Блок 4. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации.
1. Определение школьной мотивации.
Анкета определения школьной мотивации.
Беседы типа (Учеба – твоя главная обязанность, Зачем я учусь? Думай о завтрашнем дне, Научись учиться, Ученье – свет, а не ученье?
2. Особенности отношений “воспитатель-воспитанник”: реакция ребенка на замечание, на оценку его деятельности. Осознание ребенком своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность), отношение к похвалам и порицанию.
Беседы с классным руководителем. Наблюдение.
Привлекать к участию в творческих мастерских, занятиях оригами, ручным трудом.
3. Способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля.
Наблюдение за ребенком во время подготовки домашнего задания, в свободной деятельности, игре.
Работать над ликвидацией пробелов предшествующей обучения (Индивидуальная работа с ребенком; Дидактические игры (Найди ошибку, Вспомни по порядку, Найди и объясни, Добавлялки, Отгадай по описанию, Подбери по определению и др. )
4. Умение планировать свою деятельность.
Наблюдение.
Соблюдать режим труда и отдыха, НОТ школьника. Учиться планировать свою деятельность – поручая какое-либо дело, объяснять пошагово выполнение его и учить этому ребенка.
Блок 5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков.
5. Общая осведомленность в кругу бытовых понятий знаний о себе и окружающем мире (всестороннее развитие, одностороннее развитие, начитан, грамотен, кругозор узкий, но приспосабливается к данным условиям, развитие не соответствует программе школы, с трудом усваивает общие понятия, новые знания).
Вопросы для изучения общей осведомленности понятливости и отношения ребенка к школе.
Развивать познавательный интерес (использовать нестандартные формы проведения мероприятий: игровые програмы, конкурсы, вечера, викторины). Прививать любовь к чтению художественной литературы (Выездной читательский зал; Информационные минутки и др. ). Расширять кругозор через беседы (Щедрые дары природы; Россия-Родина моя; Хлеб-всему голова; Экономическая тропа и др. ).
2. Сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу.
Тестовые беседы на выявление степени психосоциальной зрелости.
Ликвидировать пробелы в знаниях (Отрабатывать технику чтения; Отрабатывать навыки прямого и обратного счета; Отрабатывать знания таблицы сложения, вычитания, умножения; Отрабатывать навыки письма (списывание с печатного текста, словарный диктант, выборочный диктант); Отрабатывать знания по предметам и применение их на практике; Коррекционные сказки для младших школьников.
3. Характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.
Наблюдение. Изучение продуктов деятельности (театр, рисунки).
Блок 6. Отношение к труду.
1. Отношение к труду (любит трудиться, к труду относиться добросовестно, охотно помогает детям в трудовых делах).
Наблюдение. Поручения.
Нравственно-этические беседы (Долг и совесть; Добро и зло; Подари другому радость, Учись жить в коллективе; Что такое сотрудничество?; Все в твоих руках).
2. Отношение к общественно полезному труду (участвует в общественной работе безотказно, с интересом; равнодушен, но поручения выполняет, понимает общественную ценность труда, трудиться при наличии требований и контроля со стороны педагога).
Наблюдение в практической деятельности.
Трудовые поручения. Трудовой десант. Беседы по профориентации (Все профессии важны; Кем бы ты хотел стать?; Мое будущее; Путешествие в страну профессии; Королева в книжном царстве; Моя профессия – учитель и др. ).
Наблюдение в практической деятельности и в повседневной жизни.
Беседы по правилам личной гигиены (Чистота-залог здоровья; Надо, надо умываться по утрам и вечерам; Уход за волосами; правила гигиены полости рта; Зарядка для носа и др; Что такое маникюр.
2. Социально-бытовые навыки (умеет накрывать на стол, убирать за собой посуду, есть пользуясь столовыми приборами, пользоваться салфеткой; мыть посуду, убирать помещения, стирать личные вещи, производить мелкий ремонт одежды; собирать свой портфель, убирать за собой игрушки, подготовить свой стол для выполнения домашнего задания).
Наблюдение в практической деятельности. Поручения.
Беседы по соблюдению правил гигиены. Практические занятия по личному ремонту одежды, стирке личных вещей. Беседы и практические занятия по культуре поведения (Правила поведения за столом; Посещение мест общепита; Ода столовым приборам; Встречают по одежке…; А нечистым трубочистам стыд и срам).
3. Навыки культуры поведения (соблюдает правила поведения за столом, в общественных местах, бережет личное и государственное имущество).
Наблюдение в практической деятельности.
Самообслуживание. Практические занятия, трудовые поручения. Беседы по культуре поведения. Правила поведения в общественном транспорте. Идет в театр. Правила поведения в поликлинике. Правила поведения в парикмахерской и др.