2. Деятельность социального работника в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Социально – педагогическая деятельность еще только начинает свое становление как особое направление социальной работы в РФ. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь в начале 90 - х гг. ХХ века. Тем не менее, социальный педагог сегодня - одна из ключевых фигур в учреждении социальной реабилитации несовершеннолетних, которая призвана объединить усилия специализированного учреждения для дезадаптированных детей, семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку. Социальный педагог - «специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др. )» [26; 16]. В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, у которого возникли проблемы в процессе социализации, до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения. Социально-педагогическая деятельность - это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе» [26; 16]. Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей. Социальная адаптация - процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологических травм [5].
Под социальной реабилитацией понимаются мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы [5]. Закон гарантирует права и свободы человека в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Закон устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении РФ. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности несовершеннолетнего, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах [27; 38]. Социальный работник, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции: - аналитико-диагностическую; - прогностическую; - организационно-коммуникативную; - коррекционную; - координационно-организаторскую; - функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам; - охранно-защитную; - психотерапевтическую; - социально-профилактическую; - реабилитационную [9; с. 14]. Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный работник: - изучает и оценивает особенности социальной микросреды реабилитационного центра, прогнозирует возможные влияния среды на воспитанников; - выявляет личностные особенности и достоинства несовершеннолетнего, его «проблемное поле»; - изучает и оценивает особенности деятельности и обучения несовершеннолетнего; - устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей;
- выявляет детей и подростков с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии. Прогностическая функция социального работника заключается в том, что он: - на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности несовершеннолетнего, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития воспитанника в процессе социализации; - планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы. Выполнение социальным работником организационно-коммуникативной функции: - способствует включению субъектов воспитательной деятельности - общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых; - позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых. Коррекционная функция социального работника заключается в том, что он: - старается оградить воспитанников от негативных влияний социальной среды; - осуществляет коррекцию самооценки воспитанников и помогает им избавиться от вредных привычек. Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный работник: - организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде; - включает воспитанников в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней; - организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых; - координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; - взаимодействует с органами социальной защиты и помощи. Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального работника: - оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь воспитаннику в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; - устанавливать доверительные отношения с клиентом. Охранно-защитная функция социального работника заключается в том, что он:
- использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов воспитанников; - содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; - взаимодействует с органами социальной защиты и помощи. Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный работник: - заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния воспитанников; - оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; содействует в создании ситуаций успеха. Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный работник: - организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; - влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости; организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска». Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке несовершеннолетних, попавших в реабилитационный центр по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия и др. ), испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации. Таким образом, социальный работник в условиях реабилитационного центра является организатором активного сотрудничества педагогов, воспитанников центра, родителей, учителей школ, в которых обучаются воспитанники, различных социальных структур для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по защите их личностных прав и их социальной реабилитации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|