Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телевидение как СМИ. Типы, формы и современные особенности




Телевидение способно охватить самые широкие слои населения. Эта способность объясняется особенностями его физической природы.

1) вездесущностью. Способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Вытекающая из вездесущности телевидения непрерывность связи программы с аудиторией определяет функциональные различие между кино и телевидением,, что отражается на структуре сообщений, затрагивает использование средств выражения, поэтому и не может быть речи о полном тождестве телевидения и кино.

2) Экранность. Способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны широкой аудитории.

3) Непосредственность. Способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии в неповторимый момент самого свершения его. Одновременность действия, события и отображения его на экране – уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямого эфира. Непосредственность связана и с симультанностью телевидения (одновременностью наблюдения и показа, трансляции).

Персонификация телевизионного сообщения утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. В шкале оценок учебных работ зарубежных школ тележурналистики непременно проставляются баллы за такие факторы, как «наличие главного героя информации» и грамотное использование приема «репортер в кадре».

Современная практика тележурналистики далеко ушла от положения, существовавшего в 50-е – 60-е гг., когда прямая передача была основой программы: ныне более половины объема вещания во всем мире составляют предварительно зафиксированные передачи.

Первоначальной формой предварительно зафиксированных телевизионных сообщений стал телефильм, т.е. фильм, снятый с помощью кинокамеры, но предназначенный для показа не в кинотеатре, а на телеэкране. С появлением видеомагнитной записи (ВМЗ) стало окончательно ясно, что когда общественная ценность сообщения о событии достаточно велика, то факт записи не меняет отношения к телеэкрану.

Формы аудиовизуального синтеза на телевидении

Донести идею, развить тему, пользуясь лишь выразительными средствами камеры, зачастую бывает невозможно, поэтому важнейшим компонентом документальных жанров телевидения становится слово. В экранном контексте привычные функции слова, его назначение существенно меняются по сравнению с печатной журналистикой. Экранное слово, произнесенное в кадре или за кадром, оживает, обретает богатство красок человеческой речи. Оно персонифицировано, наделено чертами самого образа, которой живет на экране, будь то человек, предмет, процесс. Воздействие образа, созданного на телевидении, не столь мощно, как воздействие образа на киноэкране, в силу размеров телеэкрана и особенно условий восприятия.

Таким образом телевизионный образ требует подкрепления изображения словом. Слово активизирует восприятие, расширяет границы кадра, дает зрителю материал для раздумий. Связь слова и изображения на телеэкране сложна. Иногда показ события не нуждается в пространных комментариях (документальная передача). В этом случае изображение говорит само за себя.

Телезритель предрасположен к восприятию слова. Этим объясняется успех на телевидении так называемых «разговорных» жанров. Признак качественно новой телевизионной драматургии широко применяется в художественных передачах – прием введения рассказчика, непосредственное обращение к зрителю с помощью слова. Этот прием – специфическая особенность телевизионной драматургии. Однако при этом описательная функция слова, которая на радио имеет первостепенное значение, на телевидении (в передаче с места события) равна нулю. Благодаря способности прийти в дома людей телевидение обладает особым характером общения – с телеэкрана звучит живое слово. Условия просмотра влияют также и на тональность слова в телевидении. Специфика восприятия телепередач – у себя дома – определяет характер звучащего с телеэкрана слова. Человек должен не вещать, а разговаривать. Живая речь невозможна без импровизации. Интонация, выразительных жест, мимика подчеркивает и усиливают воздействие произнесенного слова.

Монтаж

Телевидение – вид творчества, следовательно оно имеет свой специфический художественный язык. Телевидение и кино, будучи экранными средствами выражения обладает общим языком экрана. Экранное изображение не существует вне понятий кадр, план, ракурс. Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимой в каждый данный момент, называют кадром. Кадр охватывает и еще один признак – протяженность во времени, т.е. длительность пребывания изображения на экране. Кадром также называют часть фильма, снятую одним взглядом камеры, т.е. вое время непрерывной работы камеры. Кадр состоит из определенного количества моментальных фотографий, каждая и них называется кадриком. В результате того, что в кинопроекторе кадрики меняются со скоростью 24 в секунду, на экране и возникает движущееся изображение.

План – масштаб изображения, содержащегося в кадре. Он выражает степень крупности изображаемой фигуры, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива. Наиболее употребительно деление планов на три: общий, средний, крупный, наиболее точное на 6: дальний, общий, средний, поясной, крупный, макроплан.

Ракурс – любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в том числе и прямой.

Телепередача воздействует на зрителя всей совокупностью сменяющих друг друга изображений – кадров, их потоком. Непрерывный поток кадров – важнейшая особенность экрана. Значит, значение имеет чередование кадров, их расположение во времени, т.е. последовательность их появления на экране. Расстановка кадров в определенном порядке и называется монтажом. Полученные в результате съемок кадры – куски киноленты – нужно соединить друг с другом, склеить. Этот процесс, чисто механический, носит название технического монтажа, а место их соединения называют склейкой. Кадры должны быть соединены осмысленно – так, чтобы между ними существовала определенная и ясная связь. Процесс такого соединения кадров называют конструктивным монтажом. Он включает в себя и технический.

Цель конструктивного монтажа – верно воспроизвести на экране движение. Он отвечает двум требованиям: логическому чередования кадров, каждый кадр должен быть такой длины, чтобы зритель понял его содержание. Кадры могут соединяться между собой образно. Это выражается в художественном монтаже. «один кадр плюс один получает не два, а … нечто большее» - мысль С. Эйзенштейна. Конструктивный монтаж – лишь элемент художественного. С помощью последнего можно не просто воспроизвести на экране реальность, но и трактовать, объяснять ее.

Параллельный монтаж – важное средство ведения драматургически напряженного повествования. Показывая как бы врезанные один в другой кадры, снятые в разных метах и в разное время, можно добиться отчетливого ощущения одновременности двух различных действий и тем самым выявить их взаимосвязь. Параллельный монтаж, используемый для выявления внутренних субъективных связей, называют ассоциативным монтажом. Монтируя кадры, режиссер может создать определенный, более или менее четко выраженный ритм их чередования на экране, может создать более или менее быстрый или медленный темп их показа.

Темп и ритм – средства, направленные не столько к рациональной сфере сознания зрителя, сколько к сфере эмоциональной. Съемка движущейся камерой создает эффект внутрикадрового монтажа, особенно важного для ТВ. Существуют следующие виды съемки движущейся камерой: панорамирование (съемка камерой, поворачивающесявокруг своей вертикальной или горизонтальной оси), проезд (тревеллинг: передвижение камеры, снимающей фигуру, когда угол между ними остается неизменным), траекторная съемка (сочетание тревеллингов с панорамированием).

Благодаря способности прийти в дома людей телевидение обладает особым характером общения – с телеэкрана звучит живое слово. Мы не можем ответить человеку на телеэкране, и все он гораздо большей степени наш собеседник, чем человек на кино-экране. В силу зрительности, в силу того, что мы видим на телеэкране, он ближе нам, чем голос радиоприемника.

Форматы

Вещательные частоты являются ограниченным природным ресурсом, эксплуатацию которого должна быть доверена вещателям, на конкурсной основе доказавшим приверженность коренным интересам общества. Критерии полезности программ и необходимого минимума их присутствия в эфире устанавливаются во многих европейских странах.

Существуют информационные программы, публицистические программы (очерк, ток-шоу, корреспонденция, проблемный репортаж, ставящие перед аудиторией социальные проблемы и призывающие к их решению.

В публицистике выражена гражданская позиция телекомпании), познавательно-развлекательные программы («коктейль» из интервью со знаменитостями, информации, полезных советов и т.д.- баланс креатива и познавательности), культурно-просветительские программы (драматургически выстроенный рассказ и показ духовных ценностей, трансляция спектаклей, передачи о проблемах семьи, медицины, культуры, домоводства), детские программы (адресованы зрителям дошкольного возраста, младшего школьного, подросткового, юношеству. Цель – всестороннее воспитание подрастающего поколения), спортивные программы (трансляции матчей и подробные репортаже и о спорте), художественные (игровые) кинофильмы (от 1 до 4-12 серий), многосерийные телефильмы (мыльные оперы, функция – дешевое развлечение), развлекательные программы (эстрада, цирк, легкая музыка, игры), рекламные программы (отделяются специальной заставкой, не более 12-15 процентов времени эфира, не принято прерывать рекламой новости и детские программы).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...