Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории кадетских корпусов




 

Возникновение кадетских корпусов в России связано с изменением порядка военной службы для дворян. В 1730 г. после смерти пятнадцатилетнего императора Петра II, внука Петра I, на престол была приглашена Анна Иоанновна (1693–1740). Дворянство предъявило новой императрице требование отменить установленный Петром I порядок службы: разрешить дворянским юношам поступать на военную службу в офицерском чине, минуя тяжелую «солдатскую» школу, которую дворяне считали для себя унизительной.

В этом же году Верховный тайный совет дал дворянам звание шляхетства, т.е. благородного дворянства, и обещание «в солдаты, матросы и прочие, подлые и низкие чины неволею не определять». Дворяне получили привилегию поступать в армию в чине офицера.

Указ от 29 июля 1731 г. объявил весьма нужным обучение дворян воинскому делу «от малых лет». Для подготовки к офицерской службе и были в России использованы кадетские корпуса, привилегированные средние военно-учебные заведения закрытого типа. В кадетском корпусе дети дворян должны были получить общее образование и специальную подготовку для выполнения своих сословных обязанностей на офицерской службе в армии и в правительственных учреждениях в чинах, соответствующих офицерскому званию.

Первый кадетский корпус был основан в 1731 г. в Петербурге.

Открытие его состоялось 17 февраля 1732 г. Дворянство не сразу оценило достоинства нового учебного заведения, царский указ об учреждении корпуса кадетов был встречен без энтузиазма. Потребовалось издание еще двух указов, энергично призывающих дворян к записи своих детей в кадеты. Первоначально в кадетский корпус поступило 56 воспитанников. Однако авторитет его быстро рос, и вскоре обучение в нем становится не только популярным, но и престижным.

В корпус принимались дворянские дети в возрасте от 13 до 18 лет, здесь они были на полном казенном содержании. От поступающих требовалось умение читать и писать по-русски. Задача кадетского корпуса готовить не только военных офицеров, но и гражданских чиновников – отразилась на содержании обучения воспитанников. Учебный план корпуса включал общеобразовательные предметы, предметы военных, политических, юридических наук, язык наук – латинский и др.

В корпусе было создано четыре класса, в каждом из которых срок обучения мог продолжаться от одного до трех лет. Счет классов был обратным. В первых двух классах изучались только общеобразовательные предметы. В низшем, IV классе обучали русскому и латинскому языкам, чистописанию, арифметике. В III классе – географии, геометрии, грамматике. Во II классе наряду с общеобразовательными учебными предметами кадеты изучали специальные предметы: фортификацию, артиллерию, а также историю, «правильный в письме склад и стиль», риторику, юриспруденцию, мораль, геральдику и прочие воинские и политические науки. В высшем, I классе, исходя из «способности, прилежания и особливо понятия», которые проявлял кадет к той или иной области военного дела (фортификации, артиллерии, кавалерии, инфантерии) или к гражданской службе, определялась его будущая профессия.

Во всех классах кадеты занимались рисованием, танцами, фехтованием, верховой ездой, строевыми экзерцициями (упражнениями). Особое внимание уделялось изучению русского, немецкого и французского языков. Однако регламент кадетского корпуса объема знаний не устанавливал.

Классно-урочная система в России в то время не была распространена. Воспитанники делились по разрядам или группам изучаемых наук и составляли классы. В каждом классе находились кадеты разного возраста, пребывание в нем не ограничивалось определенным сроком. В зависимости от успехов в любое время кадет мог быть переведен в следующий класс. В первых трех классах кадеты обучались 5–6 лет. Выпуски начинались с III класса, где устанавливался обязательный публичный экзамен.

Предусматривалось последовательное изучение воспитанниками каждого предмета. По мере того, как усваивалась изучаемая наука и завершалась предложенная программа, кадет переходил к следующему предмету и изучал его до тех пор, пока учитель не находил его знания достаточными. <...>

В свободное от занятий время кадеты были предоставлены сами себе. Читать они не любили и избегали заниматься этим. Высокая стоимость книг заставляла корпус тщательно беречь их и выдавать на руки воспитанникам в исключительных случаях. Кадеты занимались верховой ездой. Их обучали не только ездить верхом, но и чистить лошадей, ухаживать за ними во время различных болезней, подковывать и прочее.*

* См.: Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). – М., 1958; Антонов А. Н. 1-й кадетский корпус. – 2-е изд. – СПб., 1906; Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений. 1700 – 1891. – СПб., 1880-1892.-Ч. 1-3.

 

Важным был указ «О выборе, для обучения православному закону и для приведения в веру Греческаго исповедания разных народов, таких церковных причетников, которые знают языки сих народов» от 16 января 1740 г. Для обучения мордвы, чувашей, черемисов, лопарей и самоедов предлагалось отобрать 30 человек из Казанской губернии, 15 человек из Архангелогородской «из поповских, дьяконских и церковных причетников, купечества (которые ездят по иноверческим деревням и торгу своего имеют не выше 150 рублей), из убогого Шляхтства детей, российской грамоте и писать умеющих, и знающих иноверческие языки, от 15 лет; на них платье сшить не дороже 10 рублей, дать им довольный корм и подводы и прислать в Санкт-Петербург в Святейший синод, обучить их в школах, потом произвести в диаконы и священники и отпустить в те же губернии, откуда взяты».

При Елизавете Петровне (1741 –1761) сохранил ось внимание к духовным школам. Наряду с распространением элементарного обучения в этот период открылись Морской Шляхетский кадетский корпус, Московский университет (1755), Артиллерийская школа была соединена с Инженерной, учреждена гимназия в Казани, Русская Академия художеств и при ней Архитекторское училище. Большое значение имел указ от 15 ноября 1760 г. «О сочинении и представлении в Сенат штатов и плана для учреждения Гимназий и школ в Губерниях», основанный на проекте М. В. Ломоносова и И.И. Шувалова. По нему предлагалось «в знатных городах учредить Гимназии, в которых бы обучали нужные европейские языки и первые основания наук, и при оных Гимназиях некоторое число положить учеников записных, на содержании казенном, другие же могут быть вольные, а по маленьким городам учредить школы, в которых будут обучать Русской грамоте, арифметике и прочим первым основаниям, из оных школ станут выходить в Гимназии, из Гимназий в Кадетский корпус, в Академию, в Университет...» Однако конкретных действий по выполнению этого указа не было принято.

Шестидесятые годы XVIII в. отмечены рядом интересных образовательных проектов. В этот период в стране остро ощущалось отсутствие планомерно организованной школьной системы. В ноябре 1760 г. И. И. Шувалов внес предложение в Сенат об организации всеобщего обучения детей дворян через открытие в малых городах школ грамотности, а в больших городах – гимназий, выпускники которых смогли бы переходить в кадетский корпус или в университет.

Работу по подготовке различных школьных проектов стимулировала Екатерина II. Советником по вопросам образования был назначен И. И. Бецкой. По его предложению были открыты воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), Институт благородных девиц (1864). В 1772 г. по желанию П. Демидова открылось Коммерческое училище для подготовки образованных торгово-промышленных людей.

В 1764 г. в Сенат поступило доношение архангелогородца Василия Крестинина о введении во всех русских городах всеобщего обязательного школьного обучения. Этот призыв северян не был услышан властью. Вместе с тем Екатерина II обратилась к некоторым философам-просветителям с предложением разработать проект организации образования в России в связи с необходимостью воспитания «новой породы людей». Благодаря этому, были представлены проект профессора Дильтея об учреждении разных училищ (1764), проект организации государственных гимназий (1766), проект Комиссии об учреждении народных училищ (1786). В апреле 1786 г. было предписано открыть в 25 губерниях главные народные училища, для которых уже было подготовлено 100 учителей; 5 августа 1786 г. утвержден Устав народных училищ, по которому должны были открываться два типа народных училищ – главные и малые.

Главное народное училище имело в составе 4 класса с курсом обучения на «языке природном» в течение 5 лет. По учебному плану в I классе изучались чтение, письмо, нумерация, священная история, краткий катехизис; во II классе добавлялись русская грамматика, чтение книги «О должностях человека и гражданина», рисование; в III и IV классах, кроме перечисленных, должны были изучаться история русская и общая, естествознание, география, геометрия, физика, механика, латинский язык и один из иностранных языков (для желающих).

В учебный план малых народных училищ входили предметы, соответствовавшие первому и второму классам главного училища. Училища организовывались только в городах. Правительство предпочитало оставлять детей крестьянства неграмотными. Екатерина считала, что «безграмотным народом легче управлять». За все ее царствование было учреждено всего 223 учебных заведения.

Большую роль в их распространении сыграл Федор Иванович Янкович де Мириево, проработавший в России более двадцати лет. К 1790 г. из 500 городов страны училища имелись в 254.

Историки педагогики считают, что в ходе реализации школьных проектов екатерининской эпохи можно выделить два этапа: на первом (1760–1780) приоритет имела французская педагогическая традиция; на втором (с 1780) выросло влияние германского школьно-педагогического опыта (А. Н. Джуринский).

В течение XVIII в. возрастало внимание общества и государственной власти женскому образованию и воспитанию. Уже в первой половине века даже небогатые семьи обучали языку мальчиков и девочек вместе. Женщины знатных семей получали знание по чтению, письму, арифметике, истории, географии. Почти все аристократки говорили по-немецки, возможно и по-французски, играли на лютне, клавесине, танцевали. Чаще всего девочек учили дома или в частных школах, «про себя», для домашнего обихода. Центрами распространения грамотности среди женского населения долгое время являлись женские монастыри, частные школы, раскольнические скиты. При Елизавете Петровне в частных пансионатах занимались совместно дети обоего пола. В 1754 г. в Москве и Петербурге открыли по одной школе для образования повивальных бабок, где соответственно предлагалось обучать 15 и 10 человек. «Лишних по одной отправлять в губернские города, когда там их хватит – в каждый провинциальный город». В каждую школу следовало выделить по одному доктору – «профессору бабичьего дела» и акушера. В целом же уровень женского образования на протяжении века оставался низким.

В 1764 г. в Петербурге было открыто первое в России женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре. Задачей этого учреждения было воспитание благонравной светской барышни. В основу положено христианское благочестие и знание светских приличий. Французский язык играл главенствующую роль. С целью сообщить будущим матерям некоторые воспитательские навыки ученицы старшего класса вели педагогическую работу в первых двух классах [1,с.222].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...