Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I . Психологические основы развития творческих способностей дошкольников




Содержание

 

Введение

Глава I. Психологические основы развития творческих способностей дошкольников

    Виды способностей

    Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника

    Виды нетрадиционных методов изображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Глава II. Эксперимент по внедрению методики обучения детей дошкольного возраста нетрадиционным изобразительным способам

Исследование условий развития творчества детей в ДОУ (констатирующий этап эксперимента)

Методика обучения детей нетрадиционным способам изображения (формирующий этап эксперимента)

Диагностика результатов обучения детей нетрадиционным способам изображения (контрольный этап эксперимента)

Заключение

Список литературы

Приложения

 


 

Введение

 

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения [3, 14].

Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г.Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

Однако, практический аспект развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного изобразительного творчества, остается недостаточно раскрытым.

Актуальность. Анализ психолого-педагогических исследований развития ребёнка дошкольного возраста даёт основание рассматривать эстетические условия творческих способностей в изобразительной деятельности. В современной педагогической литературе обучения изобразительной деятельности накоплена информация, заслуживающая особое внимания по развитию творчества у дошкольников, труды: Л.С.Выготского, Л.А. Венгера, Б.М.Теплова. В частности, приводимые научные рекомендации по обучению дошкольников нетрадиционным способам изображения. Сопоставив научные достижения с практикой работы по проблеме исследования с целью обучения детей дошкольного возраста приёмам нетрадиционного изображения, мы пришли к выводу: о достаточно высоком интересе специалистов к так называемым нетрадиционным способам и методам изображения. Данное направление нашло место в содержании образовательных программ обучения воспитания ребёнка в ДОУ. Наши наблюдения показали, что этой проблеме на современном этапе выделяется достаточно внимания в детских садах, но воспитатели сталкиваются с проблемой в поиске конкретных рекомендаций по условиям обучения ребёнка нетрадиционным способам изображения. Данная проблема обусловлена выбором темы нашего исследования: "Условия обучения детей дошкольного возраста нетрадиционным способам изображения".

Исходя из этого, нами были определены:

Цель исследования: выявить эффективные условия обучения детей дошкольного возраста нетрадиционными способами изображения.

Объект исследования: образовательный процесс обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Предмет исследования: методика обучения детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным способам изобразительной деятельности.

Задачи исследования:

.   Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать методику диагностики уровня развития творчества у детей 5-6 лет.

.   Разработать методические рекомендации по созданию условий развития творчества у дошкольников, в процессе овладения нетрадиционными способами изобразительной деятельности.

.   Внедрить нетрадиционные технологии развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение научных положений в области развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

.   Анализ программ по дошкольному воспитанию.

.   Психолого-педагогическая диагностика.

.   Эксперимент.

.   Математические методы обработки результатов исследования.

Методологические основы: в качестве методологической основы исследования выступало положение психологов о значении изобразительной мотивированной деятельности дошкольника в развитие его психических функций: речь, творческое воображение, интерес к активной деятельности и экспериментированию: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер; положения педагогов о свободном изобразительном экспериментировании ребёнка, как условии развития познавательной деятельности, эстетического вкуса, изобразительного творчества: Б.М. Теплов, Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и др.

Теоретическая значимость: заключается в осуществлении анализа особенностей развития творчества средствами нетрадиционных техник изображения детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Практическая значимость: заключается в разработке системы занятий, направленных на выявление уровня развития художественно-творческих способностей, а также упражнений и дидактических игр способствующих развитию творчества детей старшего дошкольного.

Гипотеза исследования: исходя из результатов теоретического анализа и наблюдений в ДОУ, мы предположили, что успешное обучение детей нетрадиционным способам и техникам изображения возможно при условии:

.   Систематической работы с дошкольниками по ознакомлению и овладению ими нетрадиционными способами и техниками изобразительной деятельности.

.   Совместной работы ДОУ и семьи.

.   Преемственность в обучении традиционным и нетрадиционным техникам.

.   Опора на принцип педагогического и дифференцированного подхода к обучению и развитию.

.   Создание условий реализации творческих желаний и потребностей ребёнка и воспитателя (руководителя изостудии).

База исследования: МДОУ детский сад х. Парамонов Морозовского района.

 


Глава I. Психологические основы развития творческих способностей дошкольников

 

Виды способностей

 

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая рост их духовного развития, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

Исследования феномена способностей в отечественной психологии осуществлялись преимущественно на фундаменте деятельностной теории.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определённый уровень успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности.

Как отмечает А.В.Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность определённого освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс отечественный учёный Борис Михайлович Теплов. Он был убеждён, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития, а та способность, которая не используется человеком в практической деятельности, со временем утрачивается. Важным открытием Б.М.Теплова стали его доказательства того, что дефицит одних способностей может быть восполнен за счёт развития других [15, 333].

От способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется. Б.М.Теплов выделил следующие три основных признака понятия "способность".

"Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, и воли, отношений и двигательных реакций.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека" [13, 281].

Существует множество определений способностей. По мнению Л.Г.Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и её осуществления. По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются. Способности имеют свои содержание и структуру, определить которые крайне важно, считал Л.А. Венгер. В противном случае неизвестно, что надо формировать.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врождёнными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности [5, 218].

Любые задатки, прежде чем превратится в способность, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращаются до конца жизни [15, 548].

Поэтому для развития способностей необходимо включать ребёнка с ранних лет в доступную его возрасту творческую деятельность.

Одна из задач системы воспитания - всестороннее развитие способностей у всех детей.

Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребёнок должен испытывать чувство радости удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею.

Во-вторых, деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой.

В-третьих, важно организовать деятельность ребёнка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности [13, 216].

На основании вышесказанного можно вывести определение. Способность - это совокупность врождённых анатомо-физиологических и приобретённых регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга [16, 539].

Совокупность способностей, которая обусловливает успешную деятельность человека в широких областях деятельности, называется одаренностью. Одаренность - это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость - это "качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности". Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха [21, 136].

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одарённость ребёнка - это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта [6, 203].

Высокая способность к конкретному виду деятельности, в которой человек достигает больших творческих результатов, называется талантом. Отдельная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом [19, 441].

Уникальные способности, позволяющие достигать выдающихся результатов, которые являются достижениями эпохи, называются гениальностью.

Что же такое "творческие способности", или "креативность" (от латинского "creatio" - созидание)? Известный философ, психолог, социолог Э. Фромм определяет креативность как способность к познанию и удивлению, целенаправленную любознательность, осознание собственного опыта, способность выхода из нестандартных ситуаций. Е.П. Торранс указывает, что креативность есть способность к выраженному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, восприимчивость к дисгармонии.

Большинство представителей отечественной психолого-педагогической науки пытались определить критерии творчества (креативности) на основе изучения проявления творческих способностей человека в разных видах деятельности - изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и т.д. Многие авторы согласны с выделением таких значимых для креативности критериев, как оригинальность, быстрота, вариативность, гибкость и др. (Т.Г. Комарова, Р.Г. Казакова, Н.А. Ветлугина). У Е.П. Торренса их четыре: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, у В. Лоуэнфельда - восемь: умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей, у А.Н. Лука их выделено более десяти [17, 23].

Обобщая данные исследований детской креативности, возможно определить универсальные критерии творчества:

·   оригинальность - избегание стереотипности в игровых сюжетах, замыслах, действиях;

·   скорость (темп, быстрота) - высокий уровень адаптации к сложным ситуациям, быстрое реагирование меняющиеся условия;

·   гибкость - умение применять известные объекты предметного мира по-новому, действовать с известным объектом новыми способами;

·   вариативность - поиск, выбор и применение разнообразных способов решения конкретной проблемной ситуации.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерений творческих способностей - Торренс - говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребёнка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте [3, 287].

Вывод: таким образом, осуществлённый анализ психолого-педагогических взглядов на проблему развития творческих способностей позволяет определить креативность как способность к творческой деятельности. С позиции личностного подхода в широком смысле процесс творчества понимается как динамическое, изменяющееся, развивающееся явление. По результатам психолого-педагогических исследований форма креативности ребёнка дошкольного возраста связана с интеллектуально-личностным развитием, с уровнем развития форм воображения, свойственным для данного возрастного периода. Согласно высказываниям Л.С. Выготского, можно утверждать, что основным элементом креативности ребёнка-дошкольника является его способность к созданию новых образов воображения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...