Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТА МНЕНИЯ «ВШИРЬ» И «ВГЛУБЬ»




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выше нам не раз уже приходилось подчеркивать, что общественное мнение в целом и его объект в частности Являются величинами исторически переменными. Измене­ние экономических, социальных, технических и прочих усло­вий функционирования общественного мнения приводит к изменению его положения и роли в жизни общества, к усложнению его функций, расширению сфер его деятельно­сти и т. д. Эти процессы становятся особенно значительными в современную эпоху.

Объект высказываний общественности определяется ря­дом объективных условий: границами существования обще­ственного интереса; уровнем развития в обществе демокра­тии — в лице ее политических и технических форм и средств, создающих для общественности реальную возможность удовлетворить свой интерес в отношении тех или иных явлений действительности, ознакомиться с ними, активно повлиять на них и т. д.; наконец, познавательной способ­ностью массового сознания, ограниченной, с одной стороны, указанным выше «порогом доступности», а с другой — уров­нем компетентности общественности, степенью ее общей и специальной (относительно того или иного предмета) гра­мотности, информированности и пр. Анализ объективных тенденций развития современного мира — как тех, что отме­чены печатью великой технической революции, так и тех, что связаны с преобразованиями социальной структуры общества в направлении коммунизма,— позволяет сделать вывод, что границы высказываний общественного мнения раздвигаются ныне принципиальным образом.

Прежде всего, в фокусе внимания общественного мнения оказывается множество новых проблем и даже целых сфер социальной жизни, к которым раньше оно не проявляло ровно никакого интереса. Таковы, в сущности, проблемы организации экономики и науки в обществе, некоторые мо­ральные проблемы, связанные, например, с отношением лю­дей к труду, религии и т. д., и др.

Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что в ходе социальных преобразований ликвидируется былой анта­гонистический разрыв между широким общественным инте­ресом и интересом небольшой части общества, осуществляю­щей руководство социальной жизнью. В результате этого устраняются разного рода искусственные препятствия, воздвигаемые господствующими классами на пути формирова­ния и функционирования народного общественного мнения. Общественность приобретает возможность высказываться и по поводу тех объектов, которые всегда вызывали у нее большой интерес, но были недоступны ей, поскольку держа­лись господствовавшим меньшинством в секрете или были отмечены печатью «вето». К числу таких проблем относится множество вопросов международной и внутренней политики, затрагивающих сферы экономики и культуры, идеологии и воспитания.

Наконец, в современном мире происходит качественное повышение познавательной способности массового сознания. Принципиальные изменения в механизме отношения «лич­ность— общество», движение в направлении полного устра­нения (в конечном итоге) феномена отчуждения — все это приводит сначала к сокращению, а затем и к полному унич­тожению социальных явлений, непознаваемых массовым сознанием, недоступных пониманию широкой общественно­сти, подвергающихся деформации в процессе отражения. В результате описанный выше «порог доступности» отодви­гается все дальше и дальше, пока вовсе не станет достоянием истории.

Другой стороной процесса увеличения познавательной способности общественного мнения является отмеченный выше рост сознательности и грамотности масс, качественный скачок в содержании и структуре знаний, которыми начи­нают располагать миллионы.

Эти процессы связаны с рядом социальных явлений.

Во-первых, в ходе общественного развития происходит бурное увеличение массы образованных, высоко грамотных людей, постигающих путем обучения научные законы раз­вития природы и общества, овладевающих знаниями, выра­ботанными современной наукой и техникой.

Во-вторых, постоянно возрастает масса людей, активно, на практике овладевающих законами природы и общества, научающихся сознательно использовать их в своей непо­средственной практической деятельности — производствен­ной (за станком, в поле, в лаборатории) и общественной (участие в управлении экономикой, государством, обществен­ными организациями и т. д.).

Наконец, происходит постоянное возрастание и массы людей, непосредственно участвующих в познании, открытии законов природы и общественного развития. Этот процесс находит свое выражение прежде всего в широком распро­странении в обществе науки — в росте числа научных учреж­дений и научных сотрудников и в размахе научно-исследо­вательских работ.

Как уже не раз отмечалось, в современном мире идут и противоположные процессы, способствующие понижению уровня компетентности широкого общественного мнения масс, во всяком случае тормозящие рост этой компетентно­сти. Причем эти процессы вызваны не только исторически преходящими и, следовательно, устранимыми причинами (например, характером социальных отношений), но и органи­ческими, имманентными особенностями развития производ­ства, культуры и науки в обществе (например, усложнением механизма экономических и хозяйственных связей, усиле­нием специализации многих сфер знания, дальнейшим раз­витием общественного разделения труда и т. д.). И все же, повторяем, если оценивать картину в целом, в мире проис­ходит постепенное изменение структуры и содержания мас­сового сознания: элементы обыденного сознания все более замещаются в нем элементами теоретических знаний, сти­хийно складывающееся мировоззрение сменяется научным, а взгляд на мир «с высоты собственной колокольни» — соз­нательным подходом к действительности, в котором человек осознает себя как гражданина, как активного и полноправ­ного члена общества.

В результате меняется и объект суждений обществен­ности. Более грамотное общественное мнение начинает вы­сказываться по все более широкому кругу вопросов. Причем наряду с количественным ростом, отмечающим развитие объекта общественного мнения «вширь», идет одновременно процесс его изменения «вглубь»: в соответствии с общими закономерностями развития человеческого познания сужде­ния масс все более и более усложняются по своему содержа­нию, переходя от мира явлений к миру сущностей, от сущ­ностей «первого порядка» — к сущностям «второго порядка» и т. д. И ясно, что общество всемерно заинтересовано в та­ком процессе: благодаря ему оно приобретает возможность дополнять «чисто» теоретический анализ явлений и фактов действительности, осуществляемый силами специалистов, экспертов и пр., суждениями широкой общественности, осно­вывающимися на непосредственном опыте и знаниях масс.

 

 


 

• Глава 4 •


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7