Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сетевые СМИ: функции, структура.




Система средств массовой коммуникации за последние десятилетия претерпевает качественные изменения. Это связано с эволюцией коммуникационных каналов под действием социально-культурных и технико-экономических факторов, появлением наряду с традиционно сформировавшимися двумя родами коммуникации - устной и документной - электронной коммуникации, основанной на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи. [Соколов, 2001, 106].

Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные гибридные коммуникационные каналы, которые появляются благодаря использованию различных технических средств.

Одним из вторичных технических каналов, с помощью которых осуществляется электронная коммуникация, является Интернет.

Двойственная природа Интернета - как источника получения информации и как возможности распространения информации - обуславливает его стремительное развитие. И прежде всего - сегмента, именуемого сетевой прессой (сетевые СМИ, Интернет-СМИ, онлайновые СМИ - общее название ресурсов, которые распространяют информацию по каналам глобальной сети).

Хотя Интернет возник в 60-х годах, а в своем нынешнем виде существует с начала восьмидесятых годов прошлого века, его функционирование, правовые основы развития, место в системе средств массовой коммуникации, влияние на развития мирового информационного пространства достаточно долгое время будут представлять интерес для исследователей и практиков.

Одной из важных проблем - и с научной, и с юридической точки зрения является принадлежность ресурсов Интернет к средствам массовой информации. Система современных СМИ под влиянием переменам в социальной структуре российского общества и новых технологических моментов, требующих изменений в деятельности прессы не только в России, но и во всем мире, трансформируется. Меняются ее типологические параметры, актуализируются многие функции, для обеспечения реализации этих функций преобразуется структура. [Засурский, 2001, 24]

Ряд исследователей относит Интернет к средствам массовой информации. В частности, А. А. Чесанов называет Интернет "четвертым СМИ" (после печати, телевидения и радио). [Чесанов, 1998, 109.]

А. И. Акопов, подразделяет средства массовой информации на печатные периодические издания - газеты и журналы и аудиовизуальные средства - радио и телевидение, причисляя к категории СМИ и так называемые электронные компьютерные сети (Интернет). [Акопов, 1999, 4]

Им же впервые в России был научно сформулирован вопрос об электронных сетях как новом виде СМИ, на примере сети FidoNet [Акопов, 1998, 43-51]

Сторонники данного подхода основываются на том, что под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, иная форма распространения массовой информации. [ФЗ N2124-I. - Гл. 1. Ст. 2]. При этом периодичность обновления информации не должна составлять менее одного года, а число лиц, имеющих доступ к ресурсу, - не менее тысячи. Это формальные критерии, заимствованные из традиционной прессы, на сегодняшний день единственные, которые могут быть применены при оценке СМИ в Интернете, отмечает Евгений Горный. (Для традиционной прессы этими критериями являются структура и оформление, показатели объема и тиража, государственная регистрация и пр.) [Горный, 1999, http://russ.ru/netcult/99-05-27/gorny.htm]

Но существуют и другие точки зрения. Интернет не ограничивается сайтами, содержащими "новостную" информацию, в нем находится масса личных страниц, интернет-магазинов, обновляющих лишь прайс-листы. К тому же если рассматривать Интернет как средство массовой информации, придется регистрировать любого владельца сайта в соответствующем государственном органе. [Кемрадж, 2002, 12]

Таким образом, к сетевым средствам массовой информации можно отнести часть ресурсов платформы WWW (World Wide Web, Всемирная паутина, Веб), что составляет содержание, интеллектуальную наполняющую (контент) Интернета. В Интернете, помимо Веба, существуют другие ресурсы и сервисы, также выполняющие функции социальной коммуникации, но по определению не являющиеся СМИ: каталоги, ftp-архивы, библиотеки текстов, электронная почта, чаты, доски объявлений.

Число Интернет-СМИ сложно определить, так как многие возникают и исчезают ежедневно. Первой из российских газет свою версию в сети создает "Учительская газета" (1995, март). Первым из российских информационных агентств запускает свой сервер в Интернете РИА "РосБизнесКонсалтинг" (1995, май). Первой стала ежедневно выходить интернет-газета Gazeta.ru (1999, март). Эти данные приводятся в книге "Российский Интернет накануне больших перемен", являющейся первой попыткой осмыслить тенденции развития Рунета и дать прогноз динамики его развития. [ук. соч., 2000, 6 - 25]

Несмотря на достаточно большой объем научных изысканий как в области коммуникации в электронной среде, так и в области традиционных СМИ, сетевая пресса не является объектом пристального внимания исследователей. Тогда как этот стремительно развивающийся медиа-сектор способен оказаться инструментом формирования информационного пространства с заданными параметрами.

Традиционно считается, что на данном этапе в большей части регионов России роль Интернет-СМИ невелика (дороговизна для рядового пользователя, цифровое неравенство, слабость развития технических коммуникационных сетей). Но ряд публикаций, появившихся в последнее время, указывает на появление интереса к этой новой информационной среде, законам ее развития и функционирования, условиям влияния на сообщество. Характерными особенностями российского сектора интернета Д. Иванов называет феномен сетевых СМИ как средства влияния на информационное поле. [Иванов, 2002 -http://www.russ.ru/netcult/history/20020313-pr.html#fn1]

И. Засурский в фундаментальном обзоре "Масс-медиа второй республики" доказывает возможность сети служить коммуникационным каналом для вбрасывания информации в резонирующую среду заинтересованных СМИ и коммерческих медиа. Примеры, приведенные им, известны не только пользователям сети, но и среди читателей печатной прессы, что является доказательством существования целевой аудитории у медийного сегмента Рунета. "Только то содержание Интернета, которое будет пересказано в масс-медиа, будет иметь какое-либо значение…", - утверждает он. [Засурский, 1999, 214-228.]

Идеологи нового времени используют этот канал в своих целях, и достаточно качественно и аргументированно объясняют его преимущества: "Интернет - не более чем инструмент, при правильном использовании позволяющий эффективно и сравнительно недорого решать коммуникативные проблемы практически в любой сфере", - говорится в Докладе Фонда эффективной политики, независимой организации, занимающейся политическим консалтингом, проведением избирательных кампаний, проектами в области СМИ [2001, http://fep.ru/].

Структура и содержание сетевых СМИ целеориентированы с учетом уровня отображения информации в коммуникативном поле потребителя. Таким образом, можно утверждать, что коммуникативное пространство, создаваемое медиа-ресурсами, структурировано "первичными и вторичными коммуникативными процессами" [Почепцов, 1994].

Послекоммуникативные процессы вводятся в действие так называемыми "лидерами мнения" (Г. Почепцов), "вожаками толпы" (Г. Лебон), "вождями толп" (С. Московичи). Исследователями феномена опосредованного воздействия на общественное мнение были сделаны выводы:

· "лидеры мнений являются особо заинтересованными в новостях, политически активными;

· лидеры мнений чаще включаются в коммуникативные кампании, чем те, кто не является лидерами;

· лидеры мнений активнее других используют получаемые сведения для информирования и совета другим" [Цит. по Почепцов, 1998, 128].

Анализируя вышеизложенное, можно предположить, что в целевой аудитории российских медиа-ресурсов преобладают лидеры мнения, а именно: журналисты, политики, руководители регионального масштаба, интеллектуальная элита, инициирующие послекоммуникативные процессы в обществе.

По данным исследовательской группы "Комкон-вектор", в 2000 г. среди пользователей Интернета было 19,6% руководителей, 22,8% специалистов [Залесский, 2000.]. Привлечение именно этих потребителей в свою аудиторию становится главной задачей электронных СМИ, так как в силу ограниченности для основной массы населения России доступа в сеть Интернет коммуникативный процесс в масштабе страны характеризуется опосредованностью, вторичностью. Этим сетевые СМИ отличаются от традиционных, имеющих целью прямой контакт с потребителем - читателем.

Наш анализ фундаментального интернет-исследования, проведенного Национальной Интернет-службой Strana.ru. совместно с Фондом "Общественное мнение" [Исследование НИС Strana.ru, 2000 г.], позволяет подтвердить выводы о целенаправленном формировании контента медиа-ресурсов российского Интернета. [Раскладкина, 2001, 8 - 12.]

Аудитория сетевых СМИ в силу свойственных ей профессиональных качеств, а также взаимообуславливающих выполнение определенной социальной задачи личностных характеристик, особенностей восприятия и переработки информации, определенным образом структурирует полученную информацию, трансформирует в своем сознании и воспроизводит в своем коммуникативном пространстве. Таким образом эта промежуточная ступень в процессе масштабной коммуникации, получая возможность интерпретации, влияет не только на понимание новости, но и на определение ее значимости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...