Средство развития общественных отношений
Чтобы общественное мнение сыграло роль эффективного регулятора отношений между людьми, вообще говоря, не требуется специального вмешательства исследователя-со- циолога. Подобного рода «действо» случается постоянно, ежедневно, в массовом масштабе и в полной независимости от того, обрабатываются ли с помощью соответствующих средств высказывания общественности или нет. Особенно, если дело касается жизни так называемых «малых групп». Как правило, здесь общественное мнение совершенно стихийно оказывает самое существенное воздействие на поведение и отдельного индивида (в частности, на характер его взаимоотношений с другими членами коллектива) и различных совокупностей лиц. Такого рода эффективности общественного мнения весьма способствует то обстоятельство, что в рамках микросреды практически не существует проблемы каналов или средств выражения мнений, как нет там и необходимости в каких-либо дополнительных усилиях, направленных на уточнение содержания мнений, определение его границ и т. д. В рассматриваемой сфере общественное мнение обычно как бы «висит в воздухе» и доступно непосредственному восприятию каждого члена группы. Картина меняется, стоит только перейти к социальному организму в целом. Здесь возможность для общественного мнения стихийно выступать в регулятивной функции резко сокращается и сохраняется преимущественно в форме давления на общество или его отдельные слои разного рода народных традиций, национальных предрассудков и т. д. Это происходит оттого, что механизм общественных отношений, равно как и структура массового сознания, взятые в рамках общества в целом, отличаются исключительной сложностью, непрозрачностью. Теперь, чтобы общественному мнению лишь проявиться с достаточной определенностью и тем более произвести соответствующий эффект — повлиять на «поведение» той или иной социальной группы или того или иного индивида, необходим целый ряд сложных условий. В обществе должна существовать, например, развитая демократия, в частности, широко разветвленная система каналов для свободного выражения массами своего мнения. Не менее важно и то, чтобы в нем были достаточно развиты общественные отношения и самосознание масс, в частности, чтобы процесс воспитания, формирования и выдвижения социальных лидеров включал в себя в качестве обязательного элемента уважительное отношение руководителя к массам и т. д. И, конечно же, необходимо, чтобы существовал интерес к общественному мнению, чтобы были выработаны и отшлифованы способы его инспирации и измерения, методы определения его точного содержания, степени его полноты, объективности и т. п.
Последний фактор тем более важен, что на практике очень часто реально существующее общественное мнение и то, что принимается или выдается за него, оказываются вещами далеко не совпадающими. Однако суть дела, разумеется, не в этом. Главное — в современном обществе активное изучение общественного мнения представляет собой часть и условие процесса развития и совершенствования механизма власти, механизма политического, экономического, идеологического и т. п. управления обществом, или — еще шире — процесса развития и совершенствования всей системы социальных отношершй в самых различных их аспектах — как в плане отношений между различными социальными группами и слоями, так и в плане отношений между коллективом, группой и отдельной личностью, в частности между массами и руководителями,
всеобщих выборов, голосований в органах власти и органах народной самодеятельности и т.д. Вместе с тем благодаря такому изучению создаются наилучшие условия и для функционирования представительной демократии — различных органов законодательной и исполнительной власти, призванных выражать интересы и волю народа. «В народной массе мы все же капля в море,— говорил на XI съезде партии В. И. Ленин,— и мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает. Без этого коммунистическая партия не будет вести пролетариата, а пролетариат не будет вести за собою масс, и вся машина развалится» [192]. В этих словах — суть политического значения изучения общественного мнения при социализме. Ведь для того, чтобы выражать то, что народ сознает, нужно знать сознание народа. Такое знание приходит из множества различных источников. И одним из наиболее существенных является изучение общественного мнения, прямое измерение мыслей и настроений масс, их желаний и надежд. Формулируя это принципиальное отношение партии и государства к народному общественному мнению, В. И. Ленин писал: «...Жить в гуще рабочей жизни, знать ее вдоль и поперек, уметь безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроения массы, ее действительные потребности, стремления, мысли, уметь определить, без тени фальшивой идеализации, степень ее сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков и пережитков старины, уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением ее нужд» [193]. И речь шла о постановке этой задачи в качестве важнейшей не только в теоретическом плане. Для В. И. Ленина формула Маркса о народе как творце исторического процесса никогда не была лишь образным выражением. Всей практикой своей деятельности в первые годы существования Советской власти он активнейшим образом проводил ее в жизнь. При этом исключительное внимание уделялось В. И. Лениным именно проблемам изучения общественного мнения.
Широко известно его внимательнейшее отношение к письмам, запросам, предложениям, жалобам трудящихся, его стремление к постоянным живым контактам с рабочими, крестьянами, солдатами и т. д. Известно и то, с какой серьезностью и с каким интересом относился В. И. Ленин к работе социалистической прессы, расцениваемой им в качестве важнейшего аккумулятора и выразителя общественного мнения масс. В начале 1922 г. он писал, например, В. А. Карпинскому, бывшему в то время редактором газеты «Беднота»: «т. Карпинский! Не напишете ли мне кратко(2—3 странички Maximum),сколько писем от крестьян в «Бедноту»? что важного (особенно важного) и нового в этих письмах? Настроения? Злобы дня? Нельзя ли раз в два месяца получать такие письма (следующее к 15.111.1922)? α) среднее число писем β) настроения γ) важнейшие злобы дня» [194]. Наконец, В. И. Ленин давал массу прекрасных образцов и того, как можно и нужно на деле использовать мнение масс при определении политики партии и государства [195].
Допустим, речь идет о выяснении отношения народа к какому-либо практическому шагу, намечаемому или уже сделанному тем или иным руководящим органом или лидером. Ясно, что принципиальный результат такого исследования, если оставить в стороне некоторые промежуточные решения, может быть двояким: положительным (когда массы поддерживают данный шаг) или отрицательным (когда они выражают свое несогласие с ним). И любой из них имеет крайне важное значение. В первом случае институт власти получает подтверждение правильности своей политики и, если мероприятие только намечается, гарантию его успешного проведения в жизнь. Во втором случае обнаруживается существование «ножниц» между управлением и сознанием людей.
Последняя ситуация может возникать по двум причинам: в силу ошибочных действий органов управления или в силу отсталости (ошибочности) массового сознания. И снова знание о любом из этих вариантов оказывается чрезвычайно важным. Исходя из него руководящие органы должны будутустранить допущенные ими ошибки или позаботиться об изменении сознания масс, о привитии общественности более глубокого понимания ее собственных интересов. И то и другое объективно будет означать совершенствование механизма власти, повышение искусства управления обществом. Имея в виду эту сторону общественных отношений — отношений между массами и руководителями, В. И. Ленин выразил ее емкой формулой: «Учить массы и учиться у масс». Эта формула отмечает, во-первых, что для партии выражать «то, что народ сознает», отнюдь не означает приспосабливаться к массовому сознанию, некритически следовать за ним, «плестись у него в хвосте»; такое сознание может быть отсталым, незрелым, и тогда перед органами, осуществляющими социальное руководство, встает задача поднимать сознание масс, воспитывать его — «учить массы». А во-вторых, формула подчеркивает, что люди, наделяемые время от времени атрибутами власти, не становятся одновременно с этим актом обладателями абсолютной истины — ни в том смысле, что они абсолютно все знают и потому не нуждаются в опыте других людей, ни в том смысле, что они абсолютно гарантированы от ошибок и потому не должны прислушиваться к критике снизу — «учиться у масс». Вместе с тем установление фактов наличия или отсутствия «ножниц»—лишь частный случай в рассматриваемом аспекте изучения общественного мнения. На деле вопрос стоит значительно шире: исследуя состояния массового сознания, руководящие органы получают тем самым возможность определять результативность своей работы в массах, измерять степень ее эффективности и, как результат, оперативно вносить в свою политику необходимые коррективы. Особенно, если речь идет об идеологической, пропагандистской, воспитательной и т. п. работе, то есть о деятельности, затрагивающей преимущественно сферу общественного сознания. Взять, например, идейно-воспитательную работу. Систематические измерения общественного мнения позволяют сделать в отношении ее самые важные выводы: о ее содержании и методах, об имеющихся пробелах и достижениях, допущенных ошибках и т. д.
Скажем, в III опросе мы могли убедиться в большой эффективности пропаганды, связанной с 49-дневным дрейфом в океане Асхата Зиганшина и его товарищей. Наш опрос проходил много времени спустя после того, как произошел этот исключительный случай, однако тысяча с лишним опрошенных (из 17,5 тысячи) вспомнили о нем, когда говорили о героизме молодежи. Значит объект и методы пропаганды были избраны удачно, значит усилия пропагандистов дали нужный результат — подвиг четырех солдат оставил глубокий след в сознании людей. Идеологическая деятельность руководящих органов может оцениваться с помощью изучения общественного мнения не только, так сказать, задним числом, то есть после того, как работа уже начата или даже уже проделана и речь может идти единственно о том, чтобы измерить результаты работы и внести в нее (если необходимо) соответствующие коррективы. С равным успехом анализ массового сознания может предварять деятельность органов социального руководства, лежать в основе программирования этой деятельности. В качестве примера тут можно сослаться на материалы нашего VI опроса, проводившегося, как мы уже сообщали, среди учеников 3-х классов в городе Комсомольске-на- Амуре и в сельском районном центре Комсомольске, Ивановской области. Этот опрос ставил своей целью выявить степень знакомства детей с понятиями, отражающими «пережиточные» социальные явления из самых различных сфер жизни — экономической, культурной, религиозной, моральной, бытовой, национальной и др. Причем речь шла о знакомстве не книжном, а обусловленном в первую очередь окружающей ребенка средой — семейной, школьной, уличной и т. п. К сожалению, обобщенные результаты этого опроса не были опубликованы, а собранный в ходе его материал (кстати, отличающийся большой сложностью, с точки зрения научного анализа) не получил сколько-нибудь глубокой разработки [196]. Вместе с тем уже одна только общая, приводимая ниже таблица показывает, что пища для серьезного социального анализа была получена тогда более чем достаточная. Стоит посмотреть хотя бы на цифры, относящиеся к комплексу таких явлений, как «блат», «перекупщик», «спекулянт», или отражающие связи быта и религии («венчание», «крестины» и др.). Они обнаруживают конкретные направлени я, в которых чуждая коммунизму идеология и мораль могут действовать на сознание подрастающего поколения. Следовательно, они позволяют наметить и определенного рода программу воспитательной работы с детьми, определить главные моменты содержания этой работы и в какой-то степени даже ее формы. Дали верпое (или примерно верное) толкование слов (в % к числу опрошенных)
Вариант А
Город Село Алтарь.................... 0,8 1,6 Барышник..... 5,2 8,4 Беспризорник... 79,6 54,4 Блат................... 51,2 11,2 Богородица.... 3,6 9,6 Венчание........... 47,2 31,6 Говенье.............. 1,2 17,6 Голь перекатная.. 3,2 2,0 Домовой............. 14,8 4,8 Кацап..................... 2,0 1,2 Лапотпик................ 4,8 1,2 Лачуга.................. 37,2 68,0 Лихоимец............ 2,8 0,4 Мешочник.......... 5,6 0,4 Мироед................... 0,8 0,8 Нахлебник.......... 46,0 13,6 Нищий.................. 93,6 59,6 Панихида............... 4,8 2,4 Перекупщик.... 72,0 40,8 Середняк................ 5,6 14,8 Спецы................ 6,4 2,8 Сплетня.............. 76,8 47,6 Старьевщик.... 40,4 32,8 Ханжа.................... 0,8 1,2 Частник.............. 4,0 2,8 В а р и а н т Б
Город Село Бедный............... 94,0 87,6 Бесприданница... 12,4 15,2 Благовест........... 1,2 0,4 Благодетель.... 17,6 4,4 Бюрократ............... 3,6 0,8 Взятка................ 11,6 8,8 Единоличник... 22,4 16,8 Знахарь.............. 5,2 5,2 Исповедь................ 8,0 0,8 Крестины........... 40,0 19,6 Кустарь.............. 3,6 0,4 Лампада............. 6,0 10,0 Ловкач................ 3,2 1,6 Нацмен................... 3,6 4,4 Подкулачник.... 24,8 23,2 Подхалим........... 24,0 11,6 Приживалка.... 12,8 3,6 Склочница......... 10,4 1,6 Скопидом........... 12,0 2,8 Спекулянт.......... 68,4 47,2 Сутяга................ 2,8 0,4 Толкучка............ 3,2 1,6 Троица............... 24,4 30,8 Хохол.................. 43,2 18,8 Холуй.................. 3,2 0,4
социальных институтов). Тем самым создается возможность преодоления, с одной стороны, социальной незрелости, инфантильности, равнодушия общественности и составляющей ее «рядовой» личности, а с другой— невнимательного, неуважительного отношения к мнению масс личности «руководящей». Как ни мал, ни скромен в этой части опыт работы Института общественного мнения «Комсомольской правды», он все же приоткрывает и эту сторону дела. Факт участия человека в опросе, говорит этот опыт, необходимость высказывать свое мнение по актуальным вопросам общественной жизни способствуют всестороннему развитию личности как гражданина — укрепляют в человеке чувство активной заинтересованности в общем деле, воспитывают сознание собственной роли и важности в механизме социального управления, расширяют кругозор, умение смотреть на вещи не с, «кочки» своего узкого «я», а с точки зрения общественного интереса, наконец, усиливают понимание единства взглядов всех членов общества. Во всем этом лишний раз можно убедиться, если познакомиться с почтой института. Среди массы писем множество таких: «Прежде всего о работе Института общественного мнения. Это — очень правильная и удачно найденная форма не только изучения нашей действительности, но и воспитания молодежи. Каждая тема, обсуждаемая ИОМ, злободневна и идет навстречу жизни, а не просто констатирует факты. Вместе с тем вопросы заставляют задуматься каждого из нас. ИОМ помогает понять главное в данный момент— помогает почувствовать себя хозяином своего будущего и ответственным за это будущее» (из письма инженера Н. Ф. из Москвы). И особенно важны, с рассматриваемой точки зрения, такие признания: «...Я являюсь более или менее регулярным читателем «Комсомольской правды», но первый раз высказываю свои мысли вслух, для широкого обсуждения...» (из письма В. С., 30-летнего электросварщика из Волгограда). В равной мере, как мы уже сказали, изучение общественного мнения воспитывает и общественных лидеров, руководителей. В условиях, когда оно превращается в постоянно действующий и обладающий реальной силой фактор социальной жизни, руководители начинают с большим вниманием относиться к голосу общественности, стараются реализовать ее пожелания, заручиться поддержкой масс. Данный аспект проблемы тем более существен, что случаинеуважительного, бюрократического отношения к мнению масс со стороны отдельных руководителей и органов управления, как известно, пока довольно часты. Возьмем, к примеру, такой факт. В стране сложилось резко отрицательное и довольно устойчивое общественное мнение по поводу так называемых «прочерков», проставляемых в свидетельствах о рождении внебрачных детей. В течение ряда лет в советской прессе, в трудах исследователей, в обширной почте Комиссии законодательных предположений Верховного Совета СССР высказывалось и высказывается требование отменить существующий порядок. И все же все остается по-старому. Конечно, когда речь идет о законодательстве, вопросы должны рассматриваться особенно основательно, всесторонне, с привлечением мнения специалистов; известно и то, что всякое изменение в юридической формуле нуждается в «увязке» с другими существующими законоположениями и т. д. Все это так. Однако одними только сложностями вопроса нельзя объяснить того, что в стране до сих пор (с 1944 г.!) сохраняется неравенство в правах «законнорожденных» и «незаконнорожденных» детей. Бесспорно, немалую роль в этом играет и недостаточно внимательное отношение к голосу масс со стороны наших юридических институтов. Кстати, проблема изучения общественного мнения и реализации его суждений имеет и более широкий смысл, связанный вообще со взаимоотношением социологической науки и практики. У нас сейчас распространены упреки в адрес социологии — мол, практическая отдача, КПД этой науки крайне малы. Это верно. Ко в то же время есть в этих упреках и нечто несправедливое: они отвлекаются от того, что степень использования науки на практике зависит не только от деятелей науки, от качества их работы, но и — далеко не в последнюю очередь — от деятелей практики, от их уважения и интереса к научному анализу. К сожалению, приходится констатировать, что и это уважение, и этот интерес не развиты пока в достаточной мере: практики пока явно не очень охотно идут на сближение с социологией, не торопятся использовать ее выводы и рекомендации.
• Глава 7 •
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|