Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школьное дело в россии XVIII в.




 

Социально-культурные истоки развития образования и педагогических идей в XVIII в. • Духовное и светское образование в первой половине XVIII в. • Просветительные реформы Петра I • Школьные проекты 60-х гг. XVIII в. • Екатерининский период • Высшее образование в России XVIII в.

 

Благодаря деятельности Петра I (1672–1725) Россия уже в начале XVIII в. представляла собой обширное многонациональное государство, где утвердился абсолютизм, т. е. форма феодального государства, при которой власть полностью принадлежит монарху. Историки оценивают ее как открытую диктатуру дворянства (Е. В. Анисимов, Б. А. Рыбаков, А. М. Сахаров и др.). Абсолютизм осуществил подрыв идеологической монополии церкви, лишил ее экономического и политического могущества, подчинил государству. Укрепление абсолютизма, власти дворянства привело к обострению классовой борьбы, которая проявилась в волне крестьянских восстаний. Они носили ярко выраженный антикрепостнический характер.

Усилению роли России на мировой арене способствовало ее военное могущество. Петровская реформа армии и флота создала условия для решения внешнеполитических проблем на протяжении всего XVIII в. Развитие товарно-денежных отношений, рыночных связей потребовало не только осуществления реформ внутри страны, но и расширения экономических, политических, культурных связей России с западноевропейскими и восточными государствами.

Для осуществления экономических реформ Петру I были нужны обученные национальные кадры. Для этого он использовал два пути: подготовку специалистов из числа русских людей за границей и создание собственной государственной системы образования. Именно в этот период в России начали смотреть на Европу как на школу, в которой можно обучаться и науке, и мастерствам. Возникла проблема «европеизации» российского воспитания и образования. Европеизация отечественного просвещения выражалась в разных формах: обучение молодых специалистов за границей, приглашение ученых и учителей в страну для ведения научно-педагогической деятельности. Перевод «ученых пособий и умственных произведений» зарубежных авторов и т. п. Среди значительных событий своего правления Петр I считал то, что «дал позволение всем своим подчиненным ездить во иностранные европейския государства для обучения, которое прежде было запрещено под казнью, и не только позволил на сие, но еще к тому их принуждал». Кроме того, царь приказал перевести на русский язык «сочинения иностранных ученых, наиболее достойные внимания или по глубокомыслию, или по практической пользе в общежитии». Для этих целей содержались специальные «нарочные переводчики». Были переведены книги Бунона «Общая история», Пуффендорфа «Введение в историю главнейших государств», Фенелона «Приключения Телемака». Значительным событием в славянской педагогике был перевод учебных книг Я. А. Коменского по указанию самого Петра I. Иллюстрированная детская энциклопедия Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» была среди книг, по которым учился царевич Алексей. Кроме обращения детей к материальному и духовному богатству мира, работа великого педагога выполняла роль пособия для изучения иностранных языков. В течение XVIII в. книги Я. А. Коменского издавались несколько раз. До сих пор в крупнейших библиотеках страны находятся свыше 60 произведений педагога, напечатанных в XVII–XVIII вв.

Оценивая явление «европеизации» в истории просвещения России XVIII в., необходимо отметить прежде всего ценность культурного взаимообмена и обогащения. Передовые люди страны ориентировались на прогрессивное в социальном опыте западных государств, отстаивали идею самобытности и своеобразия русской действительности. Отрицательным являлось то, что распространившееся среди части дворянства низкопоклонство перед Западом особенно сказалось в событиях второй четверти XVIII в. в период «бироновщины». Часть иностранных специалистов не были сторонниками настоящего просвещения русского народа, обвиняли его в невежестве, тормозили выдвижение талантливой молодежи из числа россиян.

Объективное рассмотрение состояния просвещения в России в XVIII в. (см. исследования С. Д. Бабишина, Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Н. Н. Кузьмина, Е. Н. Медынского, Б. Н. Митюрова, А. И. Соболевского и др.) показывает наличие определенного уровня грамотности в стране, без которого невозможно было бы постигнуть науку в западноевропейских университетах. Введение гражданского алфавита, развитие книгопечатания способствовали изданию научных трудов, учебников, календарей, русских летописей, словарей, первой газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и т. д.

После учреждения в 1724 г. Академии наук в ее деятельности было выделено четыре ведущих направления: научно-исследовательское, технико-прикладное, культурно-просветительское, педагогическое. На протяжении всего XVIII в. шло достаточно интенсивное их развитие. Об этом свидетельствует и издательская работа Академии (Д. В. Тюличев).

Показателем распространенности книжного знания являются и сведения о наличии богатейших библиотек в монастырях и в частных собраниях (А. П. Волынский, В. Н. Татищев, Ф. Прокопович, Ф. Лопатинский и др.). С 1755 г. начинают выходить российские журналы, в которых помещались педагогические материалы. Собственно педагогическая журналистика появилась в стране с 1785 г., когда Н. И. Новиков выпустил «Детское чтение для сердца и разума».

Таким образом, развитию школы, просвещения, педагогической мысли в России были созданы определенные социально-культурные условия. Это выразилось в общем подъеме интереса к науке, знаниям, их прикладному значению. Новое время, связанное с развитием просветительства в России в XVIII в., привнесло и новое понимание человека. Возрождение в эпоху Просвещения идей гуманизма ярко проявилось в понимании прогрессивными людьми идеала личности, взаимоотношений между человеком и обществом. Развитие философского, этического, литературного, научного знания дало сильный толчок и питательную почву для обогащения педагогической мысли России XVIII в.

Благодаря петровским преобразованиям новая культура России XVIII в., основанная на исконно русских традициях, имела отпечаток западноевропейской цивилизации. Общекультурное развитие страны базируется на образовании, просвещении, поэтому одной из ведущих задач государства Петр I считал переустройство школьного дела. Уже в начале века появились светские государственные школы различных типов. Новые школы имели ярко выраженный характер реального учебного заведения с профессиональным уклоном.

В 1701 г. в Москве открылась школа «математических и навигацких наук», которая занималась подготовкой моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, учителей, писарей, мастеровых и т. п. Руководителем школы был Фарварсон, профессор Абердинского университета, приглашенный Петром из Англии. Вместе с ним в качестве преподавателей прибыли еще два человека. Учеников предписано было набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением».

В школе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Для подготовки к обучению в школе были открыты два начальных класса: русская школа для обучения чтению и письму и цифирная школа для преподавания элементарной арифметики. В школе обучалось не менее 200 человек, полный комплект учащихся определялся в 500 человек. Учащиеся поступали в возрасте 12–17 лет, а иногда и 20 лет. Определенного срока обучения не было. «Учащиеся получали кормовые деньги (3 – 5 алтын в день)... жили частью в школе, частью поблизости на наемных квартирах... По указу 1701 г. за прогульные дни ("неты") учащимся грозил очень высокий штраф: за первый день 5 руб. (на тогдашние деньги), за второй 10 руб. и за каждый следующий по 15 руб. Штраф взыскивался при помощи правежа: публично били до тех пор, пока родственники или товарищи не внесут денег; у родителей, если они владели имуществом, производили конфискацию. За побег из школы полагалась смертная казнь, родным за ходатайство об освобождении от школы их детей грозила каторга». В 1715г. старшие классы школы переведены в Петербург и на их базе была создана Морская академия. Она функционировала на основе строгой дисциплины как военно-учебное заведение. Петр приказал «для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат, а быть им по человеку в каждой камере во время учения, и иметь хлыст в руках, а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, не смотря какой бы он фамилии не был». В Академии занималось 300 учеников. Учащиеся изучали арифметику, геометрию, артиллерию, навигацию, фортификацию, географию, корабельное дело, рисование, танцы.

С момента своего основания Морская академия планировалась как привилегированное дворянское учебное заведение. Однако в первой четверти XVIII в. образование было ценностью для немногих. Даже в Морскую академию дворянство шло неохотно. Поэтому сословный состав в ней был достаточно пестрый.

Морская академия в отличие от Навигацкой школы была военным учебным заведением. Ее ученики были вооружены ружьями, несли караул, носили форменное обмундирование. В 1720 г. принял Петр I морской устав, который требовал высокой дисциплины и ответственности каждого за порученное ему дело. Одно время гардемаринам было запрещено жениться «под штрафом три года быть в каторжной работе». Затем несколько ослабили это требование: «не позволять жениться ранее 25 лет, и чтобы было подлинное свидетельство, дабы в летах подставы и фальши не было...».

Обучение в Морской академии начиналось в подготовительных классах, где учили грамоте и счету. Тех, кто успешно их заканчивал, переводили в мореходные классы. В академии по сравнению с Навигацкой школой не только специальное, но и общеобразовательное образование расширилось: наряду с математическими и военными дисциплинами в ней преподавались политика, геральдика, гражданские законы, гражданская архитектура и другие «шляхетные науки», а также семь иностранных языков (по-видимому, на выбор): английский, французский, немецкий, шведский, датский, итальянский, латинский.

«Военная часть» обучения должна была состоять, согласно адмиралтейскому регламенту, из артиллерии, навигации и фортификации, обучения с мушкетами и др.

На первых порах морские гвардейцы учились по тем же учебникам, что и ученики Навигацкой школы. 2 января 1721 г. был издан именной указ по Адмиралтейств-коллегий о создании при Морской академии типографии.

После смерти Петра I, при воцарении на престол Анны Иоанновны, ситуация в стране изменилась. Резко сократилось финансирование флота. В упадок пришло и военно-морское образование. Численность учеников Морской академии в 1731 г. сократилась до 150 человек. Денег для содержания учебного заведения отпускали так мало, что морские гвардейцы бедствовали и голодали. В этой обстановке богатые дворяне перестали отдавать детей учиться в Морскую академию, а разночинцев принимать в нее было запрещено.*

* См.: Веселого Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса. – СПб., 1852; Сукновалов А.Е. Чему и как обучали в Петербургской Морской академии при Петре I // Ученые записки ЛГПИ имени А.Г.Герцена. – 1956. – Т. 13.

 

В 1706 г. в Москве была открыта хирургическая школа, в 1712 г. – инженерная и артиллерийская школы. В 1714 г. был издан Указ об открытии цифирных школ, светских начальных школ с математическим уклоном. В Указе говорилось: учить счету, арифметике, начальным основаниям геометрии, грамоте детей дворян, приказного чина, дьячих и подьяческих от 10 до 15 лет, кроме крестьян. Неуспевающие ученики лишались права иметь должность и не могли жениться. Учителями в этих школах были выпускники Навигацкой школы или Морской академии. Впервые в истории европейской школы учителю была установлена постоянная плата – 36 рублей в год. Однако ее выдавали неаккуратно, иногда через несколько лет. В каждой школе разрешалось иметь определенный штат (сторожи, истопники), выдавались бумага, дрова, свечи. С созданием цифирных школ вводилась своеобразная учебная повинность, поскольку Петр I рассматривал образование как род государственной службы. Принудительность образования являлась одной из причин отмирания цифирных школ. Она вызывала предубеждение у населения по отношению к обучению детей. Если в 1722 г. было 42 школы, где училось 2051 человек, то в 1744 г. осталось всего 8 школ. Многие дети убегали из них. Только в 1726 г. не вернулось в школы 322 ученика. Пойманных заковывали в колодки и возвращали в школу, наказывали плетьми. Отцы часто скрывали бегунов.

Ученикам при поступлении в школу выдавались книги и учебные пособия (арифметика Магницкого, логарифмы, морские атласы, аспидные доски, «каменные перья» и т. д.). Предметы изучались последовательно, а не одновременно. Определенного времени для экзаменов не было. Учеников переводили «из одной науки в другую» по мере выучки. Из школы выпускали по степени готовности к делу и по требованию различных ведомств. Постановка школьного дела была достаточно традиционной. «Методика обучения страдала крупными недостатками. Обучение начиналось с азбуки, потом переходили к часослову, псалтырю и заканчивали чтением гражданской печати. Хотя с введением гражданской печати стали постепенно вводить в употребление и упрощенные названия букв (бэ, вэ, гэ), но прежний способ обучения – "азбуковный" – еще долго сохранялся. Степень успехов определялась числом выученных страниц. Арифметика была заменена и растянута, содержала многословные определения. В геометрии и тригонометрии сообщались одни результаты без доказательств. Под именем географии сообщались краткие и отрывочные сведения из математической географии» [1, с. 214].

После смерти Петра I цифирные школы были присоединены к полковым гарнизонным школам.

В 1721 г. В.Н. Татищевым организованы горные училища на Урале.

Развитие международных связей способствовало развитию лингвистического образования. В 1701 г. в Москве открылась школа по обучению учащихся шведскому, латинскому, немецкому языкам. В 1703 г. начала функционировать гимназия Глюка, в которой в 1709 г. обучалось уже 73 человека. Здесь обучали «греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и иным разным языкам и философской мудрости». Режим жизни в гимназии был жестким: «зимой ученики вставали в 6 утра или раньше, если пожелают. После, когда все уже готовы, читались отрывки из Нового Завета. В 9 часов начинались уроки... В 12 часов ученики освобождались на час для завтрака. Следующий час посвящался правописанию и приготовлению к следующим урокам... С 3 до 4 часов читался Вергилий и Корнелий Непот, преподавались арифметика, переводились пословицы, а старшие упражнялись в риторике и фразеологии. С 4 до 5 часов младшим преподавался французский язык; с 5 до 6 часов был урок истории и приготовление домашних работ. Часть учеников затем отпускали домой, а оставшиеся до 7 часов слушали риторику, арифметику, философию, готовили уроки. В 7 часов все шли к обеду. В 8 часов писали письма. Этим заканчивался учебный день, продолжавшийся с 8 часов утра до 8 часов вечера».

Кроме светских, в петровское время возникли духовные школы, где сочеталось духовное и светское образование. В 1721 г. был издан «Духовный регламент», автором которого являлся профессор Киевской академии, сторонник реформ Петра Феофан Прокопович. Он считал необходимым воспитать новое духовенство, более просвещенное, преданное делу Петра. В «Духовном регламенте» в главе «Домы училищные» для подготовки нового духовенства предлагалось организовать церковные школы трех типов: архиерейские (элементарные) школы, семинариумы с 8-летним курсом и академию. Духовные школы в петровскую эпоху находились в лучшем состоянии и имели больше учащихся, чем светские училища. Так, в 1723 г. в школах одной Новгородской епархии насчитывалось более 500 учеников, тогда как в Московской, самой многочисленной из светских, в 1721 г. находилось не более 70 человек. Петр I считал духовное сословие силой, которая обязана была заботиться о просвещении народа. Детям духовенства было приказано обязательно учиться в школе, «чтобы они были годны в попы, и в случае вакансий готовы к посвящению». Их освобождали от учения в цифирных школах, а направляли в архиерейские, чтобы в будущем они могли занять духовные должности.

Новые духовные школы были закрытыми учебными заведениями. Воспитанники семинарий на все время обучения отрывались от родных семей. Им разрешалось видеться с родственниками через три года, но не более двух раз в год и обязательно в присутствии ректора. Духовные школы представляли собой общеобразовательные учебные заведения гуманитарного типа, где изучали латинский язык, грамматику, историю, географию, арифметику, геометрию, логику или диалектику, риторику, физику, богословие. Из восьми лет обучения в семинарии лишь в последние два года больше времени отводилось богословию.

«Духовный регламент» давал методические указания по организации учебного процесса: прежде чем приступить к изучению предмета рекомендовалось ознакомить учащихся с программой, «чтобы ученики видели берег, к которому плывут» и «познали бы повседневную прибыль свою». В духовных школах царил дух суровой дисциплины. Учащиеся должны были вставать, молиться, учиться, есть, гулять по звонку, «как солдаты на барабанный бой». На каждую спальню (8–10 человек) назначался надзиратель – перфект. Для младших семинаристов допускались розги.

С 1721 по 1725 гг. было открыто 45 духовных школ, в том числе в Петербурге, Новгороде, Твери, Казани, Суздале, Вятке, Холмогорах, Вологде и т. д.

Выполнению «Духовного регламента» было уделено больше внимания в период царствования Анны Иоанновны (1730– 1740), когда открылось 20 духовных школ.

В это же время начал функционировать Сухопутный кадетский корпус (в Петербурге 1732 г.), который был назван современниками «рассадником знаменитых полководцев, главных государственных сановников и писателей». Молодые люди солдатского происхождения принимались в Артиллерийскую арифметическую школу и в пехотные гарнизонные школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...