Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды нетрадиционных методов изображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста




 

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, актуальных, авторских программно - методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждениях [6, 3].

Тризовцы справедливо утверждают: "Изображать можно различным материалом, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание малыша".

Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, голь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте во время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время [23, 34].

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошками, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти, же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксография, монотипии и т.п.

Метод пальцевой живописи - один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, кулачком, ступней ноги.

Материалы: широкое блюдечко с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается (Приложение 2).

Кляксография - заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и цветные). Затем уже 3 - летний ребёнок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.

Материалы: бумага (1/2 листа), гуашь, толстая кисть или пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок сгибает лист пополам, на одной ставит несколько жирных клякс, мазков или завитков. Затем лист снова сгибается пополам и плотно прижимается ладонью. "На что похожа эта клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. Также можно использовать такие техники как кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой (Приложение 2).

Точечный рисунок - детям нравится всё нетрадиционное. Рисование точками относительно к необычным, в данном случае, приёмам.

Материалы: бумага (1/2 листа), фломастер, карандаш, краски, ватные палочки.

Способ получения изображения: Для каждого цвета необходима отдельная палочка, которая окунается в густую краску. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы. А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек

(Приложение 2).

Рисуем пеной - дошкольники любят разнообразие.

Материалы: краски, шампунь, вода, стакан, трубочка для коктейлей, лист бумаги.

Способ получения изображения: Смешать в стакане шампунь, краску, воду и трубочкой набулькать в стакане много цветных пузырей. А потом прикладывайте бумагу к разноцветной пене, и там отпечатываются цветы, салюты, мороженое и многое другое, ребёнок проявляет фантазию (Приложение 2.1.)

Странные узоры - взять ватман и маленький апельсин или мячик, вылить немного краски разного цвета на лист и катать по листу в разных направлениях (Приложение 2.1.)

Метод монотипии - к сожалению редко используется. И напрасно. Потому, что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников.

Материалы: целлофан, плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: на гладком целлофане ребёнок рисует с помощью кисточки, или ватной палочки, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остаётся на целлофане, иногда на бумаге (Приложение 2.2.)

Солёные рисунки и зубная краска - а что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффективно, если их выполнять на голубой, синей, розовой бумаге. Можно создавать зимние пейзажи, ещё одним способом, рисуя зубной пастой. Наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками (Приложение 2.3.) способность изобразительный дошкольный живопись

Рисунок с рельефом - в краску добавляется мука, наносится на лист. Картонная полоска нарезается зубцами и прочерчиваем узоры вдоль и поперёк. Из высохшего листа вырезаем форму, например вазу. Нарисуем на белом листе цветы, а потом приклеиваем. Прочерчивать можно и палочкой, зубочисткой, вилкой (Приложение 2.3.)

Техника разбрызгивания - опустите зубную щётку в один цвет краски. Держите щётку над бумагой. Пальцем распыляйте краску - разбрызгивайте по листу. Можно использовать несколько цветов.

Таким же способом можно делать рисунок с помощью трафарета. На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В баночке из - под йогурта жидко разведите краску. В краску опустите зубную щётку и проведите линейкой по щетине щётки в направлении к себе, разбрызгивая краску вокруг силуэта. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Затем снимите трафарет и дорисуйте детали ни "незапятнанной" части рисунка (Приложение 2.3.)

Метод ниткографии - вначале делается из картона экран размером 25x25см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовит симпатичный мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягиваются ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикрепить их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса (Приложение 2.4.)

По мятой бумаге - эта техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто.

Материалы: мятая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: Перед рисованием аккуратно мнём бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать (Приложение 2.4.)

Яичная мозаика - после того как на Вашем кухонном столе остаётся яичная скорлупа, не выбрасывайте её. Отделите от плёночки, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупу раскладывают для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Рисунок обозначьте карандашным контуром и предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте её, определённым цветом скорлупы

(Приложение 2.5.)

Зеркальная копия - этот способ основан на том, что силуэт, нарисованный красками, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка, смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт какого-либо предмета или часть симметричного изображения, например, половина ёлочки, половина цветка, половина домика. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув его, вы увидите целое изображение или два предмета (Приложение 2.5.)

Отпечатки листьями

Материалы: лист плотной бумаги, листья различных деревьев, акварель, гуашь, салфетки.

Способ получения изображения: тонируем лист бумаги акварелью, затем красим листочек с обратной стороны гуашью (так лучше отпечатывается рисунок прожилок). Переворачиваем листочек окрашенной стороной на лист бумаги. Накрываем салфеткой, прижимаем, оставляя на минут пять. В это время красим следующий листочек. Отпечатки листьев можно разместить в произвольном порядке или "собрать в букет" (Приложение 2.6.)

Метод волшебного рисунка или "невидимка" - реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (ёлочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на всё изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой

рисунок как бы проявляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету (Приложение 2.6.)

Рисование с секретом в три пары рук - берётся прямоугольный лист бумаги, три карандаша. Распределяются взрослые и ребёнок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения. Второй, не видя ничего, продолжает рисовать дальше. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорции, цветовых гамм.

Коллаж - само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приёмами изображения, но и не забывает и них, а к месту использует, выполняя заданную цель.

Аппликация на пластилине - аппликацию можно делать на картоне, замазанном толстым слоем пластилина. Кусок картона надо брать поменьше, 5x10 см. Можно скатать колбаски из пластилина разного цвета, и сделать из них бортики или узор. А потом на слой пластилина можно вдавливать самые разные крупы: горох, фасоль, рис, вермишель, палочки, шишки, фольгу, еловые иголки, и многое другое. Можно не замазанный пластилином лист сыпать через воронку песок, гречку, подкрашенную манку. Можно сделать конфеты из пластилина и обернуть их фольгой или красивыми бумажками. А также обмазать пластилином грецкий орех, а потом обкатать его в тарелке с сухим рисом или гречкой (Приложение 2.7.)

Песчаные шедевры - понадобится сухой песок, клей, плотная бумага или картон. Сначала рисуем карандашом или фломастером рисунок. Теперь начинаем самое интересное. Те места в рисунке, которые вы хотите отделать песком, промазываете клеем. Пока клей не высох, чайной ложкой сыпьте песок на эти места. Песок нужно насыпать так, чтобы под ним не просвечивала. Оставьте рисунок на время высыхания клея. Потом стряхните лишний песок - шедевр готов! (Приложение 2.7.)

Аппликация из салфеток - предлагаете ребёнку нарисовать карандашом или фломастером на листе бумаги контур картины. Дайте ребёнку порвать мелко салфетки или любую другую тонкую бумагу. Скатайте шарики. Детали картины можно оформить разными цветами. Намажьте изображение клеем и заполните его скомканными шариками. Получается объёмно и красиво (Приложение 2. 8.)

Тканевые изображения - в мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают, а затем подрисовывают стол или вазу. Получается ёмкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумка (Приложение 2.8.)

Торцевание

Материалы: квадраты из цветной бумаги размером (2x2см), журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в серединку квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа (Приложение 2.9.).

Изонить - вид работы, который привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Эта техника не требует дорогостоящих материалов - только цветные катушечные нитки или мулине, цветной картон, иголка, ножницы, скотч.

Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с младшего. Достоинство изонити ещё в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться (Приложение № 2.10.)

Вывод: Изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного, сенсорного, нравственного, эстетического воспитания, а также для развития мелкой моторики, речи и подготовки детей к школе. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети знакомятся с материалами: бумага, краска, глина, мел и др., с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Детские художественные способности станут развиваться интенсивнее, если педагог будет создавать разнообразные условия, в которых протекает изо-бразительная деятельность. Будут подобраны нетрадиционные способы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...