Просветительная педагогика России XVIII в. М.В.Ломоносов
Просветительная педагогика эпохи петровских реформ • Педагогика ломоносовского периода • Просветительная педагогика последней трети XVIII в.
Новые веяния в экономике, культуре вызвали реформу образования, активизировали деятельность просветителей, что способствовало развитию педагогической мысли. В ее истории выделяется три периода: просветительная педагогика эпохи петровских преобразований (1700–1730); просветительная педагогика ломоносовского периода (1741 – 1765), заложившая основы новой научной педагогики; просветительная педагогика последней трети века (1765-1790). Представители просветительной педагогики считали главным обучение учащихся живому познанию действительности, через непосредственное соприкосновение с миром. Задача воспитания заключалась в том, чтобы придти на помощь природе ребенка, устранить все препятствия к естественному развитию заложенных в человеке задатков. Ребенка необходимо научить управлять своими действиями. Одним из условий успешности воспитания является наличие в учителе высоконравственных качеств, добродетелей, позволяющих добиться уважения к себе со стороны воспитанников. Русских просветителей беспокоила проблема организации школьного дела в стране и содержание образования в школе. Они предлагали разные варианты решения данного вопроса. Яркими представителями просветителей первой трети XVIII в. были Ф.С. Салтыков, Ф. Прокопович, И. Т. Посошков, В.Н. Татищев. Видный государственный деятель, сторонник социально-политических, экономических, культурных преобразований петровской эпохи Федор Степанович Салтыков (год рожд. неизв. -1715) разработал план распространения образования в России, который изложил в записке-проекте «Пропозиции». Объем этой работы всего 37 страниц, она состоит из 15 глав. Одна из глав посвящена обучению молодых людей различным ремеслам. Для этого, по примеру Англии, Ф. Салтыков рекомендовал в каждом городе учесть всех мастеровых людей, промышленников и отдавать им в учение на семь лет детей, желающих. После освидетельствования ученикам разрешалось заниматься собственным ремеслом. Лучшим из них рекомендовалось обучать молодежь, чтобы совершенствовалось ремесло, а не приходило бы в упадок.
Большая часть записок посвящена организации школьного дела, отбору предметов для образования детей. Ф. Салтыков выдвинул идею всенародного обучения. Для этого он предложил во всех губерниях создать по одной или две академии для обучения тысячи человек в каждой, отдать им по несколько монастырей, оставив в них лишь священников и причетников для служб. Из разных государств следовало пригласить мастеров для учения детей «дворянских и купецких и всяких иных разных чинов». Возраст принимаемых детей ограничивался от шести до двадцати трех лет. В содержание образования Ф. Салтыков включал большой набор «свободных наук»: латинский, греческий, немецкий, английский, французский языки, грамматику, риторику, философию, историю и т.д. Одним из первых Ф. Салтыков предложил организовать женские школы. Для этого он рекомендовал использовать женские монастыри, их доходы. Под угрозой штрафа отцам следовало приводить в школы дочерей с шести лет и обучать их до пятнадцати лет. Ф. Салтыков выделил специфические, на его взгляд, женские науки, которым следовало учить девочек: - «для домоводства», «для изящества в языках», «для забавы», «для забавы же своей и в компаниях веселью обхождения», «дабы и женский наш народ уровнялся с европейскими государствами...» Педагогические высказывания Ф. Салтыкова характеризовались широтой планов, реалистичностью, требованием бессословности образования.
В этот же период времени творил Иван Тихонович Посошков, зажиточный человек, представитель передового купечества (1652 – 1726). Он написал такие известные сочинения: «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое», «Книга о скудости и богатстве». В «Книге о скудости и богатстве» И. Посошков отстаивал мысль об обязательном начальном образовании для крестьян. При этом он рекомендовал распространить грамотность как среди русских, так и среди «мордвы», «чуваши», «черемисы». По мнению И. Посошкова, основную роль в развитии просвещения среди крестьянства должно сыграть духовенство. Он предложил во всех епархиях построить просторные школы, организуя целую сеть городских и сельских церковных школ. В них следовало принимать десятилетних детей «дьяконовых, поповых, дьячковых, пономарских». Если отцы не захотят отпускать их учиться, то следовало «брать бы их и поневолею и учить грамматике и всякого книжного разума». В процессе обучения рекомендовалось следить за успехами каждого, изучать индивидуальные особенности. Заботясь о просвещении, И. Посошков высказал мысль о создании учебных книг, которыми учащиеся могли бы пользоваться самостоятельно. Для педагогических взглядов И. Посошкова характерен был консерватизм. Так, в «Завещании отеческом», которое сравнивается с Домостроем, он дал нравственно-христианские наставления, детально описал семейную жизнь, отношение к службе: «Бога бойся, ни с кем не бранись, не дерися; Бог с неба смотрит» И. Посошков был сторонником «крайней суровости воспитания. Детей надо держать неоплошно и в великой грозе, чтобы они трепетали перед Богом и боялись одного взгляда родителей». Он рекомендовал воспитывать в детях трудолюбие, скромность, честность. И. Посошков выступал за крепкую отцовскую власть в семье. При поступлении ребенка в училище родитель должен был его постоянно опекать. Особый след в истории русской просветительной мысли оставил Феофан Прокопович (1681 – 1736), видный церковный и общественный деятель, оратор, поэт, теоретик литературы, реформатор духовного и светского образования. В 1721 г. он издал «Духовный регламент», где обосновал организацию духовных школ и показал значение учения для развития производительных сил страны. Ф. Прокопович обозначил основные условия, необходимые для достижения «учения доброго и основательного»: подбор учителей, отбор учеников (проверка памяти, остроумия), наличие учебной литературы, определенный режим учения. Он считал, что Академия должна гордиться не количеством обучающихся, а наличием «остроумных и добрых учащихся».
Большую ценность представляют методические указания Ф. Прокоповича. В начале обучения он рекомендовал знакомить детей с программой предмета, «чтоб ученики видели берег, к которому плывут». Интересным явилось его предложение о параллельном изучении ряда предметов: изучение грамматики можно вести одновременно с географией и историей; занимаясь иностранным языком, можно переводить географические, исторические тексты. Оригинальным трудом Ф. Прокоповича является его «Первое учение отроком». Обращаясь к родителям и воспитателям, Ф. Прокопович подчеркивал значение хорошего воспитания: «каков отрок есть, таков и муж будет». По мнению Ф. Прокоповича, родители ошибочно считают, что достаточно научить своих детей читать и писать. Он полагал, что важно заложить основы морального поведения детей. В связи с этим необходимы руководства по вопросам нравственности, написанные простым языком. Ф. Прокопович предлагал своеобразный моральный кодекс, в основе которого находятся религиозные истины. Он выступил против многих старорусских обычаев. «По своему воспитывающему значению мы, бесспорно, должны считать книгу Прокоповича "Первое учение отроком" явлением далеко не рядовым в истории русской педагогики. До начала XVIII в. нам не известно столь ярко написанное, хотя и с позиций господствующих классов, но с элементами свободомыслия и столь распространенное учебное пособие...» [5, с. 38]. Большой вклад в развитие школьного дела и русской педагогики внес Василий Никитич Татищев (1686– 1750), просветитель, историк, государственный деятель. Свои педагогические воззрения он изложил в «Разговоре о пользе наук и училищ» (1733), в «Записке об учащихся и расходах на просвещение в России», в «Учреждении, коим порядкам русских школ имати поступать» (1736 г.). В. Н. Татищев полагал, что изменений в жизни страны можно достичь лишь с помощью укрепления самодержавия и распространения просвещения. Наука ведет к самопознанию, к настоящему и будущему благополучию: «...Оные от недостатка разума всегда тем, что они есть и что имеют, недовольны... Наука главная есть, чтоб человек мог себя познать». В. Н. Татищев доказывал полезность наук не только для воспитания, образования, но и для государственного управления. Он отстаивал мысль о том, что незнание и глупость любому обществу вред наносят. Разница между ученым и неученым человеком заключается в нравственности. Изучать новое следует человеку для того, чтобы быть совершеннее. Наука должна дать прежде всего определенные знания. В. Н. Татищев разделил науки на нужные, полезные, щегольские или увеселяющие, любопытные или тщетные, вредительные. Перечень рекомендуемых им к познанию наук характеризует его как просветителя и как сторонника общеобразовательной и профессиональной подготовки молодого поколения.
В. Н. Татищев являлся одним из первых организаторов народной школы и профессионального обучения. Им была предложена система школьного образования, которой должна руководить коллегия, «центральное ведомство по заведованию училищами». Он считал необходимым создать начальные школы как основу образования, а в крупных городах учредить мужские и женские семинарии. В. Н. Татищев предлагал особую систему учебных заведений для детей дворян: гимназия для «предуготовления к высшим наукам», академии или университеты, кадетский корпус. В этом ярко проявился сословный принцип организации обучения: дети дворян должны быть отделены от простого народа. Своеобразно подошел В. Н. Татищев к пониманию проблем воспитания. Он выделял несколько «возрастов жизни»: младенчество (от рождения до 12 лет), юношество (от 12 до 25 лет), мужество от 25 до 50 лет), старость (от 50 лет и старше). В соответствии с этим предлагалось заниматься воспитанием. В. Н. Татищев был сторонником разумных взаимоотношений старших и младших в семье, считал важным строить воспитание на добром примере. Заслугой В.Н. Татищева явилось внедрение твердого школьного распорядка, что способствовало бы успешному учению. В. Н. Татищев одним из первых в истории русской педагогики поставил проблему личности учителя. По его мнению, учитель прежде всего должен быть высоконравственным, проявлять заботу о детях, учить их честности, уважению старших. Учитель должен быть не только моральным образцом для учеников, но и хорошо знать свой предмет. Он предложил «учителей из русских приготовлять», используя для этого Академическую гимназию.
Педагогические взгляды В. Н. Татищева имеют огромное значение для педагогики России, призывая к образованию, к воспитанию через учение: «Человек от начала жизни даже до престарения учиться нужду и пользу имеет». В целом, идеи русских просветителей первой четверти XVIII в. -петровской «ученой дружины» – по своему теоретическому уровню и практическому воплощению не уступали разработкам западных мыслителей. Их отличали государственный подход, масштабность, реальность замыслов. Используя передовой опыт европейского и русского просвещения, они внесли значительный вклад в становление педагогики как науки, явились идейными предшественниками М. В. Ломоносова.
Выдающимся педагогом России XVIII в. был первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Он родился в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Весь уклад жизни поморья наложил отпечаток на впечатлительного отрока. Он впитал в себя традиции народной педагогики, усвоил суровый опыт воспитания в крестьянской и рыбацкой общине. Все это сказалось впоследствии на решении им педагогических проблем. В девятнадцать лет М. В. Ломоносов вместе с рыбным обозом пришел пешком в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию, скрыв свое крестьянское происхождение. В январе 1736 г. в числе двенадцати лучших учеников академии он был зачислен студентом «на академический кошт» при Академии наук, а в сентябре 1736 г. направлен на учебу в Германии, где учился у крупнейших ученых. С 1741 г. М.В. Ломоносов, вернувшись в Петербург, становится адъюнктом Петербургской Академии наук, в 1745 г. – профессором химии, а позднее – академиком. Он был ученым-энциклопедистом, который «обнял все отрасли просвещения... Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец -он все испытал и все проник», – писал А. С. Пушкин. В течение всей своей работы в Академии наук М. В. Ломоносов занимался активной педагогической деятельностью: первым начал читать лекции на русском языке; учил молодых людей из числа «природных россиян»; переводил и писал учебные пособия по разным наукам для студентов; занимался разработкой проектов и программ развития образования в стране; вел борьбу с противниками распространения грамотности в России. Серия документов ученого о среднем и высшем образовании названа исследователями его творчества Ломоносовской программой организации просвещения в России. Разработке ее способствовало то, что с 1758 по 1760 гг. он руководил академической гимназией и университетом. В этот период подготовлен «Проект Регламента московских гимназий», «Проект Регламента академической гимназии». Программа была построена на основе демократизма, гуманизма и народности. Демократизм М. В. Ломоносова выразился прежде всего в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся в них детей, о создании единой бессословной системы образования, доступной всем. Идея народности программы заключалась в опоре на истинно русское в образовании. М. В. Ломоносов выступал против засилья учителей-иностранцев. В Ломоносовской программе предусматривалось расширение сети гимназий и школ в России: «Надлежит необходимо в знатных городах учредить гимназии, в которых бы изучали нужные европейские языки и первые основания, и при оных гимназиях некоторое число положить учеников записных на содержании казенном, другие же могут быть вольные, а по маленьким городам учредить школы, в которых будут обучать русской грамматике, арифметике и прочим первым основаниям, а из оных школ станут выходить в гимназии, а из гимназий в Кадетский корпус, в Академию и в Университет, а из сих мест в действительную службу». Ломоносовские документы оказали положительное влияние на развитие гимназий при Академическом и Московском университетах, в Казани и других местах. Благодаря инициативе М. В. Ломоносова был открыт Московский университет. Одной из крупнейших педагогических заслуг первого российского академика следует считать популяризацию сочинений выдающегося славянского дидакта Я. А. Коменского. М. В. Ломоносов выдвинул своеобразную для своего времени теорию воспитания, исходя из идеи гармонии человека. Уделяя главное внимание воспитанию «сынов Отечества», «направлению нравов», «истреблению праздности», он считал необходимым воспитывать молодежь на прогрессивных традициях прошлого. Впервые в истории русской дидактики М. В. Ломоносов четко сформулировал дидактические принципы, основываясь на материалистической теории познания, учете психологии детей, индивидуализации обучения. Он предлагал в обучении опираться на принципы доступности, логичности, наглядности, высокой степени научности преподавания, основательности знаний, связи теории и практики, активности и самостоятельности учащихся, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. Особое внимание уделялось работе со способными детьми. М. В. Ломоносов первым начал внедрять классно-урочную систему в Академической гимназии, гимназиях Московского университета, в Кадетском корпусе. Заслугой М. В. Ломоносова явилось основание методики преподавания отдельных предметов как наук. Он разработал методику преподавания русского языка, латинского, иностранных языков, химии, физики, географии. М. В. Ломоносов предъявлял особые требования к личности учителя. Он сформулировал идеал народного учителя, под которым понимал «природного россиянина», имеющего солидную научную подготовку, обладающего педагогическим мастерством, отличающегося нравственной чистотой, «добрым примером», трудолюбием, ответственностью, любовью к детям. Эти требования М. В. Ломоносов соблюдал прежде всего сам, проявив себя педагогом-новатором эпохи. Достижением ученого является разработка педагогической терминологии, в которой он выделил общенаучные педагогические понятия, дидактические категории, воспитательные термины, психологические понятия, школоведческую номенклатуру. Часть терминов взяты им из народной педагогики, из трудов Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо. М. В. Ломоносов был сторонником четкого обозначения любого понятия и выделил главные научные категории в педагогике, которыми мы пользуемся до настоящего времени. Все это свидетельствует о том, что М. В. Ломоносов заложил основы научной отечественной педагогики, которые будут развиты в XIX в. В эпоху абсолютистской власти сильное воздействие имела официальная политика в области просвещения. Внимание к проблемам народного образования проявляла сама императрица Екатерина II. Переписываясь с видными философами-просветителями Запада, она поддерживала идею воспитания «новой породы людей», предлагала принять участие в разработке проектов о просвещении русского народа. Однако, официально говоря о том, что «заведением народных школ разнообразные в России обычаи приведутся в согласие, направятся нравы», Екатерина II вместе с тем указывала: «Черни не должно давать образование, поскольку будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться в такой мере, как повинуется теперь». В это время императрица приблизила ко двору И. И. Бецкого и поощряла его проекты. Иван Иванович Бецкой (1704–1795) был разносторонне образованным человеком, знавшим передовую европейскую педагогику. В 1763 г. он был назначен президентом Академии художеств, директором Кадетского корпуса и получил поручение организовать при них воспитательные училища. Он открыл Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), Воспитательные дома в Москве и Петербурге, где воспитывались дети-подкидыши и сироты, реорганизовал Шляхетский сухопутный кадетский корпус. В нем готовили детей дворян к военной и гражданской деятельности. В учебный план этого заведения входили такие предметы, как логика, математика, механика, астрономия, физика, химия, история, языки и т. д. Особое место И. И. Бецкой отводил рисованию, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, танцам, фехтованию. Это свидетельствовало о его стремлении готовить всесторонне образованного дворянина и приобщать его к европейской культуре. И. И. Бецкой верил в могущественную силу воспитания и был убежден в возможности создания через разумную организацию воспитательных учреждений «новой породы людей». «Устав шляхетского сухопутного кадетского корпуса и обучения благородного российского юношества» предписывал принимать в корпус отроков «с достаточным доказательством о дворянстве» и о крещении. Рекомендовалось «давать преимущества» детям, чьи «родители или убиты, или ранены на службе отечества ради» и «коих судьба не одарила достатком». Устав предусматривал деление воспитанников на пять возрастов: «первый от 5 и 6 до 9 лет, второй – от 9 до 12, третий – от 12 до 15, четвертый – от 15 до 18, пятый – от 18 до 21 года. По сему в каждом возрасте питомцам быть по три года и обучаться по склонности и понятию наукам, как до воинского, так и гражданского звания принадлежащим». Учебный план включал четыре группы учебных предметов: I. Руководствующие к познанию прочих наук (логика, начальные основания математики, красноречие, физика общая и особенная, история священная и светская, география и хронология, языки употребляемые и для наук потребные, математика, механика). II. Предпочтительно нужные гражданскому званию (нравоучение, естественное, всенародное и государственное право, экономия государственная). III. Полезные (генеральная и экспериментальная физика, астрономия, география вообще, наутика или сведения о морском искусстве, натуральная история, воинское искусство, фортификация и артиллерия, химия). IV. Художество (рисование, живопись, гравирование, изваяние, делание статуй, музыка, танцевание, фехтование). Из данного учебного плана каждому возрасту были определены свои предметы обучения. В сентябре 1794 г. на должность директора Императорского сухопутного шляхетного кадетского корпуса был назначен М. И. Кутузов. Он установил четкий порядок в расходовании средств. Это дало положительный эффект не только экономический, но и воспитательный: формировало у кадетов бережливость, аккуратность в обращении с одеждой, книгами, учебными пособиями. Наряду с этим М. И. Кутузов очень заботился о своих воспитанниках, стремясь облегчить жизнь тем, кто не имел достаточно средств для нормального существования. Для старших воспитанников кадетского корпуса М. И. Кутузов вводит обязательные летние лагеря, которые стали традицией в учебно-воспитательной работе этих учреждений. М. И. Кутузов усиливает физическое воспитание, требования к дисциплине и поведению воспитанников. Директора кадетского корпуса характеризовало ласковое обращение с учащимися, такого же обращения он требовал и от офицеров, сочетая его с требовательностью. Причину слабых знаний М. И. Кутузов объяснял недостаточной работой ротных командиров и классных учителей. Он предлагал чаще интересоваться успеваемостью воспитанников, постоянно держать в поле зрения тех, кто нуждается в дополнительной помощи. М. И. Кутузов особое внимание рекомендовал уделять математике, видя ее большую роль в умственном развитии учащихся и в их военной подготовке. Вместо широко распространенной зубрежки, он требовал от педагогов воспитания у учащихся сознательного отношения к знаниям. В период пребывания М. И. Кутузова в должности директора корпуса там окончательно утвердилась классно-урочная система обучения, внедрялись разнообразные методы учебной работы. В начале XIX в. педагогическая деятельность кадетского корпуса заметно ухудшается. Была установлена продолжительность обучения в восемь лет.* * См.: Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). – М., 1958; Антонов А. Н. 1-й кадетский корпус. – 2-е изд. – СПб., 1906; Лалаев М, С. Исторический очерк военно-учебных заведений. 1700–1891. – СПб., 1880-1892.-Ч. 1-3.
В воспитательные училища предполагалось принимать детей с 5 –6- до 18 –20-летнего возраста. И. И. Бецкой считал, что в подобных заведениях формируется особая среда, лишенная отрицательного влияния. Следуя учению Локка, он придавал особое значение нравственному воспитанию, воспитанию добродетелей (трудолюбия, учтивости, благонравия, «домостроительства» и т. п.), физическому развитию детей. В нравственном воспитании И. И. Бецкой высоко ценил пример воспитателя. Он отвергал телесные наказания. Интересными являются его идеи об обучении детей. Он считал необходимым учитывать детские склонности и потребности, «открывать истинный путь природному разуму», использовать в полной мере игру, которая возбуждает чувство товарищества, ловкость. И. И. Бецкой явился одним из поборников женского образования в стране. Он считал необходимым дать женщинам образование, чтобы иметь «разум, просвещенный различными знаниями, для гражданской жизни полезными». Однако созданная им система воспитания в изолированных от общественной жизни закрытых учебных заведениях была оторвана от действительности и не дала желаемых результатов. Важную роль в становлении и развитии государственной системы образования в России сыграл Федор Иванович Янкович де Мириево (1741 – 1814), серб по национальности, приглашенный из Австро-Венгрии по рекомендации австрийского императора. Ф. Янкович являлся крупнейшим дидактом, последователем Я. А. Коменского. Ф. Янкович осуществил перестройку школьной работы и активно внедрял классно-урочную систему. Он предложил способ обучения грамоте, состоявший в следующем: на черной доске мелом нужно писать сначала различные черточки, из которых состоят буквы, а потом буквы такой величины, чтобы они были ясно видны детям. Их следует писать на доске не в обыкновенном азбучном порядке, а четырьмя рядами. В первом ряду стоят буквы, состоящие из одних прямых черточек, во втором – буквы, состоящие из прямых и косых, в третьем – из кривых и прямых, в четвертом – из одних кривых. Ф. Янкович предусмотрел до мелочей технику проведения урока, соблюдения дисциплины на уроке. «Учитель должен все слова выговаривать громко, главное, ясно, глаза обращать всюду и ходить около всех учеников, дабы видеть, все ли прилежно его слушают и дело свое выполняют... Совокупное чтение происходить должно без крика и в умеренном голосе. Учитель должен также спрашивать учеников не всегда сряду, но непременно. Ученики должны ответствовать не "да" и не "нет", а полной речью». Зная и разделяя идеи Я. А. Коменского, Ф. Янкович использовал труды М. В. Ломоносова. Он опирался на опыт работы ведущего учебно-научного центра страны – Московского университета, лидерами которого являлись ученики первого русского академика. Это повлияло на содержание документов, подготовленных Ф. Янковичем. Продолжением Ломоносовской традиции является утверждение указа учить детей на русском языке. Ф. Янкович ориентировал на глубокое изучение русской грамматики, отечественной истории, естественных дисциплин. Среди рекомендованных им учебных книг имеются работы М. В. Ломоносова. Оценивая деятельность Ф. Янковича на ниве российского просвещения, Н. А. Добролюбов писал, что он «принадлежит к числу тех немногих деятелей в истории нашего воспитания, которых труды всегда будут иметь свою цену в глазах истинных любителей просвещения». Выдающуюся роль в истории русского образования сыграл известный писатель-просветитель, издатель и общественный деятель Николай Иванович Новиков (1744–1818). Он пытался организовать в Петербурге частные народные училища, вел интенсивную издательскую и литературную работу, занимался выпуском детской литературы. Впервые в России начал издавать детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Доходы с некоторых изданий шли на содержание народных училищ. В «Прибавлениях» к «Московским ведомостям» за 1783–1787 гг. Н.И. Новиков напечатал статью «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». Эта работа является крупным вкладом в развитие педагогической теории. Она посвящена проблемам физического, нравственного, умственного воспитания. Н. И. Новиков считал необходимым разрабатывать теоретическую педагогику, поскольку уже есть «довольно материалов для сия науки, которую можно назвать педагогикой...» Его заслугой является введение в научный оборот термина «педагогика», выявление сущности педагогики как науки, ее общественного назначения: «И если потомки будут продолжать сию работу, пользуясь познаниями своих предков, направляя и дополняя оные, свет приобретет науку, которая во всяком рассуждении будет заслуживать имя педагогики». Н. И. Новиков отстаивал демократичность воспитания и образования, выступал против самодержавно-крепостнической официальной педагогики. Плодотворная просветительная деятельность Н. И. Новикова была прервана в 1792 г. Екатериной II. Он был арестован, как опасный человек, заточен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Последователем М. В. Ломоносова был Николай Гаврилович Курганов (1725–1796), литератор и публицист, астроном и математик, один из ведущих русских просветителей, профессор высшей математики и навигации. Сын бедного унтер-офицера, он испытал все тяготы сословного воспитания. Он окончил школу математических и навигацких наук, где учился под руководством Л. Ф. Магницкого, а затем был направлен в Морскую академию. В педагогической деятельности Н. Г. Курганова важное место занимала работа по созданию новых учебных пособий. Его «Университетская арифметика» была написана простым языком и была понятна всем. Одновременно с подготовкой учебников по арифметике, геометрии Н. Г. Курганов разработал «Российскую универсальную грамматику или Всеобщее письмословие», изданную в 1769 г. До 1837 г. эта книга выдержала 11 изданий. «Письмовник» Н. Г. Курганова представлял собой не только учебник по грамматике и литературе, но и был хрестоматией по литературе, книгой для домашнего чтения, своеобразной энциклопедией научных знаний. Одним из ярких просветителей последней трети XVIII в. был Михаил Евсеевич Головин (1756–1790), племянник М.В. Ломоносова. Он проявил большие математические способности, учился в университете, где учителем был известный ученый Л. Эйлер. Он высоко оценил две математические работы М. Е. Головина и добился присвоения ему звания адъюнкта по физике, когда тому было всего 20 лет. М. Е. Головин успешно сочетал научную и педагогическую деятельность. Особенно много он сумел сделать, работая в Петербургском главном народном училище, учительской семинарии по подготовке учителей для народных училищ. В это время он получил звание профессора. В педагогическом наследии М. Е. Головина важное место занимают учебные книги, руководства для народных училищ, руководства по арифметике, геометрии, механике, физике и др., которые отличались глубоко продуманным в научном методическом и логическом отношении расположением материала. Он учитывал возраст учащихся, условия работы учителя в народных училищах. Его руководства снабжены методическими указаниями, таблицами, схемами, которые помогали учителю в процессе обучения учащихся. М. Е. Головин стал одним из первых отечественных методистов в области физики. В 1790 г. вышло сочинение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», которое сделало его знаменитым. Александр Николаевич Радищев (1749–1802) является крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли конца века. Он выступил против крепостных порядков, бесправия и произвола в стране. Свобода, вольность, равенство всех людей, истинное их просвещение – вот подлинное счастье народа. А. Н. Радищев был сторонником широкого просвещения и образования народа. Цель воспитания он видел в формировании «сынов отечества», наделенных высокими моральными качествами. Это должны быть настоящие патриоты, активные борцы за свободу и счастье родины. Екатерина II считала, что сочинения Радищева направлены против власти, и назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева». За вольнолюбивые мысли он был приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский острог. Взгляды А. Н. Радищева в области воспитания и образования стали венцом русской педагогической мысли XVIII в. И. И. Бецкой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|