3.2. Предложения по внедрению технологий социальной помощи детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию
С целью получения информации для предварительного психологического анализа; выявления предпосылок возникновения сложных жизненных ситуаций как причин безнадзорности несовершеннолетних было проведено анкетирование детей, находящихся в социальном приюте г. Таганрога. По результатам наблюдения можно отметить, что из двенадцати детей, в особом внимании нуждаются три ребенка, набравшие по одиннадцать положительных результатов из восемнадцати фрагментов. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Средний уровень агрессивности у двоих детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым. Низкий уровень агрессивности у семи детей. Эти дети уравновешенны, спокойные, вспышки гнева возникают редко и носят защитный характер. Название: Методика рисунок несуществующего животного (РНЖ). Цель: подтвердить результаты, полученные из наблюдения. Инструкция: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем. Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Интерпретация: для оценки агрессивности детей использовалась следующая таблица:
Симптокомплексы теста «Несуществующее животное».
Результаты оценивания детских рисунков показали что: 5 детей набрали – 0, 6 – 0, 8 балла, высокий уровень агрессии 2 детей набрали – 0, 2 – 0, 5 балла, средний уровень агрессии 5 детей набрали - 0 – 0, 2 балла, низкий уровень агрессии Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д. ), изображение двоих животных – один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей. На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии. Уровни агрессивного поведения детей отображены на графике (рис. ХХХ). Ось X – количество детей, ось Y – баллы. Дети с высоким уровнем агрессии попадают за границу 0, 5 баллов.
Сравнив полученные результаты наблюдения и методики РНЖ, можно сказать, что результаты во многом совпали, но есть и расхождения. Это можно объяснить тем, что наблюдение дает общую картину поведения детей в группе, а методика РНЖ позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к семье и к окружающему его миру. Но результаты обоих методик несут в себе большую ценность для исследования. [21] Вывод: Анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Такое поведение может спрогнозировать любые сложные ситуации, возникающие в процессе воспитания. Но любое агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных упражнений с детьми. К основным направлениям совершенствования профилактических мероприятий следует отнести следующие: 1. Изменение отношения общества к беспризорным детям. Так, признавая всю тяжесть положения детей, угрозу явления для национальной безопасности страны, немногие члены общества хотят знать подробности жизни детей на улице, принимать участие в решении их проблем. Чаще социум демонстрирует равнодушное, пренебрежительное отношение к обездоленным несовершеннолетним. Без общественного внимания к конкретным детям проводить действительно эффективную профилактическую работу невозможно; 2. Целенаправленное оказание социальной помощи семье. Все современные мероприятия по профилактике беспризорности несовершеннолетних должны быть направлены на поддержание стабильности и безопасности семьи ребенка. В большинстве случаев превентивные меры, направленные на профилактическую работу с семьей способны достичь лучших результатов, чем работа по ликвидации последствий пребывания ребенка на улицe; 3. Проведение профилактической работы с детьми по месту их проживания. Значительную часть времени дети проводят на улицах и во дворах. Однако в настоящее время целенаправленных мероприятий, направленных на решение проблемы досуга, по месту жительства детей не осуществляется. Внешкольное образование и воспитание должны рассматриваться как неотъемлемая часть системы непрерывного образования, обеспечивающая развитие духовных, интеллектуальных, эмоциональных, эстетических потребностей и интересов детей и подростков;
4. Активное участие средств массовой информации в профилактике беспризорности несовершеннолетних; 5. Внедрение системы индивидуального патронажа детей. Следует ограничить межведомственные и внутриведомственные перемещения детей-сирот от одних воспитателей к другим, из одних воспитательных и учебных учреждений в другие, особенно в подростковом возрасте, для которого характерно интенсивное формирование личностных качеств. В результате будут сняты многие межведомственные барьеры в профилактике явления, а также выработаны действительно единые комплексные образовательные и воспитательные программы. Социальные программы и фонды оказания помощи беспризорным. Существуют фонды, которые оказывают помощь беспризорным детям как у нас в России, так и за рубежом. Из зарубежных фондов самые распространенные такие как Фонд Ротари, Фонд Сабре, Сеть Фондов Сороса Из российских одним из известных является Фонд «Содействия». Санкт-Петербургский региональный общественный благотворительный фонд «Содействие» создан 18 декабря 1991 г. группой граждан, обеспокоенных положением детей-сирот в Санкт-Петербурге. Целью Фонда «Содействие» является безвозмездная поддержка детей сирот и семей их опекунов и попечителей. Задачами Фонда «Содействие» являются: - содействие детям сиротам в получении образования, проведение отдыха, услуг по лечению; - содействие в правовой защите детей сирот; - организация поездок детей сирот для отдыха и лечения за пределы России; - содействие государственным организациям в защите прав детей сирот;
- привлечение добровольных пожертвований; - установление и развитие связей с аналогичными организациями. Социальные программы Фонда «Содействие»: «Правовая защита» Целью программы является организация бесплатной правовой и юридической помощи детям-сиротам, опекунам детей, многодетным семьям, матерям одиночкам инвалидам с детства. Программа предусматривает создание Юридического представительства Фонда «СОДЕЙСТВИЕ» с привлечением к работе в нём профессиональных юристов. «Поддержка» Целью программы является оказание моральной, материальной, правовой и других видов помощи детям-сиротам, воспитанникам детских домов и детям, находящимся на попечении, а также привлечение внимания общественности к проблемам детей-сирот. «Ночлежка» Цель программы: профилактика беспризорности и правонарушений, совершенных детьми, привлечение общественности и средств массовой информации к обсуждению и решению проблем беспризорных детей. Программа предусматривает создание приютов для беспризорных детей, оказание помощи уже существующим приютам, привлечение иностранных благотворительных организаций для реализации этой программы. «Здоровье» Целью программы является содействие поддержанию и укреплению физического и психического здоровья детей сирот, профилактика простудных заболеваний и гриппа в осенне-зимне-весенний период, пропаганда здорового образа жизни и привлечение детей сирот к занятиям физической культурой и спортом. Программа предусматривает приобретение для детей сирот профилактических средств (витаминные комплексы, пищевые добавки и т. д. ), а так же оплата занятий в спортивных секциях и клубах. «Помощь» Целью программы являются оперативная материальная и другая помощь семьям опекунов детей–сирот и многодетным семьям. Привлечение общественного мнения, через средства массовой информации к проблемам детей-сирот и многодетных семей, помощь в поиске спонсоров для многодетных семей. «Солнце для всех» Цель программы – оказание помощи опекунам детей сирот в организации отдыха детей-сирот в летних оздоровительных лагерях. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот путевок в летние оздоровительные лагеря. «Завтра в школу» Цель программы помощь опекунам детей сирот в подготовке детей к новому учебному году. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот школьных принадлежностей, учебников, спортивной формы и обуви. «Праздник в каждой семье» Цель программы – создание атмосферы праздника для детей сирот в дни празднования Новогодних и Рождественских праздников, создания условий при которых ребенок сирота не чувствовал бы себя человеком второго сорта. Программа предусматривает вручение детям новогодних подарков и организацию праздничных мероприятий в дни зимних каникул.
«Соучастие» Цель программы – оказание психологической, юридической и материальной поддержки бывшим воспитанникам детских домов и школ-интернатов. Программа предусматривает помощь в приобретении специальности и трудоустройстве. «День рождения – Праздник детства» Цель программы – оказание помощи опекунам детей сирот в организации празднования Дня рождения опекаемого ребенка. Программа предусматривает оказание опекунам детей сирот единовременной материальной помощи для организации праздника и приобретение подарка ко Дню рождения опекаемого ребенка. Таким образом, попытки как-то помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей. КОРОТКО О ФОНДАХ МОЖНО НАПИСАТЬ В ГЛАВЕ 2, ПАРАГРАФЕ 2. 1. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУР В СФЕРЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ Проанализируем, какие необходимо принять меры по защите прав безнадзорных и беспризорных детей, предупреждению их правонарушающего поведения. Отметим, что принимаемые меры должны быть адекватны причинам и условиям, вызвавшим такое поведение подростков. 1. Первая причина - это семейное неблагополучие, некорректные формы воспитания детей, унижение их человеческого достоинства, психическое и физическое насилие. Необходимо ввести постоянный социальный патронаж семей, находящихся в социально опасном положении. Реабилитация детей и подростков из таких семей должна сопровождаться параллельной работой с родителями по восстановлению семейных связей, повышению ответственности родителей за жизнь и воспитание ребенка, а в необходимых случаях - оказание помощи родителям в трудоустройстве, лечении от алкогольной и наркотической зависимости. Нужно сосредоточить все ресурсы на сохранении и поддержании жизнеспособности семей с детьми, использовать ресурсы и положительный опыт в этой сфере органов социальной защиты населения, реабилитационных центров, Центров помощи семье и детям, служб занятости. Во многих городах и районах Ростовской области есть успешный опыт такой работы. Его надо широко распространять, сделать доступным для специалистов других районов области. Немаловажная составляющая успешной работы с семьей – это своевременное выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Выявление безнадзорного ребенка органами внутренних дел - уже сигнал для начала работы с семьей. 2. Дети, не посещающие школу. Тревогу должны забить образовательные учреждения, подключить комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. В настоящее время Областной Закон «О комиссиях по делам несовершеннолетних в Ростовской области» дает широкие полномочия КДН для такой работы. Так, согласно статьи 8 Закона, комиссии при социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего разрабатывают индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего включающую в себя оценку (экспертизы) состояния несовершеннолетнего, в том числе, проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья несовершеннолетнего, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации несовершеннолетнего, которые комиссиями осуществляются самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями; комиссии своим постановлением поручают проведение индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей). 3. Школа. С 1998 года в Ростовской области по Постановлению Губернатора области проводится социально-педагогический мониторинг детей от 6 до 15 лет, основная цель которого- выявление детей школьного возраста, не посещающих школу, выяснение причин такого положения, работа с семьей. В нашей области есть необходимая нормативная база для поддержки малообеспеченных и многодетных семей, однако сами семьи о возможности получения помощи и поддержки, зачастую, не знают. Здесь должны включиться в работу с семьями не только специалисты образовательного учреждения, органов социальной защиты населения, но и школьный родительских актив. Одной из причин непосещения школы ребенком могут быть проблемы в обучении либо конфликты со сверстниками. Для решения первой проблемы также имеются все условия, успешно работают психологические центры, созданные министерством образования области, специалисты этих центров на протяжении многих лет внедряют хорошо зарекомендовавшие себя методики психологической коррекции и преодоления школьной дезадаптации. Для своевременного разрешения школьных конфликтов необходимо внедрение новых форм работы с несовершеннолетними, прежде всего, создание школьных служб примирения. Именно здесь широкое поле деятельности для школьных инспекторов милиции, школьных психологов и социальных педагогов, воспитателей. Главное, чтобы конфликты разрешались при участии самих подростков, в таких школьных службах примирения могут участвовать школьники старших классов, хорошо себя зарекомендовавшие и пользующиеся авторитетом среди сверстников. Для начала можно определить пилотную площадку (например, одну или несколько школ г. Ростова-на-Дону), провести совместные тренинги старшеклассников, которые будут на общественных началах работать в такой школьной службе примирения, педагогов -воспитателей, школьных инспекторов милиции. Провести такие тренинги могут активисты молодежного студенческого объединения «Поколение Лекс» Ростовского филиала Российской академии правосудия, которые обучены такой работе и успешно сотрудничают с Комитетом по молодежной политики. Представляется, что Комитету по молодежной политике и его активистам на местах можно было бы возглавить и скоординировать эту работу, важно, чтобы школьные конфликты своевременно были разрешены, надо пресекать и факты насилия в школе, мелкого вымогательства. Надо предпринять все усилия для того, чтобы не доводить такие конфликты до преступления, а подростков-до суда. Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП) и специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием (СУВУЗТ). С 1999 года решение о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения принимают суды, поэтому несколько слов о судебной практике и проблемах, которые она выявляет. В суды области из органов внутренних дел часто поступают ходатайства о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП по мотиву «необходимости исправления и перевоспитания», при этом несовершеннолетний постоянно проживает на данной территории, имеет родителей. Действующий Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» четко установил основания для помещения несовершеннолетних в такое учреждение как ЦВСНП, который не является реабилитационным учреждением, по своему статусу это- учреждение изоляции, при этом законом установлен 30-дневный срок содержания в них детей. Направление несовершеннолетних в ЦВСНП «для исправления и переспитания» законом не предусмотрено. Чаще всего из таких материалов с ходатайствами о помещении в ЦВСНП видно, что несовершеннолетний является дезадаптированным и социально запущенным ребенком, однако реабилитационной работы с ним не проводится, вся работа органов профилактики сведена к тому, чтобы хотя бы на 30 суток «запихнуть» подростка в ЦВСНП, по принципы « с глаз долой». Такие попытки решительно пресекаются судами области. Есть еще одна существенная проблема – что делать с несовершеннолетними, которые имеют заболевания, препятствующие их содержанию в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, и которые не могут быть помещены в СУВУЗТ по этой причине, хотя они нуждаются в особых условиях воспитания? По сути, они «выпадают» из профилактической работы. Представляется, что надо создавать в области для них условия для реабилитации, это могут быть специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|