Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника




 

Значение изобразительной деятельности для психического развития ребёнка было давно понято психологами. Эта деятельность детей изучалась с точки зрения её возрастной эволюции, её психологического анализа. Изобразительная деятельность ребёнка, наряду с собственно игровой широко используется в психотерапевтических целях. Всё это заставляет более пристально присмотреться к этому виду деятельности ребёнка.

Почему ребёнок вообще начинает рисовать? Что побуждает малыша провести какие-то линии, закорючки на листе бумаги или мокром песке? Можно ответить вопросом: "А что побуждает ребёнка говорить?"

Трудность ответа состоит в том, что развитие изобразительной деятельности ребёнка процесс более сложный и запутанный, чем развитие речевой деятельности.

Л.С. Выготский, изучая предысторию становления письменной речи, приходит к выводу, что история развития письма начинается с возникновения первых зрительных знаков у ребёнка и опирается на ту же естественную историю рождения знаков, из которых родилась речь. "Рисование ребёнка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, возникающая на основе словесной речи, графический рассказ о чём-либо" - подчёркивает Л.С. Выготский.

Обратимся к краткой характеристике развития изобразительной деятельности.

В известном исследовании Генриха Кергенштейнера "Развитие изобразительных способностей", вышедшем в 1905 году, автор выделял 4 стадии развития детского рисунка:

I стадия "каракулей", которая начинается с 1,5 - 2-х лет;

II стадия "чистой схемы" с 3 лет. Психологическое значение этих стадий в том, что у ребёнка развивается зрительно-моторная координация, способность к образному отображению окружающего мира;

III стадия "контуров", начало которой относят к 4-5 годам, рисунки детей отличаются примитивной выразительностью;

IV стадия "пластического изображения", начало с 6-7 лет, ребёнок изображает объекты с теми качествами, которые он реально видит.

Кроме того следует отметить влияние на развитие восприятия, его точности, внимания, воображения, а значит, и творческих способностей ребёнка, в том числе и технических, гибкое и пластическое образное мышление.

На ряду с этим изобразительная деятельности оказывает влияние на личностное развитие ребёнка, и, прежде всего, его эмоциональной сферы, поскольку выступает как способ выражения своих возможностей, моделирования отношений с окружающими и выражения собственных эмоций.

Рисование, как творческий акт, позволяет ребёнку действовать свободно, выражать свои чувства и переживания [3, 62].

Наконец, первый этап в развитии творческих художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, кусок глины, кубики, мелки и т.д. В педагогической литературе этот период носит название "доизобразительный" так как здесь ещё нет изображения предмета и даже нет замысла и желание что-то изображать. Этот период играет существенную роль в дальнейшем развитии творческих способностей. Ребёнок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 года, то, конечно, у старших ребят быстрее возникает замысел, так как опыта у них в познании окружающего мира больше.

Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными формами. Воспитатель должен вести ребёнка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретённого опыта в рисунке, лепке… Это способствует и свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путём ассоциации учатся находить сходства в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто - нибудь из детей замечает, что его штрихи или бесформенный кусочек глины напоминают знакомый предмет.

Обычно ассоциации у ребёнка неустойчивы: в одном и том рисунке он может увидеть разные предметы.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно.

Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребёнок сознательно рисует ещё раз, желая вновь изобразить его. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциативная форма, так как ассоциация получилась случайно, ребёнок не запомнил, в результате каких движений руки она возникла, и производит опять любые движения, думая, что изображает тот же предмет. Тем не менее, рисунок всё же говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла.

Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который задавая вопросы, помогает воспитываемому ребёнку осознать изображение, например: что ты нарисовал..?

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии творческих способностей. Деятельность приобретает творческий характер.

Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности.

Творчество художника - это определённая деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющая общественное значение. Деятельность художника связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь.

Это отражение является не простым фотографированием явлений: художник перерабатывает воспринятое в своём сознании, отбирает наиболее существенное, характерное, типичное и обобщает, создавая художественный образ.

Необходимым условием творческой деятельности художника является наличие способностей и овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.

Творческий процесс у каждого своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. Можно наметить лишь основные этапы в этом процессе.

.   Первым этапом творчества является возникновение идеи, замысла

.   Вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности.

.   Вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности.

.   Третий этап - реализация замысла.

.   Заканчивается творческий процесс - появлением художественного образа. Художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по своему существу носит преобразующий характер. Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в разные формы.

Учить ребёнка видеть мир - одна из задач воспитателя.

А это значит развивать в детях наблюдательность, умение создавать увиденное, т.е. развивать в детях способности мыслить, творить, анализировать.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка всё больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Всё большую роль в деятельности начинает приобретать творческое воображении.

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечался ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребёнка. Это - проявление активности, самостоятельности и инициативы в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

Изучению своеобразия детского изобразительного творчества и творческих способностей в советской педагогике посвящён ряд педагогических и психологических исследований.

Определение детского творчества одной из первых дала Е.А. Флёрина: "Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому" [12,62].

Дальнейшие исследования детского творчества ещё более уточнили это определение, Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребёнка как способность к изображению, т.е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, выражающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передавать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов будет способствовать их творческому развитию.

Н.П. Сакулина также указывает на непреднамеренность появления некоторых выразительных черт в рисунках дошкольника. Отмечая в случайно найденной форме участие фантазии, она считает этот период первым этапом в развитии творчества.

Ещё более определённо это положение утверждает Т.С. Комарова. Выразительность в рисунке 2-6 летних детей она видит в разнообразии форм, их линейных контуров, цветовых сочетаниях красочных пятен.

Исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, П.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и др. отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, доступны в определённой степени ребёнку дошкольного возраста.

Цвет в изобразительном искусстве является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения.

Это положение об использовании цвета как выразителя эмоционального отношения ребёнка к изображаемому, выдвинутое ещё Е.А. Флёриной. Подтверждается исследованиями Л.В. Компанейцевой, В.А. Езыкеевой, В.С. Мухиной и другими.

Передача динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств, используемых ребёнком.

Если в младшем возрасте движения не изображается, то детям старшего возраста доступно изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным.

Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, ещё не овладевших изобразительными навыками.

Вывод: от способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется. Поэтому для развития способностей необходимо включать

ребёнка с ранних лет в доступную его возрасту творческую деятельность, для которой необходимы определённые условия. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...