомь и уведоми, прочистить - прочисть
и прочисти и др.

При выражении множественного числа к формам единственного
числа прибавляется -те (форма множественного числа образуется аг-
глютинативным способом): пишите, читайте, сядьте.

Морфологические формы образуются только для побуждения
к действию второго лица. От некоторых глаголов, главным образом по
причине их лексического значения, формы повелительного наклонения
не употребляются или употребляются в особых синтаксических услови-


ях, хотя и могут быть образованы: тошнить, весить, поиздержаться,
поизноситься, знобить, втечь, выветриться
и др.

В частную парадигму повелительного наклонения, кроме аффик-
сальных форм 2 лица, включают: 1) формы с инклюзивным значением,
т. е. со значением совместного действия (Наташа, пойдем в буфет), ко-
торые признаются омонимичными с формами 1 лица мн. ч. Иногда
к такой форме присоединяется агглютинативный аффикс -те: (Споем-
те, друзья, ведь завтра в поход уйдем в предрассветный туман
(Чуркин);

2) формы с частицей -ка: выпъю-ка я кофейку (считается, что таким спо-
собом выражается побуждение к первому лицу); 3) аналитические соче-
тания с частицами дай и давай (Дай посмотреть журнал. Давай с тобой
дружить);
4) аналитические сочетания с частицей пусть 1 пускай (так
выражается побуждение к третьему лицу); 5) сочетание формы 3-го ли-
ца с частицей да: Да здравствует солнце! Да будет свет! Да скроется
тьма! «Да сохранит тебя твой добрый гений»
(Пушкин).

Перечисленные дополнительные средства выражения побуждения
вряд ли можно отнести к морфологическому уровню. В целом они не
отвечают требованию регулярности морфологической формы. Одни из
них избирательно относятся к лексике (например, некорректны выска-
зывания *Давай с тобой ехать в город, *Дай ответить кондуктору, го-
ворят бежимте, идемте, но нельзя сказать *бегаемте, *ходимте), дру-
гие (частицы ка, да, пускай) стилистически окрашены, третьи использу-
ются не только для выражения побуждения (в предложениях с нелич-
ным подлежащим частица пусть 1 пускай выражает допущение или раз-
решение: Пусть собака еще погуляет).

Инклюзивное (совместного действия) значение формы 1 -го л. мн. ч.
явно связано с двумя синтаксическими условиями: 1) наличием позиции
обращения, которая может оставаться незамещенной, 2) отсутствием
грамматического подлежащего. Это позволяет видеть в соответствую-
щем употреблении транспозицию, тем более что со значением совмест-
ного действия употребляются и некоторые формы прошедшего времени:

Девочки, поехали в Донской монастырь!

Надо различать выражение побуждения морфологической формой
и другими, лексико-синтаксическими, средствами. Морфологическая
форма императива, как уже было сказано, образуется только для второ-
го лица.

Сослагательное наклонение выражается аналитически, сочетанием
модальной частицы бы с формами прошедшего времени. Оснований для
выделения особой аналитической формы наклонения три: 1) регуляр-
ность: нет ни одного глагола, у которого не было бы аналитической
формы сослагательного наклонения; 2) утрата формами на -л- при со-
единении с частицей бы временной семантики; 3) значение ирреальной
модальности, которое формируется именно в данных аналитических со-


четаниях. Структуры с кратким прилагательным вроде Рад бы в рай, да
грехи не пускают
немногочисленны.

Частица бы употребляется также при инфинитиве. В таких случаях
выражается оптативная модальность, или желательность (посидеть бы,
поговорить бы).
Но морфологической формы при этом не образуется.

Значение желательности не совпадает полностью с ирреальной мо-
дальностью, в нем нет указания на неосуществимость действия. Значе-
ние желания выражается и лексически (хочу посидеть, поговорить).
Строго говоря, ирреальность передается только сослагательным накло-
нением.

Значение желательности можно приписать самой частице, так как
инфинитив вне употребления по модальной семантике не охарактеризо-
ван.

Изъявительное наклонение не имеет специальных средств выраже-
ния и выделяется на основе противопоставления (не повелительное на-
клонение, не сослагательное наклонение— значит, изъявительное).
Изъявительное наклонение является слабым членом грамматической
категории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...