Vox populi — vox dei? Континуум истинности
Содержательный анализ процесса выражения общественного мнения ведет нас, как мы уже сказали, к проблеме истинности и ложности высказываний общественности. С этой проблемой нам не раз уже приходилось сталкиваться выше, при рассмотрении самых различных вопросов. Теперь настало время остановиться на ней специально. Начать, очевидно, нужно с констатации того бесспорного факта, что среди высказываний общественности, непосредственно фиксирующих явления действительности [148],— осуществляются ли они в форме оценки или анализа, констатации или предложения, в виде совета или директивного указания и т. п. — встречаются как суждения истинные, соответствующие объективной действительности, объективным потребностям социального развития и т. д., так и ложные, противоречащие существу отражаемых явлений, подлинному общественному интересу. Практика функционирования общественного мнения подтверждает этот факт постоянно и самым убедительным образом. Вместе с тем та же практика подтверждает и другое. Если сравнить между собой несколько высказываний общественности, то легко можно обнаружить, что одни из них относятся друг к другу как истинные к ложным, в то время как другие — как содержащие большее или меньшее «количество» истины (соответственно — лжи). На первый взгляд такое различение кажется крайне условным и малосодержательным — мол, каждое высказывание может и должно быть со всей определенностью охарактеризовано или как истинное, или как ложное. В действительности, однако, это не так. Истина и ложь, как известно, не образуют строгой альтернативы даже в системе точного научного знания — между ними там всегда находится целый ряд степеней истинности и ложности. Тем более неприменима двузначная логика для описания столь разнородного по своей природе явления, как общественное мнение.
Образующееся на разных уровнях — теоретического знания и обыденного сознания, бывающее то широко объективным, то слепо пристрастным, то высококомпетентным, то просто малограмотным, черпающее свои сведения равно как из чистых источников науки, так и из загрязненных потоков молвы, наконец, могущее оказаться в самых различных социально-политических условиях — благоприятных или стесненных с точки зрения процесса формирования и свободы выражения мнений, этот тип массового сознания включает в себя суждения с самой различной степенью истины и лжи. Величина этой степени является функцией от объекта высказывания (безукоризненно верное при обсуждении одних вопросов, общественное мнение начинает впадать в иллюзии при обсуждении вторых и становится уже совершенно ошибочным при обсуждении третьих), от субъекта высказывания (различные группы людей при обсуждении одного и того же вопроса нередко занимают весьма различные, подчас даже диаметрально противоположные позиции, из которых истинной, как известно, бывает лишь одна) и т. д. Однако главные факторы, от которых зависит степень истинности (ложности) суждений масс,— это социальная обусловленность процесса формирования мнения, компетентность и социальная установка его источников и субъекта. Помноженные друг на друга, все эти факторы приводят к существованию многозначного общественного мнения. В соответствии с этим и поле формирования и функционирования общественного мнения начинает представлять собой некий континуум протяженностью от 0 до 1. В точке 0 этого континуума помещаются высказывания с нулевым содержанием, то есть высказывания ложные, в точке 1 — высказывания истинные. Что же касается пространства между ними, то оно заполняется высказываниями, тяготеющими в большей или меньшей степени к одному из полюсов, представляющими собой различные комбинации истины и лжи.
Как легко понять, подчеркиваемая особенность содержания общественного мнения имеет принципиальное значение. Не умаляя роли общественного мнения в социальной жизни страны, она в то же время ориентирует исследователя на критическое отношение к этому мнению: «глас народа» далеко не всегда оказывается «гласом божьим», то есть гласом истины, и, во всяком случае, может объявляться таковым лишь в результате тщательного и специального анализа высказываний общественности — анализа на истинность.
Первый из них касается отношения
то есть отношения содержания высказываемого мнения к отражаемой в нем действительности; с помощью этого отношения определяется мера собственно истинности (соответственно— заблуждения) общественного мнения. Второй аспект
касается отношения,
то есть отношение мнения высказанного к мнению реально существующему; с помощью этого отношения определяется мера точности (соответственно — неточности) выражения общественного мнения, мера его адекватности (искажения), его искренности (неискренности) и т. д. В процессе практического изучения общественного мнения исследователь сталкивается в первую очередь со вторым отношением. Это естественно: прежде чем приступить к анализу содержания мнения по существу рассматриваемого вопроса, он должен установить, совпадает ли высказанное вслух мнение с тем, которого в действительности придерживается говорящее лицо (и которое только и интересует исследователя-практика), не подверглось ли оно в процессе выражения каким-либо искажениям или, если воспользоваться термином физики, какому-либо «возмущению» под влиянием тех или иных обстоятельств. В случае, если верно последнее, исследователь должен определить характер и величину случившегося искажения, чтобы, сделав соответствующие поправки, восстановить мнение в его подлинном виде. Только после этого он может переходить к анализу второго отношения.
В процессе теоретического анализа феномена общественного мнения порядок рассмотрения названных отношений должен быть обратным. Мы должны начать с допущения — кстати, не только существующего в теоретическом сознании, но постоянно реализующегося на практике,— что высказанное мнение полностью совпадает с мнением действительным (случай, когда второе отношение равно 1). Это позволит нам рассмотреть проблему истинности и ложности общественного мнения как проблему отношения его содержания к отраженной в нем действительности, в чистом виде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|