Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форматы коммерческих станций и тенденции их развития




ВОПРОС №54.

РАДИОВЕЩАНИЕ В СИСТЕМЕ СМИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ. ФОРМЫ И ТИПЫ.

Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю. По вопросу о конкретной дате начала массового вещания в России мнения расходятся. 12 октября 1924 года начались ежедневные передачи московской радиостанции имени АС. Попова (Сокольническая радиостанция). 23 ноября того же года открылись регулярные радиопрограммы станции имени Коминтерна. Существуют различные аргументы в защиту каждой из указанных дат как времени начала массового радиовещания.

Таким образом, первыми в истории отечественного радиовещания передачами, обращенными к массовой аудитории, правомерно считать вещательные программы вербального характера, выпускаемые в свет с 22 июня 1921 года регулярно и ежедневно (с 21 до 23 часов, за исключением ненастных дней).

Однако необходимо уточнение, касающееся изобретателей радио – A.C. Попова в России и Г. Маркони в Италии. Будучи первооткрывателями средства связи, никакого средства массовой информации и культуры они не изобрели. Этот факт никоим образом не умаляет исторического значения их технического открытия.

25 апреля (7 мая) 1895 года русский ученый A.C. Попов выступил с научным докладом и демонстрацией прибора, который был назван "грозоотметчиком". В заключение ученый выразил надежду, что этот прибор в будущем может быть применен для передачи сигнала на расстояние без проводов.

Уже в марте 1896 года A.C. Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: "Генрих Герц".

В этом же году итальянский ученый и предприниматель Гульельмо Маркони получил патент от английского правительства на такое же изобретение. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал – его изобретение засекретили.

К сожалению, в России изобретение Попова в течение длительного времени использовалось главным образом в военных целях, тогда как работы Маркони привлекли к радиотелеграфии внимание широких деловых кругов, благодаря чему получили хорошие материальные возможности для развития. Уже в 1901 году Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. За работы в области радиотехники в 1909 году он был удостоен Нобелевской премии.

Сказать об изменениях в развитии радиовещания в зависимости от изменения государственного строя, социальной и нравственной атмосферы.

О радио – как о втором после прессы СМИ

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наи­более характерной его чертой является то, что носителем информа­ции в данном случае оказывается только звук (включая и паузы).

Если первоначально радио было способно транслировать только ре­чевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и прини­мающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно созда­вать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или “цитировать” давно прошед­шие передачи, и т.д.

Проведенный опрос, направленный на выяснение степени доверия к радио, показывает, что процент опрашиваемых, доверяющих определенному радио, довольно высок.

Свойства радио. Воображение аудитории. Восприятие звука. Плюсы.

Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «ви­дение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позво­ляет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позво­ляет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не от­влекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, “не делит” свое­го внимания между звуком и тем, что его сопровождает.

Помимо этого, еще одна особенность радио – та, что отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности “фантазирования” мысленного образа.

Недостатки;) радио

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — пе­редачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии.

Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множе­ства каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок вре­мени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хоро­шей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.

Функции радиовещания

1. Радиовещание осуществляет разные функции одновременно, т.е. оно полифункционально.

Функции радио:

- развлекательная;

- рекреативная;

- информативная.

Недавно возникло тематическое радио.

Форматы коммерческих станций и тенденции их развития

Специализация форматов коммерческих радиопрограмм началась в США в начале 50-х гг. Принятый в 1927 г. в США закон о радио был призван упорядочить хаотическое развитие вещательной деятельности в рыночной среде. В соответствии с законом была создана федеральная комиссия, в обязанности которой было вменено решение технических проблем вещательной деятельности, распределение частот вещания (предотвращающее наложение радиосигналов разных станций в эфире), а также выдача лицензии в соответствии с классификацией станций по их вещательному формату (типу). Вместе с термином позаимствованы и формы организации музыкальных программ, и сами модели, функциональная направленность на определенные группы аудитории.

Первоначально же программа делалась аналогично принципу "Что-нибудь/все для каждого". Но уже в середине 60-х гг. появление новых музыкальных стилей обусловило возникновение множества новых форматов. С ростом конкуренции происходил и дальнейший рост специализации форматов.

«В настоящее время в мире существует более сотни форматных разновидностей. Условно их можно разделить на:

- музыкальные форматы - основной упор делается на музыку;

- разговорные форматы – большинство передач относятся к разговорным жанрам (станции, специализирующиеся на коммерческой, религиозной, спортивной тематике);

- новостные, где главное – новости» [8, стр. 372]

В нем, всегда, при достаточно большом разнообразии преобладают определенные элементы, которые составляют «лицо» формата, его характерные признаки. В первую очередь они должны быть именно преобладающими, что и составляет направленность вещания на свою группу слушателей. Большинство форматов отечественного вещания – музыкальные.

Сегодня формат вещания коммерческой станции формируется с прицелом на определенные возрастные и социальные категории слушателей и с учетом специфики вкусов и предпочтений различных слоев аудитории

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...