Задачи интегрирующего и дифференцирующего анализа
Данное определение субъекта общественного мнения, признание широкой распространенности плюрализма мнений сопряжены с решением двоякого рода исследовательских задач. Первые из них связаны с проблемой репрезентации — установления соответствия между структурой (составом) высказывающегося ансамбля и структурой (составом) представляемой им «вселенной». Подробно об этой стороне дела мы будем говорить ниже, в главе 7. Зато задачи второго рода, связанные с содержательным анализом высказанного мнения, уместнее рассмотреть здесь. Смысл их, в двух словах, заключается в следующем. Раз субъект общественного мнения отличается более или менее сложной структурой, раз в роли носителя мнения могут выступать и выступают различные группы (секторы) «вселенной», причем эти группы могут придерживаться различных взглядов на предмет, значит, исследователь не может ограничиваться при рассмотрении общественного мнения одними лишь общими характеристиками, относящимися к высказывающемуся ансамблю в целом. Последний должен быть подвергнут расчленению на секторы (группировки, типы и т. д.) и анализироваться не только в целом, но и по частям.
того, что 73,2 процента опрошенных отметили повышение своего жизненного уровня, 19,8 процента — неизменность этого уровня и лишь 7 процентов— его понижение. Не меньшее значение для понимания общего положения дел имело и установление в VIII опросе того факта, что большинство опрошенных (52 процента, от общего числа) в качестве помехи № 1 для лучшего проведения досуга назвали недостаток свободного времени.
Вместе с тем научный анализ не может довольствоваться только суммарным подходом к высказанному мнению, одними только средними величинами. Ведь природа этих величин такова, что они никогда не раскрывают всей правды до конца. Имея с ними дело, никогда нельзя знать наверное, характеризуются ли различные группировки внутри «вселенной» однородным положением или между ними существуют диспропорции. Именно поэтому при анализе мнений опрошенный ансамбль должен рассматриваться не только как некий совокупный субъект, но и как совокупность неких (более дробных) субъектов. Такой дифференцированный подход составляет основу глубокого и точного измерения любого общественного мнения, с любой структурой — как с монистической, так и с плюралистической. Только дифференцированное рассмотрение каждой из групп, входящих в состав «вселенной», дает возможность, в частности, установить подлинное единодушие мнений, существующее в обществе. В таких случаях общая арифметическая средняя оказывается средней и для всех составляющих «вселенную». Пример подобного анализа, целью которого является определение качественных границ единства мнения, или интегрирование (он может быть назван поэтому интегрирующим), можно взять из нашего III опроса. Общее мнение советской молодежи о своем поколении было весьма единодушным: 83 человека из каждых ста заявили, что поколением своим довольны. Эту среднюю цифру невозможно было переоценить. Вместе с тем значение ее еще более возросло, когда обнаружилось, что в целом относительно единодушными в оценке были и различные группы молодых людей, образующих «вселенную» «Советская молодежь». В социально-профессиональном отношении, например, средняя величина «раскладывалась» следующим образом:
Как видим, амплитуда колебаний здесь в целом не очень велика. Мнение трех групп — рабочих, служащих и студентов, составляющих большую часть опрошенных (как и молодежи вообще), практически можно считать равным среднему. Вместе с тем в данном случае невозможно было пренебречь и отклонениями от средней цифры в ту или иную сторону. Тем более что они оказались характерными и для отрицательной оценки поколения. Средняя цифра (11,1 процента) выглядела по тем же группам следующим образом:
Очевидно, анализ не мог пройти мимо этих отклонений. И здесь мы подходим к другой мотивации необходимости перехода от рассмотрения всего ансамбля в целом к рассмотрению отдельных секторов (групп) опрошенных — такой переход необходим для установления качественных границ расхождения во мнениях людей, то есть границ плюрализма высказываемых мнений.
пожимающих плечами по поводу образа жизни своих сверстников. Что же касается инженеров и лиц свободных профессий, то они демонстрировали более требовательное, более придирчивое отношение к плюсам и минусам своего поколения. Последнее обстоятельство подтверждалось и другой выявленной в опросе зависимостью: чем выше было у людей образование, тем основательнее, критичнее относились они к себе и к окружающим (в группе лиц с неполным средним образованием процент тех, кому поколение нравилось, равнялся 87,2, в то время как в группе с высшим образованием — 73; напротив, процент отрицательных ответов увеличивался в этих группах соответственно с 8,2 до 18,4).
Дифференцирующий анализ позволил выявить также специфическую позицию в данном вопросе колхозников, военнослужащих и школьников, которым поколение нравилось больше, чем остальным. В частности, позиция школьников объяснялась преимущественно возрастом — ранняя юность более восторженно относится к жизни, менее задумывается над ее проблемами и противоречиями. К этому выводу приводил анализ мнения различных возрастных групп. Зависимость тут была следующей:
Позиция колхозников и военнослужащих была связана прежде всего со спецификой жизни этих групп. В условиях войсковой части, армейского режима случаи отрицательного поведения встречаются реже, чем где бы то ни было, и к тому же они не имеют столь вызывающего характера. В значительно меньшей степени, чем город, особенно большой, сталкивается с отрицательными явлениями в поведении молодежи и деревня (хотя бы в силу ограниченности состава населения). Справедливость последнего заключения подтверждалась анализом высказываний различных групп молодежи по месту жительства:
Крайне важен дифференцирующий анализ и с точки зрения более точного определения субъекта высказывания. Скажем, опрос зафиксировал, что какая-то часть населения отрицательно относится к тому или иному шагу государства. Для того чтобы сделать правильные выводы из этого факта, нужно не только принять во внимание содержание аргументации и мотивы отрицательной позиции, но и определить, кто именно эти люди. При этом абсолютные величины не будут иметь большого значения, если все «критики» относятся к одной социальной группе. Данный факт будет свидетельствовать, что названную позицию занимает лишь одна определенная группа, но не все население.
Или возьмем пример с отношением людей к проблеме сокращения рабочего дня (II опрос). Уточнение высказанного мнения по группам обнаружило, что эта проблема волнует в первую очередь женщин. Последние не только приветствовали, как и мужчины, проведенные в этом направлении мероприятия, но и настаивали на их дальнейшем форсировании с первоочередным расчетом на сокращение рабочего дня для женщин. Важно подчеркнуть, что это уточнение обратило на себя внимание председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы. Комментируя результаты опроса, он отвечал Институту общественного мнения: «Отдельно хотелось бы остановиться на предложениях по сокращению рабочего времени. Некоторые из опрошенных, особенно женщины, ставят вопрос о переводе на сокращенный рабочий день только женщин или в первую очередь женщин. В известной степени такая постановка оправдана... Заслуживает внимания предложение... о предоставлении возможности женщинам работать половину рабочего дня и получать половину ставки, что позволит привлечь к общественному труду дополнительно известную часть женщин, имеющих детей» [142]. В заключение отметим, что наиболее полно возможности интегрирующего и дифференцирующего анализа были использованы нами при рассмотрении результатов VIII опроса. Дробное расчленение общего ансамбля позволило с надежной точностью констатировать границы как единодушия, так и расхождения во мнениях различных социально-демографических групп, а также общие и специфические особенности их реального положения в обществе [143].
решалась только однажды — при исследовании облика молодого поколения, когда на основании 17 446 анкет в свете представлений молодежи о целях жизни была сделана попытка очертить несколько характерных типов молодых людей начала 60-х годов [144]. Однако этот первый опыт типологии явно нельзя признать удовлетворительным, хотя в нем и содержались некоторые положительные моменты. Так, ценным, в частности, было, как кажется, выделение первого типа. Особенно если учесть острые и во многом бесплодные споры о «герое нашего времени», шедшие тогда и еще не завершившиеся до сего дня в советской литературе. В то время как одни литераторы в силу чрезмерного радикализма по отношению к недавнему прошлому выдавали звездный билет эдакому резонеру из молодежи, пренебрежительно судящему о проблемах бытия, а другие, напротив, продолжали защищать положительного героя «ортодоксальных» романов — тоже резонера, но уже распространяющегося преимущественно о «добре»,— в это самое время опрос выявил фигуру истинного героя, сложного, умного, находящегося в самой гуще наиболее острых противоречий жизни и потому столько же счастливого, сколько и несчастного, героя без какого-либо пьедестала, хотя бы уже потому, что жизнь его весьма трудна и, с точки зрения любого филистера, совсем незавидна.
Положительным моментом в типологии было и то, что очерченные типы давались в динамике, в перспективе, причем была сделана попытка обнаружить их генетические связи, их переходы одного в другой, условия этих переходов и т. д. Но на этом, собственно, все плюсы первого опыта и кончались. Неудач было значительно больше. Прежде всего разработанная типология отличалась неполнотой: основные типы современного советского молодого человека далеко не исчерпывались нарисованными пятью портретами. Кроме того, признаки и границы некоторых типов получились расплывчатыми, фактически объединяли несколько различных характеров и складов мышления и жизни. Еще одним серьезным минусом типологии было то, что в ней отсутствовала даже попытка хоть как-то измерить количественную сторону дела, то есть определить объем и границы распространения выделенных типов. Наконец, не лучшим было и выбранное основание построения типологии: отношение человека к будущему, характер намечаемой им цели. Оно не включало в себя множество других важных сторон в жизни человека, в не меньшей степени, чем отношение к будущему, определяющих его облик. К тому же содержание его было довольно нечетким, что привело в ряде случаев к нарушению принципа единства основания деления.
• Глава 5 •
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|