Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные агентства и службы в системе СМИ: современные состояния и тенденции развития




Информационные агентства — специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основ­ная функция — снабжать оперативной политической, экономи­ческой, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учрежде­ния, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей.

Информационные выпуски агентств отличаются тематикой (об-щеновостные и специальные — политическая лента, экономичес­кая, спортивная, международная и т.д.), объемом (измеряется ко­личеством сообщений или страниц, сейчас часто в килобайтах), периодичностью (непрерывно поступающие сообщения, количе­ство выпусков в день, неделю, месяц), способом передачи (по электронным телекоммуникационным каналам, спутниковой свя­зи, электронным сетям, а также по телеграфу, телефону, почтой), формой (в электронном или печатном виде: бюллетени, вестни­ки, готовые для эфира сообщения, мультимедийная продукция и т.п.), ориентацией на отдельные группы потребителей (на об­щенациональные и региональные СМИ, электронную прессу, орга­ны власти, учреждения, коммерческие организации и т.д.).

Количество и характер информационных продуктов не явля­ются постоянной величиной. Они регулярно изменяются в зависи­мости от запросов потребителя. Их изучением и определением при­оритетов информационной политики занимаются экспертно-аналитические службы.

Успешная работа агентств зависит и от использования средств коммуникации. Без компьютерных сетей, спутниковой связи не­возможно достичь должного уровня оперативности, а значит, быть конкурентоспособным. Крупные агентства имеют возможность вести работу в режиме реального времени: сообщения о наиболее важных событиях поступают адресату буквально через несколько минут после того, как они произошли.

В условиях экономических реформ доля газет, журналов, ра­дио, телевидения в объеме потребления агентской информации уменьшается. Происходит это не только вследствие падения их пла­тежеспособности, но и из-за значительного увеличения количе­ства клиентов другого рода — банков, коммерческих фирм, раз­личных предпринимательских структур. Спрос на информацию при­вел к заметному увеличению в общем потоке агентских новостей информации экономического характера. Созданы и активно раз­виваются специализированные агентства деловой информации.

Тексты агентских сообщений также имеют ряд особенностей. Текущая хроника поступает в форме коротких заметок, построен­ных по жесткой схеме. У каждого агентства есть собственные тре­бования к текстам, но можно выделить и общие черты: ответ на вопросы, что, когда и где произошло, кто принимал в этом уча­стие; обязательна ссылка на источник информации; детали (как, почему, с какими последствиями) отсутствуют или сообщаются во вторую очередь. Такая схема облегчает как работу корреспон­дента над сообщением, так и восприятие текста адресатом. Из других жанров используются комментарий, обзор, интервью, ре­портаж, политический портрет (преимущественно в тематичес­ких вестниках и бюллетенях, в заказных материалах и других ана­литических выпусках).

Если на первых этапах своего существования агентства снабжа­ли газеты и журналы исключительно хроникой и официальными сообщениями, то в настоящее время сфера информационных ус­луг значительно расширилась. Современные агентства, помимо хроники текущих событий и анонсов, готовят подписчикам и справочно-аналитический материал, специализированную информа­цию; проводят пресс-конференции, делают заявления, организу­ют акции. В структуре агентств нередко представлены как особые подразделения теле- и радиокомпании, редакции газет и журна­лов, рекламные компании, PR-службы. Крупные и влиятельные агентства предлагают подписку на десятки и сотни информацион­ных продуктов различного содержания, периодичности и формы.

Наряду с национальными и региональными существуют миро­вые агентства. Транснациональные корпорации контролируют про­изводство и распространение новостей в мире, делают погоду на рынке информации, лидируют в области использования техноло­гических средств. К их числу сегодня относятся Рейтер (Великобритания), Франс Пресс (Франция), Ассошиэйтед Пресс (США) и ИТАР-ТАСС (Россия). Другие влиятельные агент­ства: Юнайтед Пресс (США), ДПА (Германия), ЭФЭ (Испания), АНСА (Италия), Киодо Цусин (Япония), Интерфакс (Россия).

История информационных агентств России. Первые инфор­мационные агентства в России возникли во второй половине XIX в., когда после «великих реформ» 60-х гг. стали бурно развиваться про­мышленность, торговля, сельскохозяйственное производство. Стре­мительно набирающей обороты, втягивающейся в мировую систе­му капитализма российской экономике необходима была опера­тивная и достоверная информация о состоянии мировых рынков, а также о политической ситуации. В то время периодическая печать не могла получать телеграммы политического содержания напря­мую, не пройдя цензуры в Министерстве иностранных дел. Одна­ко в 1866 г. высочайшим разрешением была создана отечественная информационная служба — Российское телеграфное агентство (РТА). На основе полученных из-за рубежа и прошедших цензуру телеграмм составлялись бюллетени, которые 2—3 раза в день рас­сылались подписчикам по телеграфу. Вскоре РТА стало собирать внутреннюю информацию и через немецкое агентство Вольфа рас­пространять ее за границей. В 70—80-е гг. XIX в. действовали также Международное и Северное телеграфные агентства.

Следующий период в истории российских информационных агентств начался с захвата в дни октябрьского переворота 1917 г. наряду с телеграфом, вокзалами, мостами и другими средствами коммуникации и Петроградского телеграфного агентства. В тече­ние короткого времени все информационные учреждения в столи­це, на местах и корпункты за границей были слиты в единый ин­формационный орган — РОСТА, деятельность которого строго кон­тролировалась. Это агентство получало прямые указания, что передавать, какую информацию распространять. Газеты и журна­лы, в свою очередь, были обязаны публиковать эти материалы.

В дальнейшем деятельность советского информационного агент­ства многократно реформировалась, менялось даже название (с 1925 г. — Телеграфное агентство Советского Союза, ТАСС). Информационный «бум» начала 90-х гг. не обошел стороной и информационные агентства. Создававшиеся новые агентства были прежде всего альтернативой государственной информационной службе. Начиная с нуля, переживая огромные технические и фи­нансовые трудности, новые агентства сумели завоевать популяр­ность и репутацию надежного источника оперативной информа­ции, а также комментариев, которые не могли пройти через офи­циальные каналы. Монополия ТАСС и АПН была разрушена довольно быстро: как только агентства стали учитывать реальные запросы информационного рынка, спрос на их информационные продукты возрос.

Успешному развитию сети информационных агентств, повы­шению качества их продукции способствовало и то, что они дей­ствовали в условиях острой конкуренции друг с другом.

К настоящему времени в России действуют около тысячи раз­личных служб, называющих себя информационными агентствами. Конкуренция между ними влияет на основные направления раз­вития и совершенствования их деятельности.

В условиях необходимости соответствовать рыночным требова­ниям оказались и бывшие монополисты. ТАСС и АПН выдержали испытание рынком. Эти агентства, а также Интерфакс являются крупнейшими и определяют погоду на рынке информации.

Система информационных агентств. В эту систему входят: крупные общероссийские агентства, дающие универсальную по тематике информацию (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Вес­ти»); специализированные агентства; региональные агентства; сетевые агентства.

Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)[1]. Сегодня, по классификации ЮНЕСКО, является одним из крупнейших мировых агентств.

Основное направление деятельности агентства, как и других агентств универсального профиля, — производство оперативной событийной информации. Главный информационный продукт ИТАР-ТАСС — «Единая новостная лента (версия 1)» передается в режиме реального времени круглосуточно и сообщает обо всех зас­луживающих внимания событиях в России, ближнем и дальнем зарубежье. На основную ленту информации поступают сообщения из всех отраслевых отделов. Единая новостная лента 2.

Другим большим направлением в деятельности агентства явля­ется производство и распространение пакетированной информа­ции. Она передается один или несколько раз в сутки или в неделю в определенное время и представляет собой несколько различных пакетов (подборок) информации специального характера, пред­назначенных разным группам потребителей.

Адресность и обусловленная ею тематическая избирательность лежат в основе региональных программ событийно-оперативной информации. Акцент в них делается на события на местах, содер­жится детальная информация из регионов, отсутствующая в еди­ных новостных лентах. Таких программ у агентства несколько: «Во­сток», «Урал», «Юг», «Центр». В сочетании с тематическими паке­тами и «ТАСС-экспресс» они способны полностью удовлетворить потребности региональных СМИ в текущей информации. Кроме того, специальные пакеты создаются региональными центрами и отделениями ИТАР-ТАСС в некоторых российских городах.

Помимо оперативной информации, ИТАР-ТАСС выпускает бюл­летени, вестники, справочную литературу в электронном и печат­ном виде, оказывает рекламные и PR-услуги, совместно с агент­ством Рейтер производит электронную новостную графику, предос­тавляет телекоммуникационные услуги; ИТАР-ТАСС располагает огромным фотоархивом и оперативной новостной фотослужбой.

Информационное агентство Интерфакс. Было создано в 1989 г. и сегодня является крупнейшей негосударственной информаци­онной корпорацией на территории бывшего СССР и представляет собой холдинг из 15 отдельных компаний. Вначале Интерфакс ори­ентировался прежде всего на иностранных дипломатов, специали­стов, журналистов, которым не хватало достоверной информации об СССР. Первоначальная ставка на альтернативность и оппози­ционность информации помогла агентству встать на ноги. Однако в дальнейшем деятельность агентства стали определять качество и оперативность информации, использование новейших технологи­ческих и технических средств, постоянные поиски нового.

Интерфакс — акционерное общество закрытого типа. Основ­ной статьей дохода является подписка на информационные про­дукты. Агентство имеет дочерние предприятия — Интерфакс-Аме­рика, Интерфакс-Европа, Интерфакс-Германия, которые распро­страняют информацию о жизни в России за границей напрямую, без посредников. Дистрибьютором информации Интерфакса в Япо­нии является агентство Киодо Цусин. В составе группы Интерфакс успешно работают специализированные службы новостей — Агент­ство финансовой информации, Агентство нефтяной информации и многие другие, основными потребителями продукции которых являются банки, финансовые и промышленные компании, раз­нообразные коммерческие организации.

Стремясь укрепить свое положение на рынке, Интерфакс создал также отдельные информационные агентства, работающие в регио­нах и странах СНГ, занявшие лидирующие позиции на местных рынках новостей. Это Интерфакс-Евразия (Урал, Сибирь, Дальний Восток), Интерфакс-Украина и Интерфакс-Запад (Белоруссия).

Главный информационный продукт Интерфакса — лента по­литических новостей «Интерфакс. Новости», передаваемая как в реальном времени, так и блоками в определенные часы. Этот вы­пуск получают во многих странах мира и считают его лучшим в информировании о событиях, происходящих в странах СНГ.

РИА «Вести». Государственное информационно-аналитичес­кое агентство, образованное на базе АПН в 1992 г. Ежедневно рас­пространяет актуальную общественно-политическую, экономичес­кую, научную, финансовую информацию на русском, основных европейских и арабском языках. РИА «Вести» является общенаци­ональным агентством универсального типа. Основной продукт — новостная информационно-аналитическая лента «Горячая линия» — выходит в двух версиях.

Тем не менее общество нужда­ется в информации о самом себе; в опросах постоянно присутству­ют данные о том, что именно социальной информации прессе недостает более всего. Поэтому опыт деятельности таких агентств, как АСИ (Агентство социальной информации), РЭФИА (Россий­ское экологическое федеральное информационное агентство), РАСИ (Российское агентство социально-экономической инфор­мации), представляет особый интерес.

Материалы, которыми располагает каждое из этих агентств, по-своему уникальны, несмотря на то, что их коммерческие воз­можности невелики, материальная база значительно уступает агент­ствам экономического профиля. Но и в таких условиях журналис­ты пытаются привлечь внимание населения к сотням и тысячам некоммерческих негосударственных организаций, в которых со­средоточен огромный интеллектуальный, творческий потенциал, недостаточно используемый обществом. АСИ, в частности, гото­вит еженедельные выпуски новостей и анонсов на предстоя­щие десять дней. Это сообщения о различных акциях, програм­мах, конференциях объединений экологов, правозащитников, благотворительных фондов, женских организаций, ассоциаций ученых и др.

Турне и Интермедиа специализируются на информации о му­зыке и кино. Несколько агентств распространяют телевизионную информацию: Телескоп, Известия-телемир, Телефакс — телепрог­раммы, оперативную телехронику, аннотации к передачам и т.д.

На сборе и распространении информации правового характе­ра — нормативные акты, юридические справки, подборки из га­зет и журналов — специализируется агентство Интералекс, рас­пространяющее свои продукты на CD-rom.

В основу дифференциации агентств могут быть положены не только тематические, но и другие признаки: ареал распростране­ния, источники и способы получения информации, режим и спо­соб доставки печатной продукции и т.д.

Региональные агентства специализируются на сборе информа­ции из регионов. В крупных городах сейчас работает по нескольку агентств и информационных бюро, ориентирующихся на разные группы подписчиков (их клиентами могут быть и центральные СМИ), на различную в тематическом отношении информацию и т.д. В структуре региональных агентств преобладают распростра­няющие рекламно-коммерческую информацию. Растет число агентств и в небольших городах, районах.

«НТР-регион» издает для центральной прессы ежедневный бюл­летень о жизни в регионах. Агентство новостей и информации (АНИ) не имеет темати­ческой специализации, однако удачно нашло свою нишу, скон­центрировав усилия на распространение анонсирующей инфор­мации. «АНИ-анонс», обновляющийся трижды в день, достаточно популярен в журналистских кругах. «Восточно-европейская пресс-служба» занимается мониторингом прессы, телевидения, радио, передавая по электронной почте 40 наименований тематических дайджестов и клипингов. «АиФ-Новости» специализируется на сборе эксклюзивной информации. Православное агентство «Престол» ра­ботает только с заказной информацией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...