Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика результатов обучения детей нетрадиционным способам изображения (контрольный этап эксперимента)




 

На заключительном контрольном этапе, нами была проведена контрольная диагностика, автора О.М. Дьяченко "Дорисовывание фигур".

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы, сложность творческого процесса.

Выполнение этой диагностики оценивалось по критериям:

продуктивность;

разработанность образа;

оригинальность;

качество

Диагностика проводилась с детьми контрольной и экспериментальной подгруппами.

Результаты диагностики показали, что в экспериментальной подгруппе на начало эксперимента высокий балл у 2 ребят, что составило 33% высокого уровня; 2 детей имеют средний балл, что составило 34%; и 2 детей имеют низкий балл - 33%. На конец эксперимента высокий балл у 4 детей, что составило 67%; средний балл имеют 2 ребёнка - 33%; а низких результатов нет. Данные диагностики отражены нами в таблице

 

Имя ребенкаПродуктивностьРазработанность образаОригинальностьКачествоВсего          
Кристина  6  3  3 3  15
Оля  6  3  3  3  15
Максим  6  3  3  3 15
Настя  5 1  2  2  10
Тигран  6  3  3  3  15
Слава 5  2 2 1  10

 

Результаты контрольной подгруппы на начало эксперимента были таковы: высокий балл 2 ребёнок - 25%; средний балл у 3 детей,что составило - 38% среднего уровня, низкий балл имеют 3 детей -33%. На конец эксперимента высокий балл у 2 ребят - 25%, средний балл 4 ребят - 50%; и низкий балл у 2 детей - 25%. Результаты можно проследить в таблице

 

Имя ребенкаПродуктивностьРазработанность образаОригинальностьКачествоВсего          
Саша  6 3 3 3  15
Валерия  6 3 3 3  15
Арина 5  2  1 2 10
Ваня 4 2 2 2 10
Дима 5  1  2 2  10
Ариана 5 1 1  1 8
Вероника 6  2  1  1 10
Ваня  4  1  1  2 8

 

Анализ диаграмм (Приложение 16) проводимой диагностики показал, что у детей экспериментальной подгруппы уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы и умение реализовать творческий процесс на конец эксперимента гораздо выше, чем у детей контрольной группы, у которых результаты остались практически такие же, как и на начало эксперимента.

Следовательно, все задачи, поставленные нами в начале исследовательской работы реализованы, методы эффективны, цель достигнута, гипотеза подтверждена.


Заключение

 

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности [7, 85].

Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения изображения обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, разнообразные изобразительные материалы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий - создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Все вышесказанное подтвердилось в исследовательской работе. Исследовательская работа была проведена в три этапа, на протяжении которых осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, путем проведения занимательных занятий с использованием нетрадиционных техник изображения.

Для достижения цели применялись следующие методы: анализ и обобщение научных положений в области развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста; анализ программ по дошкольному воспитанию; психолого-педагогическая диагностика; эксперимент; математические методы обработки результатов исследования. Был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений; организована кружковая форма работы; консультации для родителей.

Проведенное экспериментальное исследование, оптимизировало педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.

Данные методы нашего педагогического эксперимента практически значимы и могут использоваться в работе с детьми дошкольного возраста воспитателями детских садов, руководителями изостудии, педагогами дополнительного образования, студентами педагогического колледжа.


Литература

1. Бабаева Т.И., Логинова В.И., Ноткина Н.А., Программа "Детство"

.   Барташникова И.А., Бартышников А.А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет - Харьков: Фолио, 1997.

.   Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд. Центр "Академия", 2002.

.   Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания. - М., 1962.

.   Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: - М.: Просвещение, 1991.

.   Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. - 2-е изд., испр. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008.

.   Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999.

.   Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320с.

.   Журнал "Дошкольное воспитание", 1992, № 2, статья Торшилова Е. "Эстетическая одарённость: что это?".

.   Журнал "Дошкольное воспитание", 2005, № 2, статья Комарова Т.

" Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?"

.   Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий - М.: ТЦ Сфера, 2004.

.   Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001.

.   Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Изд. 2-е. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004.

.   Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет - М.: "Издательство Гном и Д", 2001.

.   Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: - М.:

Просвещение, 1991.

.   Комарова Т.С. Как научить ребёнка рисовать. - М., 1998.

.   Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М., 2006.

.   Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.,2005.

.   Крутецкий В.А. Психология - М.: Просвещение, 1986.

.   Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду - М.: Просвещение, 1985.

.   Лукацкий М.А., Остренькова М.Е. Психология - М.: Эксмо, 2007.

.   Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. - М.: Издательский дои "Карапуз", 2009.

.   Маклаков А.Г. Общая психология - СПб.: Питер, 2002.

.   Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987.

.   Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.

.   Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

.   Немов Р.С. "Психология" - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - кн.1: Общие основы психологии.

.   Педагогический энциклопедический словарь. - М.,2002.

.   Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология - М.: Изд. центр "Академия", 2000.

.   Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. - М.: Академия, 2005.

.   Рогов Е.И. Общая психология - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

.   Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства - М.: Педагогическое общество России, 1999.

.   Скворцова В.О. Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

.   Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. - Ростов-на-Дону, 1991.

.   Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982.

.   Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2001.

37. Интернет сайт <http://www.studentu.ru>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...