Чье мнение может считаться общественным.
Выше мы говорили, что в сущности все без исключения социологи согласны с выводом: «...не всякое мнение определенной группы людей, коллективное мнение, есть мнение общественное, хотя термин «общественное мнение» и употребляется применительно к мнению отдельных групп, коллективов» [139]. Нетрудно видеть, что этот вывод содержит в себе два смысла: во-первых, тот, что общественным мнением является не всякое мнение, высказанное группой, множеством, совокупностью лиц, и, во-вторых, тот, что общественным мнением является мнение не всякого множества, не всякой совокупности лиц. Что касается первой стороны дела, то она ясна. Какой бы широкий коллектив лиц ни высказывал суждения о предмете, это суждение никогда не будет общественным мнением, если, скажем, предмет рассмотрения не затрагивает общественного интереса, не допускает многозначности толкования и т. д. и т. п. Иными словами, границы существования общественного мнения определяются границами его объекта. Об этом мы подробно говорили в предыдущей главе. К рассматриваемой же нами теперь проблеме прямое отношение имеет только второй аспект указанного вывода. В соответствии с ним речь должна идти о том, чтобы определить, мнение какой именно совокупности, какого множества лиц должно признаваться в качестве общественного, причем определить в общем виде, на основе каких-то четких, объективных критериев.
Так, существует точка зрения, согласно которой в антагонистическом обществе одни классы и слои (прогрессивные, выражающие интересы общества — народ) являются носителями общественного мнения, а другие (реакционные, не выражающие интересов общества — эксплуататоры) нет. Важно отметить, что сторонники этой точки зрения теоретически не могут объяснить, почему, на каком основании классы, выражающие интересы реакционных сил, не имеют права (или исторически теряют право) называться общественностью и представлять общественное мнение, характерное для данной части общества. Но дело не только в этом. Теоретическая несостоятельность данного взгляда еще сильнее обнаруживается в том, что он сопряжен с поистине неразрешимыми противоречиями. Ведь если принять, что общественным мнением является лишь мнение прогрессивных классов, или, иными словами, что из двух антагонистически настроенных групп носителем общественного мнения является лишь одна, то на деле это будет означать, что тезис о плюрализме общественного мнения, действующего в условиях капитализма, окажется сведен почти на нет: общественное мнение во всех случаях должно быть объявлено исключительно монистическим по его структуре. Избежать этого и других противоречий можно, очевидно, лишь при условии, если право выражать общественное мнение будет признано за всеми классами капиталистического общества. И только такое решение проблемы даст возможность понять реальность общественного мнения в условиях капитализма, которое в большинстве случаев действительно отличается сложной структурой и представляет собой не единодушное суждение, а совокупность не совпадающих друг с другом частных (или частичных) мнений, высказываемых различными составляющими общество группами (классами), например мнения рабочего класса и широких слоев трудящихся, с одной стороны, и мнения монополистической буржуазии — с другой, демократического общественного мнения и реакционного общественного мнения и т. д.
ними общественным мнением считается мнение исключительно «большинства» общества; что же касается взглядов «меньшинства», то они не являются общественным мнением, потому что в противном случае оказалось бы нарушенным присущее этому мнению «внутреннее единство». Что можно сказать по этому поводу? Прежде всего, здесь априори принимается за истину то, что, как мы видели, в действительности является ложным и, уж во всяком случае, требует строгого обоснования, а именно — что внутреннее единство общественного мнения тождественно единодушию, что такое единство возможно лишь в случаях существования общественного мнения с монистической структурой и, напротив, что общественное мнение со сложной структурой не обладает внутренним единством, необходимой политической и нравственной силой и потому не является «подлинным», «настоящим» и пр. общественным мнением. Далее, крайне неудовлетворительной является сама категория «большинство», содержащая в себе массу неясностей. В самом деле, о каком большинстве идет речь: об относительном, абсолютном? Каковы его предельные величины? Все эти и подобные вопросы оборачиваются в практике исследования общественного мнения множеством новых неразрешимых трудностей. Так, меньшинство может равняться почти половине общества (например, 49 процентам). Спрашивается, на каком основании мы должны отказать его мнению в праве быть общественным,— тем более что в другом случае такое право должно быть признано за мнением 30 (и даже менее) процентов общества, составляющих относительное большинство среди более мелких групп?! Очевидно, в данном и подобных случаях определение общественного мнения как мнения большинства становится настолько относительным, что вообще теряет какой-либо смысл.
Или, мы видели, в практике функционирования общественного мнения довольно часты случаи, когда мнения разбиваются на множество довольно дробных групп, из которых ни одна не может быть признана даже относительным большинством. Как тут быть? Признать, что общественного мнения в таких случаях просто-напросто не существует, что вместо него имеется множество «групповых» мнений, из которых ни одно не является общественным? Но разве неясно, что подобный подход просто-напросто переносит нас из сферы анализа реального мира в сферу чисто терминологических упражнений.
соответствующие по своему содержанию подлинным интересам трудящихся масс, и, во-вторых, само формирует свои взгляды. Отсюда вытекают весьма интересные следствия. Скажем, если большинство народа высказывает точку зрения, почерпнутую им «со стороны», привнесенную в сознание масс, к примеру, теорией, то выходит, мнение такого большинства уже не является общественным. Или, скажем, если большинство народа высказывает точку зрения (например, в ходе голосования за реакционного буржуазного деятеля или реакционную буржуазную партию), искаженно или, тем более, превратно, ошибочно отражающую подлинные интересы народных масс (а происхождение такой ошибки может быть самым различным: низкий уровень развития самосознания масс, влияние враждебной идеологии и т. д.), то получается, что такое мнение также не является общественным. Что же это в таком случае? «Фиктивное», «неподлинное» общественное мнение, его «подделка» и т. п. Нет спору, рассматриваемые явления в практике формирования общественного мнения имеют место. В какой-то мере они носят даже характер всеобщих — в том смысле, что мнение общественности всегда подвергается «обработке» (не обязательно с целью обмана, часто с целью просвещения) со стороны различных государственных и общественных институтов, а также отдельных лидеров. Но совершенно ясно, что эти явления принципиальным образом отличаются от того, что называется собственно подделкой общественного мнения [140]. Речь тут идет не о фальсификации высказываний общественности, а о влиянии на нее, о внушении ей некоторых (в частности, ложных) истин и представлений. Поэтому тут нельзя говорить об «исчезновении» общественного мнения, о том, что оно становится «ненастоящим», «неподлинным». Наоборот — это самое настоящее, самое подлинное общественное мнение, хотя и введенное в обман, хотя и ложное по содержанию, иллюзорное, ошибочное и т. п. С точки зрения понимания и оценки состояния массового сознания такое мнение представляет не меньшую ценность, чем мнение истинное, находящееся в соответствии с подлинными интересами говорящих. «Избирательная кампания,— указывал В. И. Ленин,— потому представляет выдающийся интерес для всякого сознательного политического деятеля, что она дает объективный материал по вопросу о взглядах, настроениях, а следовательно, и интересах различных классов общества... Выборы дают материал объективный. Проверка субъективных пожеланий, настроений, взглядов учетом голосования масс населения, принадлежащих к разным классам, всегда должна быть ценна для политика в сколько-нибудь серьезном значении этого слова» [141].
Таким образом, последняя точка зрения также не может быть признана истинной. И корень ее ошибки — постановка определения субъекта общественного мнения в зависимость от содержания высказываемого мнения и даже от способов его формирования. В действительности же такой связи нет и быть не может: субъект остается субъектом независимо от того, что и как он говорит. Если довести критикуемое понимание до логического конца и поставить все точки над «i», то получится, что «подлинным» общественным мнением должно считаться уже не только единодушное, но и непременно истинное по содержанию суждение большинства народа, и к тому же суждение, самостоятельно выработанное этим большинством, а не заимствованное им «со стороны». В результате границы функционирования и социальное значение общественного мнения сводятся к минимуму: из важнейшего института в жизни общества, действующего постоянно и в массовом масштабе, оно превращается в крайне редко встречающееся явление. К счастью, однако, последнее «превращение» общественного мнения случается только на бумаге. В реальной жизни оно функционирует самым широкигл образом, оказываясь то единодушным, то (чаще всего) множественным, то истинным, то (снова чаще всего) содержащим в себе большее или меньшее количество заблуждений, то оригинальным, выработанным самим субъектом, то (опять же — в большинстве случаев) заимствованным «со стороны»—из средств массовой пропаганды, теории и т. д.
том частном смысле, что отдельным секторам общества (меньшинству, реакционным классам и т. д.) ошибочно отказывают в праве быть субъектом общественного мнения, функционирующего в рамках социального организма в целом. Такое тождество скрывает в себе и более широкий смысл — об общественном мнении, мол, вообще возможно говорить лишь тогда, когда оно функционирует в рамках общества в целом; если же мнение высказывается в каких- то более узких границах (региональных, социальных и пр.), то оно уже не является (перестает быть) общественным, пусть даже представляет собой мнение большинства прогрессивных сил, соответствует их интересам и т. д. и т. п. Эта последняя ошибка в определении субъекта общественного мнения, порожденная буквальным толкованием слов «общественное мнение», носит не только терминологический характер. Речь идет не просто о том, как назвать, например, мнение заводской бригады о производственном плане — «мнением отдельного коллектива» или «общественным мнением», хотя и проблема названия также не может недооцениваться: закрепление термина «общественное» исключительно за мнением, высказываемым в рамках общества в целом, пришло бы в противоречие с практикой, с привычным использованием слов и потому не могло бы не породить недоумений у тех же членов заводской бригады, когда бы они обнаружили, что их мнение, вопреки ожиданию, вовсе не является общественным. Рассматриваемая ошибка имеет принципиальное значение: теоретическое и политическое. Отождествление субъекта общественного мнения исключительно с обществом в целом, объявление всех других мнений, складывающихся и функционирующих в иных социальных структурах, «групповыми», «региональными» и т. п., словом, необщественными, имеет реальный смысл только тогда, когда первый и вторые типы мнений принципиально отличаются друг от друга по своей природе. Однако теоретический анализ говорит о другом. Бесспорно, мнение, действующее в рамках «малых групп», содержит некоторые специфические моменты в сравнении с мнением, функционирующим в рамках общества в целом. Но основные, принципиальные характеристики первого и второго совпадают. Так называемое «местное мнение», или «мнение отдельных областей», имеет в принципе ту же социальную природу, те же функции, отличается теми же характеристиками в отношении объекта, теми же закономерностями формирования и функционирования, наконец, играет (в рамках своей «вселенной») ту же самую роль, что и мнение, действующее в обществе в целом. Поэтому введение тут каких-либо терминологических различий никак не может быть оправдано. С точки же зрения политической оно оказывается просто вредным: лишение мнений, действующих в масштабах меньших, чем общество в целом, права называться общественным неизбежно приводит к снижению их роли в жизни соответствующих социальных организмов, к ограничению сферы их действия, к уменьшению степени их влияния на различные государственные и общественные институты и отдельных лиц. Вопрос должен решаться совсем по-иному. Единый общественный организм представляет собой сложную систему, в состав которой входит множество различных по своему строению и величине объема структур. В рамках каждой из них, как и в рамках общества в целом, вокруг вопросов, затрагивающих интересы структуры, складывается внутреннее мнение. Независимо от того, идет ли речь о первичном производственном коллективе или административном районе, демографической или социальной группе, такое мнение — в рамках и по отношению к своей структуре — является безусловно общественным. Поэтому надо говорить не о «групповом», «местном», «районном», «национальном» и пр. мнениях, с одной стороны, и «общественном» мнении, с другой, а об общественном мнении коллектива, группы, района, нации, класса, наконец, общества в целом. Именно таков, с нашей точки зрения, должен быть исходный пункт при определении субъекта общественного мнения. И уже он содержит в себе частичный ответ на главный вопрос: в роли искомого субъекта могут выступать и реально выступают не только «общество в целом», но и различные входящие в его состав структуры: «класс в целом», «нация в целом», «коллектив в целом» и т. д. Однако, подчеркиваем, намеченный пункт является только исходным, а содержащийся в нем ответ — только частичным. Анализ на этом не может закончиться. Расширив границы существования общественного мнения, мы, в сущности, раскрыли его относительный характер (относительный в том смысле, что общественное мнение всегда есть мнение какой-то «вселенной») и доказали, что оно может складываться в любой из существующих социальных систем. Что же касается вопроса собственно о носителе каждого из этих мнений, то он пока по-прежнему остался открытым: является ли носителем общественного мнения, действующего в рамках той или иной «вселенной», только эта «вселенная» целиком или в этой роли могут выступав и какие-то составляющие ее элементы (секторы, части)? Известной парафразой этого вопроса является другой: может ли общественное мнение, складывающееся в рамках одной «вселенной», входить в состав общественного мнения, действующего в более широкой «вселенной»?
числу объектов рассмотрения общественности. Спрашивается: является ли такое коллективное высказывание общественным мнением? Теперь, после того как мы подчеркнули относительный характер всякого общественного мнения, мы знаем, что вопрос этот должен быть уточнен: о мнении какой собственно системы («вселенной») идет речь? Ведь одно и то же мнение, высказанное, к примеру, членами заводского коллектива по вопросу, имеющему исключительно внутризаводское значение и не представляющему никакого интереса для общественности города, является общественным в рамках данного завода и, напротив, не является таковым, если речь заходит о структуре общественного сознания более широкой «вселенной» (города). В приведенном примере мы будем иметь в виду мнение, функционирующее в рамках общества в целом. Иными словами, мы должны допустить, что предмет, о котором высказываются люди, носит не «локальный» характер, а относится к числу волнующих все население страны. Тогда первоначальный вопрос будет сформулирован так: является ли указанная группа лиц носителем общественного мнения, сложившегося в рамках всего общества? На наш взгляд, ответ на такой вопрос может быть отрицательным. И прежде всего исходя из соображений чисто количественного порядка. Отвлекаться от этой стороны при решении проблемы субъекта общественного мнения никак невозможно, хотя дело тут, конечно, не в «большинстве» и «меньшинстве», а совсем в другом: согласно теории вероятности, несколько случайно взятых человек не могут представлять десятки миллионов людей с достаточной гарантией того, что точка зрения последних не искажена самым решительным образом. Это становится особенно ясным, если принять во внимание фактор содержания высказываемых мнений. Допустим, в обществе, насчитывающем N членов, существует m точек зрения по данному вопросу, во взятой же нами группе — n членов. Очевидно, что если n<m, то взятая группа заведомо не может быть носителем общественного мнения, характерного для общества в целом, во всем разнообразии его составляющих. Составленная не из специально подобранных лиц, а по принципу случайности, данная группа не сможет сыграть такой роли и тогда, когда n = m или n == m + α, где α— незначительная величина. Если мы хотим, чтобы в нашем примере представленными оказались все существующие точки зрения, группа случайно отобранных лиц должна значительно превышать m членов. Теория вероятности устанавливает на этот счет точные границы минимума, за которыми представленное множество перестает быть репрезентативным, то есть отражать все существенные черты своей «вселенной». Как известно, эти расчеты находят свое выражение в соответствующих формулах, которыми социология общественного мнения пользуется при определении количественных параметров выборки в выборочных опросах. Но об этом ниже. Итак, взятая нами группа лиц не может рассматриваться, по крайней мере со сколько-нибудь достаточной гарантией, в качестве субъекта всех существующих в обществе мнений по данному вопросу; соответственно и высказанное ею мнение не может быть признано в качестве общественного мнения, характерного для общества в целом. Однако отсюда еще не следует, что взятая группа вообще не является носителем общественного мнения, точно так же, как и то, что высказанное ею суждение вообще не является общественным мнением. Ведь, не будучи субъектом общественного мнения, взятого во всем разнообразии его составляющих, данная группа вполне может быть субъектом общественного мнения, взятого в его отдельных секторах,— например, она может представлять какие-то m — х точек зрения на обсуждаемый предмет — точек зрения, также существующих в обществе и являющихся также точками зрения общественности. К аналогичной постановке вопроса можно прийти и другим путем. До сих пор мы принимали во внимание фактор содержания высказываемых мнений. Однако на практике этот фактор может не иметь никакого значения (случай, когда m=1). Как быть тогда? Будет ли взятая нами группа лиц представлять собой общественность? С нашей точки зрения, снова — при прочих равных обстоятельствах— нет. И снова же — в первую очередь исходя из соображений количественных. Возьмем самый простейший случай, когда в обществе существует единодушная точка зрения на тот или иной вопрос. Казалось бы, в таком случае буквально каждый член общества, высказывающий вслух свое суждение, может быть признан носителем общественного мнения. И уж тем более — целая группа лиц, как в нашем примере. Однако подобное рассуждение представляет собой не более, как пустую абстракцию. Начать с того, что факт существования единодушия взглядов не дан исследователю в самом начале анализа, но только еще должен быть установлен им, в том числе на основании высказывания группы покупателей. Вместе с тем сталкивающийся с единодушным суждением этой группы исследователь в силу указанных выше соображений, касающихся объективных математических зависимостей (малочисленность группы, случайность ее состава и пр.), не может не высказать сомнения: а не является ли данное суждение по своему содержанию совершенно случайным с точки зрения отражения общей картины состояния массового сознания? Не принадлежит ли оно всего-навсего узкой горстке лиц, связанных между собой не общественными, а частными, например приятельскими, отношениями (скажем, регулярно собирающихся в данном магазине, чтобы «сообразить на троих») и не представляющих фактически ни одной сколько- нибудь широкой социальной или демографической группы, из которых складывается общество? Оснований для такого рода сомнений тем больше, что факт наличия в обществе общественного мнения с монистической структурой сам по себе отнюдь еще не означает, что один и тот же взгляд на вещи разделяется буквально всеми членами общества. Такого на практике не случается никогда. И не только в аспекте, так сказать, содержательном, то есть в том смысле, что в обществе всегда имеется (может оказаться) группа лиц, не согласных с мнением подавляющего большинства (как известно, величины, выражающие единодушное суждение населения страны во время голосования на выборах, могут быть близки к 100 процентам, но практически никогда не достигают этой цифры). Не меньшее значение имеет и аспект, так сказать, формальный — то обстоятельство, что в практике высказывания общественного мнения фактически не бывает случаев, когда бы число говорящих (п) точно соответствовало числу всех взрослых членов общества (N). Достигнуть этого не удается даже с помощью таких форм выражения общественного мнения, как референдум или всеобщие выборы, проводимые на подлинно демократической основе, и тем более, если речь идет о каких-то иных формах, например о стихийном выражении мнения масс через печать. Субъект единодушного общественного мнения всегда представляет собой только часть (большую или меньшую) членов общества; вне его нередко оказывается довольно значительное количество людей. При этом, повторяем, мы имеем в виду отнюдь не тех, кто не согласен с мнением подавляющего большинства (если эти «оппозиционно» настроенные члены общества выражают единую точку зрения и представляют собой какую-либо общественную группу, входящую в структуру социального организма, то, согласно нашему пониманию, высказываемое ими мнение является столь же общественным, что и мнение подавляющего большинства; следовательно, такое меньшинство вполне входит в состав субъекта общественного мнения — просто речь в данном случае будет идти об общественном мнении не с монистической, а с плюралистической структурой). Когда мы говорим, что n не =N, n<N, то это в равной мере справедливо как для единодушного общественного мнения, так и для общественного мнения, включающего в себя множество взглядов, и при этом в виду имеется совсем другое. А именно: что в обществе всегда находится немало людей, стоящих при обсуждении того или иного конкретного вопроса целиком вне общественного мнения. Это те, кто или занимает при обсуждении данного вопроса «свою собственную», сугубо индивидуальную позицию, не совпадающую с позицией ни одной из общественных групп, или вовсе не занимает никакой позиции— не имеет (в силу различных обстоятельств) своего взгляда на предмет, уклоняется от публичного высказывания своей точки зрения и т. д. и т. п. В общем виде это положение может быть выражено следующим образом: если принять, что k — усредненное число говорящих в группе, занимающей ту или иную определенную позицию, а О — число лиц, стоящих вне общественного мнения, то во всех случаях N> m ● k(n), или N = m • k + О (где N, напоминаем,— общее число членов данной «вселенной», а m — число высказанных точек зрения, позиций, групп). Ясно, что величина «О» не постоянна, она меняется в зависимости от предмета обсуждения и иных факторов, причем меняется не только количественно — в смысле числа лиц, образующих группу «О», но и «качественно» — в смысле состава этой группы: в нее каждый раз могут входить и входят безусловно разные индивиды. Но она никогда практически не равна нулю. И это обстоятельство с точки зрения решения предложенного нами примера является определяющим. Группа лиц, находящихся в магазине, не может быть признана субъектом общественного мнения, функционирующего во «вселенной» «Общество», даже если это мнение берется не во всей его структуре, а только в каких-то отдельных секторах. Подобное признание исключается потому, что в условиях постоянного существования в обществе группы «О» у нас нет и не может быть никаких гарантий, что взятые нами лица не входят именно в эту группу. Особенно учитывая заданные параметры: бесконечно малую (в сравнении с N) величину n и полнейшую случайность подбора лиц (состава группы).
Выше мы не раз уже говорили, что общественное мнение представляет собой определенное состояние массового сознания, что оно есть факт общественного сознания. Именно здесь прежде всего кроется объяснение того, почему группа лиц из нашего примера не может считаться общественностью. Механическая сумма нескольких взятых наугад индивидуальных сознаний (мнений) не может быть приравнена к общественному мнению и оценена в качестве такового. В подобной роли выступает лишь сознание (мнение), присущее той или иной органической совокупности лиц, разделяемое этой совокупностью как целым. Объем этой совокупности не имеет значения: это может быть и такая всеобъемлющая «вселенная», как «Общество в целом», и такая мелкая структурная «единица» социального организма, как колхозная артель или цеховая партийная организация. Точно так же не имеет значения и сложность ее структуры: общество в целом, представляющее собой многократно расчлененную систему, состоящую из множества структурных «единиц», может быть таким же носителем общественного мнения, как и простейший социальный организм— например, какая-либо «малая группа», дальнейшее «расщепление» которой переносит из мира изучения социальных систем в царство индивида, личности. Важнейшим критерием при определении субъекта общественного мнения является другое — чтобы данная совокупность лиц была действительно органической, то есть обладала признаками некоего целого, представляла собой некое относительно самостоятельное (в рамках более широкой системы) структурное образование. Собственно, отмеченные выше количественные зависимости были лишь своеобразным выражением этой качественной природы рассматриваемого явления. Больший или меньший объем говорящих содержит в себе большую или меньшую вероятность, что в группе «п» представлены ка- кие-то структурные «единицы», входящие в состав «вселенной», и что, следовательно, ее можно рассматривать в качестве носителя общественного мнения. Если (при сохранении случайности подбора говорящих) п — достаточно большая величина (например, если она равна 0,5 или 0,25, или 0,1, или 0,01, или даже, может быть, 0,000001 от числа N — в зависимости от абсолютной величины N), то количество тут, что называется, переходит в качество: в группе «n» заведомо окажутся представленными пусть не все, но хотя бы некоторые секторы, слагающие «вселенную», и поэтому мнение, высказываемое этой группой, с необходимостью должно быть оценено в качестве общественного (по крайней мере в его отдельных секторах). Именно этим положением обосновывается правомерность проведения при изучении общественного мнения так называемых стихийных выборочных опросов. Однако решающий приговор при определении того, совпадает ли группа «п» с общественностью или нет и если совпадает, то насколько, выносит все же качественный анализ, анализ состава группы и характера высказываемых ею суждений. Известно, что даже о выступлении одного человека (лидера) мы нередко говорим как об общественном мнении. Тем более законна такая экстраполяция в отношении группы высказывающихся лиц, пусть даже немногочисленной. Вместе с тем подобная «операция» бывает правомерной лишь тогда, когда мы твердо знаем, что речь тут идет не об индивидуальном мнении одного человека или нескольких лиц, а именно о мнении той или иной общественной группы, то есть действительно о состоянии массового сознания, хотя и представленного суждением нескольких человек. Этот примат фактора качества над фактором количества проявляется особенно наглядно при измерении общественного мнения с помощью метода так называемой систематической выборки: ансамбль опрашиваемых лиц (объем группы «n») бывает в таких случаях, как правило, совсем небольшим (в сравнении с величиной N), и тем не менее, несмотря на малую величину, он закономерно воспринимается в качестве носителя общественного мнения. Объясняется это тем, что состав исследуемого ансамбля заранее и соответствующим образом определяется социологом, причем определяется так, чтобы в нем были представлены все важнейшие секторы изучаемой «вселенной» и все основные типы характерного для нее массового сознания (подробнее мы рассмотрим эту проблему ниже). Вернемся снова в наш магазин, к покупателям. Мы отказали им в праве выступать в роли общественности. При этом таким отрицательным решением вопроса мы хотели сказать, в сущности, только одно: вероятность того, что данная группа представляет собой общественное мнение, функционирующее в обществе, крайне ничтожна, ничтожна настолько, что при грубом подходе к делу должна быть приравнена к нулю. Однако, если подойти к вопросу более строго, ответ в задаче должен быть иным. Вернее, задача эта без ряда дополнительных условий вовсе не имеет решения: неизвестно, является ли рассматриваемая группа носителем общественного мнения или нет. Ответ на вопрос может быть дан только после проведения специального качественного анализа, идентифицирующего состав группы в отношении тех или иных структур (групп), входящих во «вселенную» «Общество». Может возникнуть сомнение: а не приводит ли на практике такой подход к полному произволу исследователя? Покажется ему, что речь идет о состоянии массового сознания, он объявит данную группу носителем общественного мнения; напротив, не усмотрит он в высказывании нескольких лиц мнения определенных социальных кругов, и вся эта группа будет лишена права говорить от имени общественности. В действительности, однако, для такого сомнения нет оснований: произвола здесь не больше, чем в решении астронома, относящего вновь открытую звезду к звездам того или иного типа, или в работе палеонтолога, классифицирующего ископаемые организмы. Разумеется, социологический анализ содержит в себе немало сложностей (кстати, особенно большими они оказываются, повторяем, в случаях, когда стихийно сложившаяся группа «п» немногочисленна). Но все
они преодолеваются с помощью четкого объективного критерия, позволяющего провести границу между носителем общественного мнения — общественностью, с одной стороны, и простой арифметической суммой высказывающихся индивидов, с другой. Этот критерий, как мы уже сказали, совпадает с понятием социальный организм. Именно на его основе исследователь выносит решение: представляет данная совокупность говорящих ту или иную структурную группу, входящую в состав «вселенной», значит, она есть общественность, а высказываемое ею мнение — общественное; не представляет она такой группы — следовательно, и мнение, высказываемое ею, не может быть отождествлено с общественным. Так, с нашей точки зрения, решается проблема носителя, субъекта общественного мнения. В этой роли может выступать и на практике выступает любая социальная, экономическая, демографическая, культурная, территориальная и т. п. группа, характеризуемая как «вселенная в целом» или как входящая в состав «вселенной» структурная «единица». В обобщенном виде этот вывод можно представить так. Если имеется «вселенная» N включающая в свою структуру элементыМ1, М2, М3.., то субъектом общественного мнения, функционирующего в рамках этой «вселенной», будут как группа «N», взятая целиком (или в рамках выборочных обследований представляющая ее меньшая по объему группа «n»), так и группы«М1», «М2», «М3» (соответственно группы «m1», «m2», « m3»). Следовательно, применительно к обществу в целом общественным мнением является мнение, высказываемое всем населением страны, а также мнения, высказываемые отдельными социальными классами, социально-профессиональными группами, населением отдельных регионов, группами половыми, по уровню доходов, по образованию и т. д. и т. п.; применительно к коллективу завода — мнение, высказываемое общим собранием всех рабочих и служащих, а также мнения, высказываемые отдельно рабочими или инженерно-техническими работниками, членами партийной организации и беспартийной массой, рабочими отдельных цехов и т. д. и т. п. При этом если выше мы отмечали, что при определении субъекта общественного мнения не играет роли объем и сложность состава высказывающейся совокупности, то из сказанного становится ясным, что еще меньшее значение тут имеет конкретная позиция, занимаемая группой, то есть содержание высказываемого ею мнения. В роли субъекта мнения с равным основанием выступают как «большинство» «вселенной», так и ее «меньшинство», как высказывающиеся «за», так и голосующие «против».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|