Второй критерий: дискуссионность
Второй существенный признак объекта общественного мнения связан не столько со спецификой собственно общественного мнения, сколько со спецификой мнения как такового, как особого типа человеческого суждения.
настроения, желания,— выражения типа «хочу пить», приказание «принеси воды!» и т. д. Из круга мнений выпадает и та огромная масса предложений, в которых человек фиксирует результаты своего непосредственного восприятия действительности, констатирует очевидные факты. Таковы суждения: «Это мой дом», «Я только что был в кино», «Висящая на стене картина выполнена в красно-зеленой гамме» и др. Подстановка к этим суждениям слов «думаю», «кажется», «можно было бы», «нужно было бы» и пр., обычно являющихся внешними признаками суждений-мнений, применительно к нормальной обстановке (к здравомыслящему человеку и типичным условиям его деятельности) образует бессмыслицу: «Думаю, что это мой дом», «Мне кажется, я только что был в кино», «Нужно было бы, чтобы эта картина была выполнена в красно-зеленой гамме» и т. д. Наконец, не высказываем мы своего мнения и тогда, когда говорим: «2X2 = 4». Подобное предложение, как и вышеприведенные, также лишь устанавливает некий очевидный факт. Правда, природа очевидности в данном случае иная: очевидность здесь имеет уже умозрительный характер, то есть фиксируется не непосредственно в восприятии, не с помощью одних только органов чувств, но в результате определенной, хотя бы (как во взятом примере) самой примитивной, умственной деятельности. Но это ничего не меняет по существу: предложение, подобное «2X2 = 4», передает абсолютную истину и потому не является мнением. И такова, в сущности, специфика всех предложений науки, истинность которых строго доказана. Нельзя сказать: «С моей точки зрения, 2X2 = 4» или: «По моему мнению, Земля вращается вокруг Солнца», не желая впасть в детство илипроявить свое невежество. Известно, что ссылка на мнение любого авторитета всегда была недостаточной, когда речь шла (или идет) о первоначальном обосновании истинности какого-либо предложения: истина обосновывается не мнением, не голосованием, но специфически научным доказательством, опирающимся на анализ фактов и уже известные истины. И тем более невозможно высказывать мнение по поводу уже доказанной истины. Следовательно, из числа мнений должна быть исключена и та огромная масса суждений, которая заимствуется индивидом из арсенала, вернее, из мастерской науки.
С аналогичным положением вещей мы сталкиваемся и в сфере общественного сознания, существующего в форме политической идеологии, правосознания, морали, религии, пауки, искусства, философии; из всей совокупности наполняющих эти формы суждений лишь определенная часть может быть отнесена к числу тех, которые являются по своему характеру мнениями. Именно такого типа суждения господствуют, как известно, в сфере политической идеологии, морали или искусства. Зато в сфере права и особенно философии или науки их удельный вес резко падает. Что же касается религии, включая и любые светские ее формы, то, представляющая собой систему незыблемых догматов, она вообще едва ли не исключает какие-либо мнения: способность суждения здесь замещается верой.
Каков же отличительный признак того круга суждений, индивидуальных или коллективных, который связывается с понятием «мнение»? Ответ на этот вопрос легче всего получить, если обратиться к науке. Например, суждения «Существует внутривидовая борьба», «Земля вращается вокруг Солнца» и им подобные не являются мнениями. Однако известно, что в свое время они были именно таковыми. Во времена Дарвина тезис о внутривидовой борьбе был предметом самых острых научных споров, да и для самого Дарвина он поначалу был не более чем гипотеза, чем мнение,— его превращение в безусловную, доказательную истину потребовало знаменитого кругосветного путешествия на «Бигле» и многих лет напряженной работы ученого. Еще более затяжной и драматичной была борьба мнений вокруг учения Коперника: научные доводы сторонников системы Птоломея подкреплялись более «жесткими» аргументами в виде позорного костра на Кампо ди Фиори или инквизиторского судилища над Галилеем. И понадобились столетия развития математики, естествознания, философии, как и вообще цивилизации, чтобы новое учение восторжествовало в качестве истинного, а тезис о гелиоцентрическом строении мира превратился из мнения, поначалу разделявшегося лишь небольшой горсткой ученых-смельчаков, в абсолютную истину, известную ныне каждому еще со школьной скамьи. За вычетом тех или иных исторических обстоятельств, иногда принимающих форму подлинной трагедии, таков, в сущности, путь развития каждой научной истины: от первоначального предположения, гипотезы, индивидуального мнения отдельного ученого или группы ученых через борьбу мнений, разделяемых различными группами ученых, и победоносное завоевание правильным мнением все большего количества умов к строго доказанному, то есть истинному положению науки, принимаемому всеми людьми, за исключением клинических сумасшедших и безнадежных обскурантов. Что отличает в этой схеме исходный пункт от результата,— так это именно недоказанность, спорность, не безусловность суждения. И именно здесь кроется важнейшая differentia specifica любого мнения, именно здесь лежит водораздел, отделяющий мнение от суждения непосредственного восприятия или научного предложения. Когда мы говорим: «Мое мнение по этому поводу такое-то», этим самым мы так или иначе утверждаем (безразлично, сознательно или нет), что на данный вопрос могут быть и иные точки зрения, отличные от нашей. И подобное предположение об ином взгляде на предмет, по крайней мере о возможности такого иного взгляда, содержится имплиците в любом высказываемом мнении. Отмечаемая специфика суждения-мнения, как такового, сохраняет все свое значение и применительно к собственно общественному мнению. Это дает нам возможность сформулировать второй важнейший критерий, определяющий границы объекта общественного мнения. В соответствии с этим критерием из всего бесконечного ряда явлений действительности, вызывающих общественный интерес, предметом рассмотрения общественности становятся только те, которые предполагают различие в оценках, суждениях, характеристиках и т. д то есть заключают в себе больший или меньший момент спорности, дискуссионности. Словом, подобно индивидуальному мнению, общественное мнение также всегда складывается по вопросам, еще не решенным, только ждущим своего окончательного решения, и никогда — по вопросам, относительно которых существует бесспорное, непосредственное или научное, знание.
Однако в этом пункте между двумя рассматриваемыми видами мнений можно обнаружить и некоторое различие. Оно связано со степенью произведенного нами обобщения: строго говоря, слова «всегда», «никогда» не могут быть отнесены к индивидуальному мнению. Дело в том, что отдельный человек иногда как раз высказывается и по поводу тех проблем, которые уже решены наукой, и решены окончательно. Это может произойти как в силу воинствующего невежества, безнадежного цепляния человека за старые, ошибочные представления, так и в силу его простой неосведомленности в тех или иных результатах научного знания. При этом последнее случается довольно часто, и не только, так сказать, с «простыми», то есть далекими от науки людьми, имеющими пробелы в образовании, но и с учеными, даже «узкими специалистами» в своей области. Известно, что последние сегодня, в условиях практически необозримого и все более возрастающего потока научной информации, нередко занимаются изобретением давно уже изобретенного велосипеда, то есть ведут разговор на уровне мнений в то время, как он уже состоялся на уровне точного знания [105].
В отличие от этого общественное мнение никогда или, точнее, почти никогда не впадает в подобную ошибку: то, чего может не знать отдельный член общества, как правило, всегда знает общество в целом. Правда, в истории иногда бывали случаи, когда общественное мнение выступало по поводу (чаще всего в поддержку) того или иного доказанного положения науки (как, например, в упоминавшемся нами «обезьяньем процессе» в США), но ясно, что речь тут почти всегда шла совсем о другом: объектом высказывания общественности в подобных случаях являлись не истины науки, как таковые, но социальные, моральные и тому подобные позиции людей, отстаивающих старые взгляды, выступающих против научного прогресса и к тому же борющихся с наукой отнюдь не научными средствами.
Вместе с тем в этом недискуссионном пункте есть, с нашей точки зрения, один момент, который вызывает возражения или по меньшей мере нуждается в принципиальном уточнении. Мы имеем в виду утверждение некоторых исследователей, будто общественное мнение не может формироваться по вопросам, вызывающим единодушное отношение. Наиболее определенно на этот счет высказывается видный французский социолог А. Сови: «Не говорят об общественном мнении, когда имеется полная общность идей. Не было бы почти никакого смысла утверждать, что общественное мнение высказывается против землетрясений, кровосмешения или полиомиелита... Для того, чтобы сила проявилась, необходимо, чтобы она натыкалась на точку опоры, т. е. на сопротивление, на некоторую оппозицию» [107]. О чем тут, в сущности, идет речь? О том ли, что общественное мнение не может складываться и высказываться по поводу безусловно недискуссионных проблем, так называемых абсолютных истин? Или о том, что общественное мнение не может быть единодушным, что категории «единодушие» и «общественное мнение» вообще исключают друг друга? Ясно, что это совершенно разные суждения. И если первое из них абсолютно справедливо (хотя примеры с землетрясениями и полиомиелитом очень неудачны), то второе элементарно ошибочно. Между тем в приведенном высказывании— то ли в соответствии с замыслом их автора, то ли в силу неточного выражения мысли — довольно четко проглядывает именно второе понимание вещей: когда имеется полная общность взглядов — не говорят об общественном мнении.
С этим согласиться никак нельзя. И прежде всего потому, что объективные факты свидетельствуют об обратном. Конечно, А. Сови, равно как и другим социологам Запада, имеющим дело с «разорванным» буржуазным обществом, в «состав» которого входит множество классов и слоев с резко отличными и даже противоположными интересами, нечасто приходится иметь дело с единодушным общественным мнением: как правило, общественное мнение здесь также является «разорванным», состоящим из различных и противоположных точек зрения на предмет. Однако уже и в этом обществе можно обнаружить полное единодушие общественности относительно некоторых проблем, особенно тех, которые касаются не внутренней жизни общества, но волнуют все человечество. Как известно, широкая общественность многих капиталистических стран, включающая представителей всех классов и слоев, имеет единую точку зрения по многим вопросам, например по вопросу о недопустимости фашизма, о необходимости прекращения испытаний атомного оружия, развития культурных связей между народами и т. д. И тем более это верно по отношению к социализму. Отсутствие классов и слоев с антагонистическими интересами, социальная монолитность социалистического общества порождают принципиальную возможность возникновения монолитного же, единодушного общественного мнения. Как мы отмечали в своем месте, наиболее полное осуществление эта возможность получит при коммунизме. Однако множество фактов показывает, что сплошь и рядом она становится реальностью уже теперь, в наше время. Не будем для этого ссылаться на результаты всенародных обсуждений. Приведем более частные примеры из практики работы Института общественного мнения. А они таковы. По вопросу: «Удастся ли человечеству предотвратить войну?» (I опрос) нами было выявлено единство мнений 96,8 процента опрошенных; по вопросу: «Что Вы думаете о своем поколении, нравится ли оно Вам, довольны ли Вы его делами?» (III опрос) — 83,4 процента; по вопросу: «Что, по-Вашему, больше свойственно Вашим сверстникам: целеустремленность или отсутствие цели?» (тот же опрос) — 85,3 процента; по вопросу: «Можно ли, на Ваш взгляд, лишать человека (коллектив) почетного звания?» (IV опрос) — 68 процентов и т. д. Словом, более или менее единодушное общественное мнение является очевидным фактом. Значит, об общественном мнении можно и нужно говорить и тогда, «когда имеется полная общность идей», когда отношение людей к объекту высказывания «является одинаковым в силу разделяемых ими традиций и обычаев, общих идеологических взглядов». В чем же тогда дело? Откуда возникает этот явно противоречащий объективной действительности тезис о несовместимости общественного мнения с единодушием? Как кажется, суть ошибки — независимо от того, проистекает ли она из сознательной установки исследователя или появляется случайно,— состоит в подмене понятия «абсолютная истина» понятием «единодушное суждение», в смешении, отождествлении этих понятий. Между тем на самом деле они далеко не идентичны. Тут верна только одна сторона дела — что абсолютная истина, то есть всякое строго доказанное положение науки или очевидное суждение (аксиома, предложение, фиксирующее непосредственное восприятие, и т. д.), действительно не может вызывать каких-либо споров, расхождений во мнениях, единодушно признается всеми. Но никак не наоборот! «Коллективный опыт» никогда еще не был и не может быть по своему характеру критерием истины, и самое единодушное признание какого-либо положения само по себе еще отнюдь не свидетельствует о его бесспорности, абсолютной истинности. Совершенно верно, что объектом высказываний общественности не может быть абсолютная истина. Но она не может быть таким объектом не потому, что в отношении ее имеется полное единодушие мнений, но в силу самой логической природы абсолютно истинного знания, полностью исключающего момент какого-либо сомнения, дополнительного выяснения, обсуждения предмета и т. д. Действительно нелепо обращаться к общественному мнению с вопросом: «Сколько будет 2 X 2?», как и в отношении «вреда» и «пользы» землетрясений или полиомиелита. Но, повторяем, делать это нелепо не потому, что мнение всех членов общества будет по этому поводу одним и тем же, но исключительно потому, что по этому поводу вообще, в принципе не может быть каких-либо мнений. Утверждать обратное можно, лишь полагая, что всякое, любое суждение, высказываемое человеком, является мнением. Однако выше было показано, что это заведомо не так. Из сказанного вытекает вывод: границей объекта общественного мнения является абсолютная истина, исключающая всякое обсуждение и всякие споры, но не единодушие, как таковое. Последнее, напротив, вполне совместимо с высказываниями общественности. И это требует от нас постановки специального акцента в формулировке, касающейся второго критерия объекта общественного мнения. Таким объектом может быть любое связанное с общественным интересом явление действительности, которое предполагает различие в оценках, суждениях, характеристиках и т. д. Именно предполагает. А это значит, что многозначность суждений по поводу такого объекта может быть не только реальной, но и мнимой, не только актуальной, но и потенциальной. Единодушное суждение общественности по поводу того или иного явления остается мнением (даже при стопроцентном единодушии!) до тех пор, пока обсуждаемое явление хотя бы в потенции заключает в себе возможность спора, различия в подходе, дискуссионности. Если же этот момент исчезает— что происходит, когда суждение превращается в абсолютную истину (доказанное научное предложение или очевидное, опирающееся на непосредственный опыт суждение),— тогда высказывание перестает быть мнением. И это происходит независимо от того, произносится ли оно всеми членами общества единодушно или нет (ведь некоторые индивиды, как уже отмечалось выше, могут не соглашаться и с абсолютно истинными суждениями). В этой связи очень важно отметить, что объектом общественного мнения может быть любая проблема, связанная с желаниями, вкусами, настроениями людей, то есть с теми секторами субъективного мира, где, в соответствии с пословицей «на вкус и цвет товарища нет», существует наибольшая возможность расхождения в точках зрения. При этом первостепенное значение приобретает уточнение объекта высказывания— определение того, идет ли в данном высказывании речь об оценке, пересмотре абсолютной истины (вещь совершенно невозможная и нелепая) или об отношении к явлениям действительности, связанным с этой истиной (вполне нормальный объект общественного мнения). Это можно показать на примере. В I опросе мы предлагали общественности высказать свое отношение к проблеме: «Удастся ли человечеству предотвратить войну?» Некоторые товарищи возражали против подобной постановки вопроса: мол, и практически бесполезно, и с принципиальной стороны недопустимо «ставить под сомнение истину, установленную марксистско-ленинской теорией и записанную в решении XX съезда КПСС». Однако задачей исследования в данном случае вовсе не являлось апробирование этого вывода. Речь шла совсем о другом — об оценке населением СССР конкретной ситуации, существовавшей в мире накануне Парижского совещания Глав Правительств, об измерении психологического состояния людей, о выявлении их настроений и т. д. А это, как легко понять, был уже совсем иной поворот в проблеме, поворот вполне оправданный и вполне закономерный с точки зрения изучения высказываний общественности. Теоретический вывод, как известно, не отрицает принципиальной возможности возникновения новой мировой войны, и, следовательно, каждая конкретная ситуация может быть совершенно «законным» объектом общественного мнения, поскольку она допускает различие в оценках, то есть содержит в себе необходимый момент спорности, дискуссионности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|