Субъект общественного мнения
Теперь нам предстоит ответить на вопрос: Кто в современном обществе «имеет право» называться общественностью и говорить от ее имени, то есть является носителем, субъектом общественного мнения? Чье суждение может претендовать на то, чтобы считаться общественным мнением? Или иначе: кем должно быть высказано мнение, чтобы его можно было рассматривать в качестве общественного? На первый взгляд довольно нетрудный, этот вопрос является в действительности одним из самых сложных в социологии общественного мнения. И одним из самых спорных. Шпаги тут скрещиваются на каждом шагу, причем многие исследователи оказываются в непримиримом противоречии не только друг с другом, но и нередко с самими собой. Вместе с тем, как легко понять, это и один из самых важных с точки зрения политической жизни общества вопросов. ИНДИВИД ИЛИ ГРУППА? Решение его начинается, очевидно, с выяснения: может ли в роли субъекта общественного мнения выступать и индивид или это прерогатива исключительно группы, коллектива, совокупности (множества) индивидов? При первом подходе к проблеме тут все кажется предельно ясным: раз мнение общественное, то и носителем его, естественно, должно быть общество, общественность, словом, какая-то группа, а никак не отдельный индивид. Большинство, если не все исследователи, соглашаются в этом. Следует заметить прежде всего, что, несмотря на кажущуюся очевидность, данное положение является весьма важным как с точки зрения теории, так и, особенно, с точки зрения практики политической жизни. Фиксирование его тем более необходимо, что на практике отдельные люди очень часто пытаются (иногда не безуспешно) выдавать свое личное мнение за общественное, а свои индивидуальные желания— за волю народа. В капиталистическом обществе, где технические средства информации и коммуникации — газеты, радио, телевидение и т. д.— находятся в собственности или под контролем отдельных лиц, с подобными случаями приходится сталкиваться, как известно, сплошь и рядом. В этой связи, пытаясь определить общественное мнение и сетуя по поводу того, что на деле оно «значительно отличается от народного одобрения», А. Сови пишет: «Это иногда узкие группы или даже заурядные личности, которые располагают рупорами более или менее мощными: газетами, особенно в некоторых странах, радиопередатчиками и т. д. Ансамбль этих голосов, когда он относительно строен, составляет общественное мнение» [121].
Вместе с тем, казалось бы, совершенно бесспорный взгляд, отрицающий за индивидом право называться общественностью, содержит в себе нечто гораздо большее, нежели простую тавтологию. Это становится ясным, если учесть, что в современном обществе действительно имеется большая группа лиц, которая и по субъективному восприятию (своему собственному, а также других людей) и, главное, по своему объективному положению в обществе и роду своей деятельности претендует на то, чтобы говорить от имени народа. Это так называемые общественные лидеры: политические деятели, депутаты, руководители массовых общественных организаций, профессиональные журналисты, писатели и т. д., за которыми стоят более или менее широкие группы населения — избиратели, члены организаций, те или иные социальные круги, наконец, массы, народ. Как быть со всеми этими лицами, как относиться к высказываемым ими индивидуальным мнениям? Ясно, что перед лицом подобных вопросов очевидное поначалу положение о несовпадении индивида с общественностью теряет свою первоначальную очевидность и убедительность. Социологическое «дважды два» нуждается в доказательстве и анализе.
Индивидуальное (частное) мнение, бесспорно, не является общественным мнением, и потому индивид никак не может быть признан носителем общественного мнения. Правда, в силу совсем иных причин, нежели это представляет себе, к примеру, А. Уледов, когда пишет, что «публично выраженные мнения отдельных лиц не могут быть признаны как таковые за общественное мнение уже потому, что последнее обладает политической и нравственной силой» [122]. Дело, конечно, совсем не в этом. Политической и даже нравственной силой в не меньшей мере могут обладать и мнения отдельных лиц, особенно если последние наделены всеми атрибутами власти, как это бывает, например, с государственными деятелями, или являются высокопочитаемыми в обществе авторитетами, как это случается с некоторыми писателями. Дело в другом. Индивид не является и не может быть субъектом общественного мнения потому, что последнее представляет собой специфическое состояние сугубо массового сознания. Единица не совпадает с множеством. Но, с другой стороны, как мы показали в своем месте, частное мнение, высказываемое индивидом, может быть связано по своему объекту с общественным интересом и, следовательно, входить в состав общественного мнения. Множество состоит из отдельных единиц. Это заставляет взглянуть на индивида иначе. Не в состоянии быть носителем общественного мнения, он вполне может быть его выразителем. Именно на этом основывается деятельность упомянутых общественных лидеров. Высказываемые ими мнения должны— по крайней мере, в идеале! — совпадать по своему содержанию с мнением общественности. Благодаря этому возникает возможность по индивидуальному мнению судить о мнении общественном. Однако при этом необходимо иметь в виду, что речь во всех этих случаях идет о косвенном, опосредствованном выражении мнения народа, а не о его непосредственном высказывании. Поэтому к индивидуальному мнению лидера нужно подходить со знанием дела: между ним и мнением общества в целом (или мнением той его части, которую представляет данный лидер) еще нельзя поставить знака тождества, по крайней мере без предварительного анализа.
Прежде всего лидеры, претендующие на то, чтобы говорить от имени всего народа, практически нередко выражают порой бессознательно, чаще же с полным знанием дела — мнение лишь определенных секторов общества. Эти секторы могут быть замкнутыми, то есть характеризоваться четко выраженными специфическими интересами (таковы социальные классы, политические партии, определенные возрастные группы и т. д.), их границы могут быть, напротив, открытыми, размытыми (в тот или иной общественный сектор могут входить люди с самыми различными, даже противоположными интересами — таков, например, круг избирателей данного округа),— но во всех случаях они представляют собой только часть общества. Следовательно, позиция лидера, принадлежащего к этой части общества, всегда ограниченна. Иллюзия, в том числе самоиллюзия, может быть такова, что человек говорит от имени общества в целом, в действительности же мнение его совпадает с мнением одних членов общества и может самым решительным образом отличаться от мнения других членов общества, как, кстати сказать, и других лидеров, выражающих настроения иного общественного сектора. Иными словами, общественные лидеры, имея собственную точку зрения, могут оказаться пристрастными в своих суждениях. Поэтому, строго говоря, по их высказываниям не всегда можно судить о картине мнений, реально существующих в обществе в целом. Это верно даже в отношении журналистов — людей, которые, как кажется, могли бы больше других претендовать на особое положение «над» обществом. Подобные их претензии выглядят столь же неосновательными: как и другие общественные лидеры, журналисты могут представлять в своих суждениях ту или иную пристрастную точку зрения. Даже спортивные обозреватели, пишущие о секундах, голах и метрах. Казалось бы, как можно быть необъективным в отчете об эстафетном беге двух команд, из которых одна пришла первой, а другая — второй. И все же известна история о двух репортерах-болельщиках, по-разному подавших этот факт: «Наша команда была первой, а противника — последней»,— писал один; «Наша команда была второй, а противника — предпоследней»,— утверждал другой.
Правда, можно рассуждать так: если высказывание одного лидера, выражающего мнение одной определенной группы общества, не может дать представления о картине общественного мнения в целом, то, может быть, такое представление получится в результате сложения индивидуальных мнений различных лидеров? Однако это рассуждение также оказывается неправомерным. И все в силу того же обстоятельства — что индивидуальное мнение является лишь опосредствованным выражением общественного мнения. В первом случае, когда речь шла о выражении в индивидуальном мнении мнения общества в целом, общественное мнение опосредствовалось принадлежностью говорящего к той или иной общественной группе; теперь, когда речь идет о выражении в индивидуальном мнении мнения той или иной группы, последнее вновь оказывается опосредствованным, на этот раз уже самой фигурой говорящего. Ясно, что в таком опосредствовании также кроются возможности отклонения позиции лидера от действительного общественного мнения. Наделенный умом, волей, а также, между прочим, и разного рода эмоциями, общественный лидер часто имеет по отдельным вопросам свою, индивидуальную точку зрения, соответствующую его собственному пониманию вещей и его личным интересам. Поэтому, даже выражая точку зрения своей «групповой» общественности, он, строго говоря, высказывает всегда прежде всего свое собственное, личное мнение, которое может полностью совпадать с мнением группы, но иногда может и существенно отличаться от него. Словом, при анализе индивидуальных высказываний необходимо иметь в виду, что точность выражения в них общественного мнения весьма относительна. Как в первом смысле — в смысле определенных позиций лидера, так и во втором смысле — в смысле возможной субъективности его суждений. Именно поэтому представляет интерес обратиться к непосредственному изучению общественного мнения масс, хотя, как легко понять, такое изучение несравненно сложнее и требует значительно больших усилий, нежели изучение позиций лидеров.
например, Э. Богардус,— это не простое собрание индивидуальных мнений, а продукт дискуссионного процесса» [123]. С подобной точкой зрения можно согласиться. Однако она нуждается в уточнении, связанном со словом «сумма». Выше мы говорили, что общественное мнение является по своей природе коллективным суждением, что, как таковое, оно отличается известным внутренним строением и потому действительно не совпадает с простой, арифметической суммой индивидуальных суждений. Значит, в обществе действительно существуют и такие совокупности (множества) индивидов, которые не являются носителями общественного мнения, или, иначе, не всякая совокупность индивидов совпадает с общественностью. Все это так. А с другой стороны, общественное мнение не может существовать и помимо или мне индивидуальных мнений. Больше того, оно всегда есть совокупность, сумма мнений, высказанных отдельными членами общества. Значит, субъектом общественного мнения — общественностью — являются все же совокупности, группы индивидов. Какие конкретно? В сущности, именно к ответу на этот вопрос сводится вся проблема носителя общественного мнения. Попытки обращения к таким заимствованным из донаучной социологии понятиям, как «толпа», не ведут к решению проблемы: эти понятия отличаются непоправимой аморфностью, расплывчатостью. Не более удачными следует признать и попытки, основывающиеся на текстуальном анализе слов «общественное мнение». Понятия «общество», «общественность» или «публика» (public — от англ. public opinion, le public — от франц. opinion publique и т. п.), в которых иногда видят ключ к решению проблемы, не только несут на себе отчетливую печать тавтологии, но и, по сути, просто отодвигают действительное решение вопроса. Тезис о том, что субъектом общественного мнения является «общество в целом», оказывается удовлетворительным и вполне достаточным лишь до тех пор, пока речь идет о единодушном мнении всех членов общества, то есть пока общество выступает действительно как нечто монолитное,— случай довольно частный в практике функционирования общественного мнения. Когда же мнение «общества в целом» раскалывается, когда по тому или иному вопросу появляется несколько различных мнений, мнение большинства и мнение меньшинства и т. д., тогда отождествление субъекта мнений исключительно с «обществом в целом» уже не «срабатывает». Такая же ситуация возникает и в тех случаях — также весьма нередких,— когда по тому или иному вопросу с самого начала высказывается не все общество в целом, а лишь определенные (социальные, профессиональные, возрастные, региональные и пр.) группы населения. Как тут быть? Отказать мнению, высказываемому частью общества, в праве считаться общественным или признать, что в роли субъекта общественного мнения могут выступать не только общество в целом, но и какие-то его секторы, части, элементы? Как кажется, перед лицом подобных вопросов исследователь не может остановиться на категории «общество в целом». Общая величина нуждается в дифференциации. Правда, с таким выводом согласны далеко не все. А. Уледов, например, считает неправомерным подобное «усложнение» проблемы, по крайней мере применительно к социалистическому общественному мнению. Факты расхождения мнений и, следовательно, сложная структура субъекта общественного мнения связаны, с его точки зрения, лишь с исторически частными случаями функционирования общественного мнения в условиях капиталистического (или — еще шире — эксплуататорского) общества. В условиях же социализма «количественная и качественная характеристики общественного мнения получают свое выражение в единодушных суждениях всех классов и социальных групп» [124]. Следовательно, и носителем такого мнения, единого во всех секторах социального организма, здесь может быть, само собой разумеется, лишь общество в целом. Справедливо ли такое суждение? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо более близко рассмотреть проблему монизма и плюрализма высказываний общественности при социализме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|