Плюсы и минусы метода выборочного анкетного опроса
При исследовании общественного мнения в той или иной мере и в тех или иных границах применяются все перечисленные методы. Поэтому каждый из них может и должен детально разрабатываться в теоретическом плане с целью совершенствования методики и техники применения. Однако, с другой стороны, нельзя не видеть, что мера и границы фактического использования названных методов действительно весьма различны. Так, выше мы уже отмечали, что методы фиксирования непосредственных фактов сознания являются несравненно более эффективными и потому значительно более часто применяемыми на практике, нежели методы изучения объективированных фактов сознания. В рамках первых то же самое нужно сказать о методах программного опроса — они позволяют изучать общественное мнение и использовать результаты такого изучения с гораздо большей степенью точности, нежели методы бесед или изложений на заданную тему.
И это в общем-то понятно: анкета позволяет более строго фиксировать содержание высказываемых мнений, чем свободная беседа по программе, а кроме того, анкетирование требует несравненно меньших сил и средств, дает огромную экономию во времени и т. д. Все это позволяет считать метод анкетного опроса ее- дущим, основным методом изучения общественного мнения. Если же при этом принять во внимание фактор охвата объема изучаемой совокупности, то такая роль должна быть признана за методом выборочного анкетного опроса.
Правда, априори можно сказать, что с этим нашим последним выводом многие не согласятся. Несмотря на то, что указанный метод нашел и находит самое широкое применение в практике исследований в странах социализма и на Западе, несмотря на то, что с его помощью получено великое множество исключительно важных и точных результатов, он постоянно со всех сторон подвергается самой резкой критике, причем критике не только конструктивной, но и самой что ни на есть уничтожающей, ставящей под сомнение самое правомочность его применения. Приведем на этот счет несколько типичных высказываний. Дж. Бернал: «...Появляется нечто, готовое превратиться в смесь производящей впечатление статистики и самых обычных банальностей, выраженных на напыщенном научном языке и основывающихся на анкетах, которые заполняются маловажными вопросами и случайными или неточными ответами на них» [205]. А. Уледов: «Следует отметить, что метод выборочного опроса, разрекламированный буржуазной социологией, не может быть признан научным методом изучения общественного мнения, особенно в том его виде, как он применяется сейчас институтами общественного мнения буржуазных стран. Научным он не может быть признан уже потому, что опрашиваемые подбираются среди населения совершенно произвольно, а получаемый материал крайне ограничен и не позволяет сделать выводы об общественном мнении той или другой страны...» [206] Е. Д. Модржинская: Метод выборочных опросов, «хотя и имеющий ряд удобств практического свойства, вызывает вместе с тем весьма серьезные сомнения даже среди буржуазных социологов. Прежде всего он дает чрезвычайно ограниченный материал, чтобы можно было сделать более или менее обоснованные выводы и заключения». Другой порок метода — «его субъективизм, позволяющий игнорировать специфику исследуемого общественного явления путем сведения последнего к чисто количественным проблемам» [207].
М. Н. Руткевич и Л. Н. Коган: «...Следует отметить недостатки метода опроса. При его проведении необходима проверка того, насколько типичны опрашиваемые лица для данной группы. Буржуазные социологи проводят интервью со случайно подобранными лицами, а иногда и «приготавливают» желаемый результат за счет предвзятого подбора опрашиваемых... Что же касается проведения анкетных опросов, то, вопреки распространенному в некоторых научных коллективах мнению, мы не считаем их основным методом сбора социологического материала. Анкета дает возможность довольно быстро получить фактический материал и охватить опросом сравнительно большой круг людей; материал, полученный на основе анкет, проще обработать. Но доброкачественность полученного материала зависит от содержания самих анкет. Вопросы анкеты должны быть четко сформулированы и отвечать целям исследования. Анкеты не следует перегружать обилием вопросов, они должны давать только такой материал, который отсутствует в официальных статистических отчетах» [208]. П. Маслов: «Анкеты — весьма распространенный в капиталистических странах способ наблюдения. Институты общественного мнения всю свою работу строят на собирании и обработке разнообразных анкет. Этот способ наблюдения удобен тем, что он дает возможность незаметно и безболезненно для чьего-либо самолюбия придавать результатам известный уклон, то есть попросту фальсифицировать общественное мнение. Прежде всего создается впечатление полной объективности выбора объекта (среды) наблюдения: анкеты рассылаются всем слоям общества, в том числе и самым неимущим... Но... чтобы получить анкету, нужно иметь постоянный адрес, хотя бы тот, по которому выписываются газеты. Между тем довольно значительный слой американцев не имеет адреса. Особенно это относится к тем сельскохозяйственным рабочим, которые кочуют в поисках заработка» [209]. А. М. Гиневский: Как правило, институты общественного мнения Запада «прибегают не к широким (куда там до все народных!), а к выборочным опросам, то есть адресуются к отдельным социальным группам общества... Буржуазные со циологи афишируют его (метод выборочного опроса.— Б. Г.) как чуть ли не основной, во всяком случае всеобщий, способ распознавания общественных точек зрения. Конечно, такие доводы не выдерживают критики. Главным такой метод нельзя признать уже хотя бы потому, что он доставляет в ряде случаев узколокальныи, ограниченный материал. А требуются ли доказательства того, что при выборочном подходе к исследованию буржуазный аналитик, допуская произвольный подбор опрашиваемых или тенденциозно их группируя, неуклонно сворачивает на обочину субъективизма? К тому же сами вопросы зачастую формулируются таким образом, чтобы заранее предрешить, навести на определенный желательный ответ» [210].
И так далее и тому подобное. Мы специально привели все эти высказывания в таком количестве и в таком развернутом виде, чтобы стала очевидной вся амплитуда критических замечаний, обычно направляемых в адрес метода выборочного анкетного опроса. И, как нетрудно убедиться, многие из этих замечаний бьют явно мимо цели, являются плодом предвзятости, несовместимой со строго научным подходом к делу, поистине (выражаясь словами последнего цитируемого нами автора) «не выдерживают критики». Мы затратили бы слишком много времени и места, если бы начали сейчас детально полемизировать с каждым из этих высказываний, вскрывать содержащиеся в них многочисленные терминологические неточности, алогизмы и прямые передержки (чего стоит одно только суждение А. М. Гиневского: «...главным такой метод нельзя признать, уже хотя бы потому, что он доставляет в ряде случаев узколокальный, ограниченный материал»,— спрашивается, а как обстоит дело во всех остальных случаях?!). Поэтому мы остановимся только на некоторых наиболее общих вопросах.
Если то, что полная индукция несравненно надежнее неполной, то это, разумеется, верно. Всеобщий анкетный опрос, проводимый, например, в форме всеобщих выборов, референдумов или переписей населения, дает конечно же значительно более точную и убедительную картину, нежели какое-либо, даже самым искусным образом проведенное, выборочное обследование. Однако означает ли это, что всеобщий опрос должен быть признан в качестве основного метода исследования общественного мнения? Отнюдь. Больше того, он заведомо не может играть такой роли, поскольку его применение является чрезвычайно трудоемким и дорогостоящим мероприятием. Известно, как редко проводятся референдумы и переписи населения и как долго обрабатываются собранные таким образом материалы, если обсуждавшаяся программа была хоть мало-мальски сложной (напомним, для примера, что 1-й сводный том с результатами Всесоюзной переписи населения 1959 г. появился только в 1962 г.). Между тем у развитого общества существует потребность в информации о каждодневном состоянии общественного мнения. Такая информация может быть добыта лишь с помощью оперативных методов исследования — фиксирования и обработки высказываний общественности. К их числу относятся как раз методы выборочного анкетирования. Если указанным противопоставлением хотят сказать, далее, что применение методов выборочного анкетирования связано с решением крайне сложной проблемы репрезентации — проблемы, не существующей в рамках всеобщего опроса,— то это, разумеется, также верно. Выборка, к которой прибегает исследователь, действительно должна удовлетворять множеству условий, чтобы соответствовать по своему составу структуре изучаемой «вселенной». Однако это обстоятельство не делает рассматриваемый метод ненадежным, поскольку среди всевозможных форм выборки имеются и такие, которые позволяют добиться вполне удовлетворительного решения проблемы репрезентации. И уж во всяком случае организуемое и строго контролируемое исследователем выборочное анкетирование в этом отношении куда более надежно, чем все остальные методы анализа, также опирающиеся на неполный охват изучаемого материала,— такие, скажем, как всенародное обсуждение и дискуссии, наблюдение и анализ документов.
Если же, говоря об «ограниченности», «частичности» материала, добываемого с помощью метода выборочного анкетирования, хотят поставить под сомнение правомочность неполной индукции вообще, то с этим согласиться никак уже нельзя: такая, с позволения сказать, «критика» по сути перечеркивает всю науку, всякое теоретическое мышление, которое в подавляющем большинстве случаев практически всегда оперирует как раз не полным, но частичным материалом, то есть представляет собой типичную выборку. Это обстоятельство не кажется сакраментальным, пока речь идет не о социологии. Во всяком случае, никому не приходит в голову поставить под сомнение выводы биолога относительно особенностей того или иного вида или рода на том основании, что эти выводы базируются на знакомстве исследователя не со всеми без исключения особями данного вида (рода), но лишь с отдельными его представителями. Точно так же никто из марксистов не требует полноты перечисления фактов и от историка, описывающего то или иное явление из жизни общества, всем ясно, что такое требование не только практически неосуществимо (поскольку факты, связанные даже с одним-единственным историческим событием, оказываются поистине бесчисленными), но и ошибочно в принципиальном отношении (ведь если быть последовательным, то выступить с таким требованием можно, лишь приняв точку зрения современного агностицизма или иррационализма, отрицающего повсюду объективные закономерности и провозглашающего единичные факты в качестве вполне уникальных, неповторимых феноменов). Признание существования в мире природы и общества объективных законов и закономерностей, объективной диалектики единичного и общего, а следовательно, и однопорядковых, инвариантных явлений и фактов ведет к активному утверждению не только возможности и действительности, но и совершенной правомерности научного анализа, характеризующего общее по его части. Особенно, если речь идет об анализе так называемых мохсовых явлений, статистических совокупностей, в рамках которых действует закон больших чисел. Но ведь именно с таким объектом и имеет дело социология вообще и социология общественного мнения в частности. Почему же тогда, спрашивается, принципы научного мышления должны быть здесь иными, нежели, скажем, в биологии или истории? Почему, в частности, тот самый выборочный анализ, который не вызывает там никаких сомнений, должен объявляться здесь «ненаучным»? Сейчас в СССР насчитывается около 150 млн. человек взрослого населения (считая с 16 лет). Можно утверждать, что среди них нет двух абсолютно похожих друг на друга людей. Допустим. Однако означает ли это, что каждый из них абсолютно непохож на других? Разумеется, нет! Ведь уже природа «разбила» людей, к примеру, на мужчин и женщин, позаботилась о том, чтобы дети походили на своих родителей, она же ограничила возможности человечества, скажем, в цвете волос (хотя современная химия борется с этим изо всех сил!), «рассортировав» всех на брюнетов, блондинов и пр., и т. д. Еще больший «вклад» в создание сходства между людьми внесло общество. Оно поставило различные группы людей в одинаковое имущественное (или еще шире — классовое) положение; «заставило» их заниматься одним и тем же трудом, объединив по профессиям; породило у них общность целей, взглядов и оценок, организовав в различные политические, идеологические и прочие партии, течения и т. д. и т. п. В таких условиях точка зрения, настаивающая на полном охвате единиц изучаемой совокупности как на единственно надежном способе исследования и объявляющая выборочный анализ, как таковой (независимо от качества выборки!), неправомочным, оказывается явно несостоятельной. Она могла бы быть оправданной, если бы существовали ситуации, в которых каждый из 150 млн. членов общества имел бы по тому или иному вопросу свое собственное, сугубо уникальное, не совпадающее ни с каким другим мнение. Однако, как мы знаем, существование подобных ситуаций — не более чем плод дурной абстракции. Даже теоретически невозможно представить себе вопросов, которые были бы способны вызвать такой плюрализм мнений (как известно, этого не случилось даже при выяснении тайны тунгусского метеорита!). А потом возникновение такой ситуации означало бы на деле разрушение всего социального: люди просто-напросто не могли бы договориться между собой... В отличие «от этого, существующего лишь в дурной абстракции, общественного мнения, общественное мнение, реально действующее в рамках тех или иных социально-демографических групп (а нередко и в рамках общества в целом), является всегда более или менее монистическим по своей структуре, во всяком случае насчитывающим строго ограниченное число точек зрения. И уже одно только это объективное обстоятельство избавляет исследователя от необходимости обращаться буквально к каждому члену группы, дает возможность составить представление о мнении группы по мнению отдельных, избранных ее представителей. Таким образом, сам по себе выборочный анализ не только не может быть назван «ненаучным», но должен быть признан в качестве в высшей степени эффективного средства научного познания общественных явлений [211]. Правда, во всей этой проблеме есть еще одна сторона дела, связанная с характером использования метода, со степенью владения им: известно ведь, что одно и то же орудие труда способно дать в руках подлинного мастера и неумелого ученика или ремесленника-бракодела совершенно различные результаты. Однако ясно, что при теоретическом рассмотрении метода, как такового, недопустимо смешивать его существо и конкретные (неудачные) формы его применения. Между тем именно в такую ошибку постоянно впадают критики выборочного анкетирования, в результате чего число мнимых минусов метода резко увеличивается. В самом деле, о чем говорят приведенные выше высказывания? О том, что при выборочном анкетировании «опрашиваемые подбираются среди населения совершенно произвольно» (А. Уледов), что анкеты «заполняются маловажными и случайными или неточными ответами на них» (Дж. Бернал), о том, что «этот способ наблюдения...дает возможность фальсифицировать общественное мнение» (П. Маслов), допускает «произвольный подбор опрашиваемых», их «тенденциозную группировку» (А. Гиневский) и т. д. и т. п. Спрашивается, существуют ли подобные огрехи (сознательно или бессознательно допускаемые) при исследовании общественного мнения? Бесспорно. И в большом количестве. И, кстати сказать, далеко не только в работах буржуазных социологов. Однако правомочно ли упрекать печатный станок за то, что на нем изготовляются фальшивые деньги?! Не очевидно ли, что корень зла кроется в самих фальшивомонетчиках?! Смешение этих разных вещей, допускаемое рассматриваемой тенденциозной критикой, не дает возможности принимать последнюю всерьез. Ей всегда могут и должны быть противопоставлены многочисленные ссылки на иную практику исследования общественного мнения, основанную на строго научном применении метода выборки, когда опрашиваемые подбираются не произвольно, но в соответствии с нормами репрезентации, отражающими объективную структуру изучаемой «вселенной»; когда анкеты заполняются важными и безошибочно составленными вопросами; когда, наконец, общественное мнение не фальсифицируется, но подвергается предельно точному измерению. Точно так же не касаются действительных минусов метода выборочного анкетирования и те его критики, которые подменяют анализ существа метода сетованиями по поводу трудностей, возникающих при его использовании. «Следует отметить недостатки метода опроса,— пишут, например, М. Н. Руткевич и Л. Н. Коган.— При его проведении необходима проверка того, насколько типичны опрашиваемые лица для данной группы...» Однако какой же это недостаток метода? Критический отбор и оценка исходного материала предполагаются в любом научном исследовании, при использовании любого метода. Вместе с тем не критикуем же мы, к примеру, исторический метод за то, что исследователю бывает сложно отобрать и предварительно оценить подлежащие историческому воспроизведению факты. Или те же авторы дальше пишут, что рассматриваемый метод плох тем, что «доброкачественность полученного материала зависит от содержания самих анкет. Вопросы анкеты должны быть четко сформулированы...» и т. д. Все здесь верно, кроме одного — что отмеченные моменты имеют какое-либо отношение к недостаткам метода. Разве результаты метода интервью, который М. Н. Руткевич и Л. Н. Коган противопоставляют анкетному в качестве более совершенного, не зависят от того, как проводится интервью, от содержания беседы, от умения исследователя вести ее и т. д. и т. п.?
Бесспорно, главный из этих недостатков (мы многократно говорили о нем выше, упоминания о нем содержатся и в приведенных критических высказываниях) — субъективизм метода. Он заключается, прежде всего в том, что «техника анкет,— как справедливо пишет чехословацкий социолог П. Махонин,— всегда несколько упрощает сложную действительность, всегда дает несколько поверхностное и субъективно окрашенное представление о действительности. При помощи анкет мы, собственно говоря, узнаем, что человек захочет нам сказать или, в лучшем случае, что он действительно думает о своих поступках, а не то, что он действительно делает. Иначе говоря, узнаем не факты, а их субъективное отражение. Эту слабую сторону анкет можно в некоторой степени ограничить обдуманностью содержания и структуры анкеты, но никогда нельзя ее свести к нулю» [212]. С другой стороны, дело не только в этом, не только в фигуре опрашиваемого. Как мы видели выше, моменты субъективизма тесно связаны и с фигурой самого исследователя, поскольку на качестве результатов опросов всегда лежит зримая печать приемов и методов его работы. Причем речь идет не об умении или неумении исследователя работать, не о степени его владения методом, короче, не об ошибках в исследовании (подобный субъективизм неизбежен при использовании любого, даже самого объективного метода). Речь идет о другом — о том, что в данном случае объект исследования (а им является субъективный мир людей, мир их эмоций и мнений), в силу своей специфики, способен испытывать и постоянно испытывает на себе влияние фигуры исследователя. Между объектом и субъектом исследования здесь возникает и действует связь, аналогичная той, которая существует и действует между поведением микрочастицы и измеряющим ее прибором... Вместе с тем, когда мы говорим о субъективизме, неизбежно связанном с применением метода выборочного анкетного опроса, нужно иметь в виду и, так сказать, противодействующие этому минусу обстоятельства. Первое из них заключается в том, что подобный субъективизм является отличительным признаком не собственно выборочного исследования, но методов опроса вообще, независимо от того, осуществляются ли они в форме выборки или всеобщего опроса, в форме программного анкетирования или беспрограммных изложений на заданную тему. Сплошные переписи населения [213], всенародные обсуждения, теоретические конференции, дискуссии в печати, интервьюирование, всеобщие выборы и референдумы — все они в большей или меньшей степени неизменно связаны с элементами субъективизма. Свободными от этого недостатка надо признать только методы, направленные на анализ непосредственно объективной действительности, да и то не все, а лишь те из них, в которых измерение объекта опирается на учет строго объективных, не связанных с фигурой исследователя (как, скажем, при наблюдении [214]) признаков. Во-вторых, отмечаемый минус метода может быть в той или иной степени (иногда значительной) ослаблен исследователем при помощи разного рода методологических и методических приемов. В главе 5 мы подробно останавливались на условиях и способах повышения объективности результатов опросов — как в плане приближения содержания мнений к отражаемой в них действительности, так и в плане приближения мнения, высказываемого вслух, к мнению, действительно существующему. Наконец — и это самое главное — рассматриваемый минус выборочного анкетирования сохраняет свою силу в определенных границах, действует в известных рамках, а именно: преимущественно при исследовании объективного мира, при измерении фактов и явлений бытия. К сожалению, многочисленные критики метода чаще всего упускают из виду данное обстоятельство. Совершенно справедливо полагая, что анкетирование вообще и выборочное анкетирование в частности не может быть признано в качестве основного метода проведения социологических исследований, они незаметно для себя переходят от социологии вообще, имеющей дело преимущественно с измерением явлений объективной действительности, к социологии общественного мнения. Однако весь фокус в том и состоит, что такой трансцензус неправомочен: предметом последней является субъективный мир людей, и естественно, что обращенный к сознанию метод анкетирования, играющий при измерении фактов и явлений общественного бытия второстепенную, вспомогательную роль (в сравнении с разного рода объективными методами — статистическим, хронометража и пр.), становится основным, когда речь заходит об измерении общественного мнения, фактов и явлений массового сознания. В этих границах рассматриваемый минус метода превращается даже (при прочих равных обстоятельствах) в его своеобразный плюс. Но только в этих границах. Во всяком случае, метод анкетирования нет смысла применять там, где явления могут быть измерены с помощью более надежных объективных методов. Об этом достаточно говорилось в главах 3 и 6. Следующим (после субъективизма) минусом выборочного анкетирования — минусом, связанным преимущественно уже не с опросным, но с выборочным характером исследования, является то, что этот метод, как пишет Е. Д. Модржинская, «дает чрезвычайно ограниченный материал, чтобы можно было сделать более или менее обоснованные выводы и заключения». Правда, сформулированный таким образом, этот упрек методу весьма неточен: из него остается неясным, в каком отношении «ограниченным» оказывается получаемый материал. Если речь идет о чисто количественной стороне дела (величине объема рассматриваемого материала), то, понятно, она не может быть отнесена к минусам метода: ничто не мешает исследователю расширить изучаемый материал, «распространить» метод на предельно широкий ансамбль опрашиваемых лиц. Во всяком случае, уступающий различным формам всеобщего опроса, метод выборочного анкетирования с этой точки зрения, то есть с точки зрения возможности охвата объема изучаемой совокупности, обладает как раз значительными преимуществами по сравнению со многими другими, более ограниченными в этом отношении, методами, например интервьюирования, наблюдения и т. п. И все же мысль об ограниченности материала, добываемого с помощью выборочного анкетного опроса, не лишена оснований. Дело в том, что средствами выборочного исследования весьма сложно точно зафиксировать всю гамму существующих в обществе по тому или иному вопросу мнений. В настоящее время в социологии разработаны различные способы организации выборки (мы будем говорить о них ниже), каждый из них в разной, большей или меньшей, мере обеспечивает совпадение картины выявляемых мнений (качественной и количественной) с картиной мнений, объективно существующей в данный момент в обществе. Однако следует признать, что в рамках выборочного опроса цель эта практически никогда не может быть достигнута с полной гарантией, что называется, «на все сто процентов». Это верно, прежде всего, по отношению к качественной мозаике мнений. «Выхватывая» тем или иным способом людей из определенного «социального контекста», исследователь исходит из предположения, что в выборке окажутся представленными все важнейшие группы мнений. И в общем-то такое предположение (особенно при некоторых формах выборки и сравнительно большом объеме опрашиваемого ансамбля) оправданно: как мы видели, качество (содержание) мнений определяется в первую очередь объективным социальным (в широком смысле слова) положением людей. Однако при всем при том тут имеется и немалое «но». Оно заключается в том, что всякая Выборка основывается на учете довольно ограниченного количества объективных критериев, характеризующих социальное положение людей. Обычно это — критерии пола, возраста, рода занятий, образования и т. п. Мир же мнений формируется под влиянием значительно большего количества факторов. В результате границы выбираемых исследователем объективных групп не совпадают с границами существующих в обществе групп мнений. А раз так, то не может быть полной уверенности и в том, что, представив в выборке все основные части «социального контекста», мы тем самым представим в ней полностью и всю реально существующую картину мнений. Последняя в условиях выборочного опроса всегда неизбежно будет «ограниченной», огрубленной. И то же нужно сказать в отношении количественного измерения групп мнений. В силу того же указанного несовпадения границ мнений с границами групп, выделяемых по объективным признакам, и ограниченного учета в процессе выборки объективных факторов, реально влияющих на формирование взглядов людей, многие формы выборочного опроса даже при условии фиксирования всех различающихся в содержательном смысле мнений не позволяют определить точные пропорции, в которых эти различные мнения реально относятся друг к другу. Абсолютно же точными такие измерения не могут быть никогда. Такой результат может быть получен лишь в рамках всеобщего опроса. Наконец, у метода выборочного анкетирования есть еще один весьма серьезный недостаток, с которым невозможно не считаться при проведении социологических исследова- ний. Это... кажущаяся легкость применения данного метода, его исключительная простота, всеобщая доступность. Чего, мол, проще: отпечатал анкету, распространил ее, собрал, подсчитал итоги, опубликовал результаты — и дело с концом!.. Именно это представление лежит в основе двух противоположных по своей направленности и одинаково вредных по своим последствиям тенденций. С одной стороны, социологом становится, вернее, объявляет себя буквально каждый, кто однажды вздумал провести какой-либо опрос. Журналисты и хозяйственники, партийные и комсомольские работники, директора кинотеатров и милиционеры — все как один занимаются теперь анкетированием. Разумеется, причины этого явления сложны. Дело не только в том, что социология стала модой. Главное— люди пытаются удовлетворить многолетний голод на знание конкретных процессов, происходящих в обществе, заполнить долгое время существовавший в этом отношении вакуум. Поэтому и относиться к этому объективному процессу «социологизации» всяческой деятельности нужно очень внимательно, с пониманием его существа, без решительных постановлений «прекратить анкетирование». Однако вместе с тем эта социологическая «самодеятельность» не может и приветствоваться. Измерение социальных процессов вообще и явлений общественного сознания в частности— дело исключительно науки. Какая-либо профанация, фальсификация действительности тут столь же вредны, как и недавнее неведение. А при отсутствии строго научного подхода к делу, при отсутствии необходимых теоретических, методологических и методических знаний эта профанация и фальсификация неизбежны. Кажущиеся столь легкими «роздал», «собрал», «подсчитал» на деле сопряжены, как мы видели, с огромными трудностями, и, если эти трудности не преодолеваются средствами науки и даже не замечаются, исследование не может дать сколько-нибудь надежных результатов, способно лишь дискредитировать подлинно научную социологию. Смысл другой тенденции в отношении к методу анкетирования состоит в том, что те же журналисты, считая себя вполне компетентными в таком деле, как составление анкеты, определение схемы опросов или решение проблемы репрезентации, полагают возможным вмешиваться в процесс собственно научного творчества, определять для социологов, что «хорошо», а что «плохо» [215]. Все отмеченные минусы метода выборочного анкетирования, разумеется, снижают эффективность его действия, затрудняют применение его в практике конкретных исследований. Однако они не меняют данной нами общей оценки этого метода: выборочное анкетирование является одной из наиболее распространенных форм проведения конкретно-социологических исследований вообще и основным способом фиксирования и изучения общественного мнения. Этому в большой мере способствует то обстоятельство, что рассматриваемый метод отличается от всех других рядом существенных преимуществ, о большинстве из которых мы уже говорили. Это — возможность широкого охвата изучаемой совокупности, помноженная на несравненную экономичность и оперативность исследования, большая четкость фиксирования фактов сознания, легкость технической обработки полученных результатов и т. д. Вместе с тем, отмечая плюсы и минусы выборочного анкетирования, мы должны иметь в виду, что этот метод ни при исследовании общественного сознания, ни, тем более, при исследовании общественного бытия не является единственным, должен применяться в сочетании с другими методами (статистическим, наблюдения, анализа документов и др.), тогда эффективность и точность его действия значительно повышаются [216].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|