Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демократизм педагогической системы И. Г. Песталоцци




 

Жизненный путь педагога-демократа И. Г. Песталоцци и становление его социально-педагогических взглядов • Проблема факторов и целей воспитания ребенка в педагогической теории И. Г. Песталоцци • Основные положения теории элементарного развивающего обучения • Роль труда в формировании «деятельной любви» ребенка к человечеству

 

Педагогика в эпоху капитализма рассматривается в нескольких направлениях: демократическое направление, выраженное идеями И. Г. Песталоцци и А. Дистервега; научно-психологическое направление в педагогике, представленное И. Ф. Гербартом и Г. Спенсером; направление социалистов-утопистов (Сен Симон, Роберт Оуэн, Шарль Фурье).

Социально-экономические и политические события второй половины XVIII в. и начала XIX в. в Швейцарии характеризуются переходом от феодализма к капитализму: рушился феодальный строй, утверждалась капиталистическая форма правления, росла эксплуатация трудящихся; экономическое, политическое и культурное порабощение деревни городом достигло в середине XVIII в. своего крайнего предела. Крестьяне были связаны по рукам и ногам. Коренные жители городов (бюргерство) могли принадлежать к цехам, изучать соответствующее ремесло. Крестьянин же имел право заниматься только портняжным, сапожным и кузнечным ремеслом. Не мог он и свободно торговать продуктами, которые производил, цены на сельскохозяйственные товары устанавливал город. Крестьянин не имел права красить и белить приготовленные на дому ткани. Если же он хотел иметь платье из крашеного полотна, то должен был сначала продать свое изделие в городе, а затем купить его снова.

Среди крестьян росло стихийное недовольство; обострились классовые противоречия; обезземеленные крестьяне зарабатывали жалкие гроши непосильным трудом. Обнищавшее крестьянство вынуждено было посылать детей на ближайшие мануфактуры, где тем приходилось трудиться по 14–16 ч в день. Владельцы предприятий безжалостно эксплуатировали и взрослых, и детей.

И. Г. Песталоцци (1746–1827) – швейцарский педагог-демократ, посвятивший свою жизнь воспитанию и обучению детей народа (занимался этим более 50 лет). Он родился в г. Цюрихе и за всю свою долгую жизнь ни разу не покидал Швейцарии. Отец его был врачом, но рано умер (мальчику было 6 лет). Песталоцци воспитывался матерью и преданной служанкой из крестьян (ее звали Бабели). Семья жила бедно и дружно. Узкий круг семьи и школы, изредка поездки к своему деду пастору определяли жизнь И. Г. Песталоцци в детстве и юности. Приходя из школы, он буквально замыкался в той единственной комнате, в которой жила вся семья. Большую часть времени проводил за чтением под наблюдением матери и служанки. Он не играл на улице, как большинство детей его возраста, детские игры и шалости были ему чужды. Воспитание Песталоцци характеризовалось чрезвычайной религиозностью; исключительным вниманием и заботливостью, женщины в доме проявляли стойкость и доброжелательность.

В семье научился Песталоцци любить людей, верить, что всему в мире можно научиться: твердости, терпению, мужеству. Мать с детства учила его быть способным к любви, к сочувствию и состраданию. Бабели, когда дети собирались гулять, говорила: «Зачем без пользы портить платье и обувь, вы видите, как ваша мать во всем себе отказывает, чтобы воспитать вас, она по целым месяцам никуда не выходит и бережет каждый крейцер, необходимый для воспитания».

Через всю жизнь пронес Песталоцци чувство бескрайней доброты. «Он был добр до самозабвения, впечатлителен до истерики и слез, вспыльчив до исступления – горячее, пламенное сердце билось в этом (тщедушном, слабом) некрасивом ребенке». Стойкость и добросердечность двух женщин (матери и служанки) пробудили в нем дух самопожертвования, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. В юношеские годы его уже занимала мысль – «сделать себя способным к тому, чтобы внести и свою лепту в дело крестьянского воспитания» [2, с. 161]. Образование Песталоцци получил в начальной и латинской школе своего города Цюриха и в высшей школе гуманитарного направления (Коллегиум Каролинум – высшая школа, основанная в 1523 г., получила название Каролинум в честь Карла Великого).

Начальная швейцарская школа в тот период была единственно доступной сельскому населению, влачила крайне жалкое существование; все обучение сводилось к механическому заучиванию религиозных текстов, зубрежке; многие выходили из школы, не научившись читать и писать; учителем был какой-либо ремесленник, он смотрел на учительские обязанности как на побочный заработок. Сельский учитель был, как правило, малограмотным человеком, его деятельность находилась под неусыпным контролем духовенства. По мнению Песталоцци, эти народные школы – как бездушные машины, которые игнорируют запас жизненных впечатлений, опыт детей, душат их естественные силы и способности, искусственно препятствуя развитию ребенка.

В 50–60-е гг. XVIII в. среди передовой интеллигенции Швейцарии сильным было буржуазно-демократическое движение. В студенческие годы (1764) И. Г. Песталоцци вступил в «кружок патриотов», организованный профессором Коллегиума Каролинум Я. Бодмером (Бодмер известен как автор проекта учреждения в Швейцарии небольшого интерната, где юноши могли бы вести неприхотливый образ жизни, заниматься физическим трудом и воспитывались бы в истинно республиканском духе). Политические и воспитательные требования «патриотов» отражены в публицистическом произведении девятнадцатилетнего Песталоцци «Пожелание», опубликованном в «Напоминателе» за 1766 г. В духе педагогических идей Ж. Ж. Руссо автор трактовал воспитание как основное средство в деле преобразования общества, высоко ценил роль воспитателя в формировании личности ребенка, требовал, чтобы он не изнеживал его, а действовал сообразно естественному ходу развития детской природы.

В этом произведении, написанном в форме афоризмов, Песталоцци высказывал пожелания, чтобы труженикам оказывалось уважение, которого они достойны; общие правила воспитания доступно излагались для родителей; деятели искусства возбуждали своим творчеством только высокие и благородные чувства и т. д.

Социально-политическая программа швейцарских просветителей, так же как и французских их единомышленников, имела несомненно антифеодальную направленность, но, как отмечал сам И. Г. Песталоцци в одном из своих писем: «...это было несчастьем, а не нашей виной, что мы были воспитаны способными не делать хорошее, а только мечтать о нем». Сердце его стремилось к одной цели: закрыть источник нищеты, получше приспособить крестьянскую бедноту к условиям предстоящей ей жизни, сделать ее способной избавиться от нужды в результате собственных усилий; оказать себе, по его выражению, «помощь путем самопомощи».

Не завершив своего образования, Песталоцци поселяется в деревне, где на одолженные деньги покупает имение Нейгоф. Он хочет организовать образцовое сельское хозяйство, которое могло бы наглядно показать обнищавшим крестьянам, как улучшить свое положение рациональными приемами сельскохозяйственного труда. Однако имение разорилось. Сельскохозяйственные начинания Песталоцци, заимствованные из учения физиократов, оказались неудачными. Он отошел от физиократической концепции, считая, что крестьян надо подготовить не только к сельскохозяйственному труду, но и к работе на мануфактурном производстве. В конце XVIII в. широкое распространение в Швейцарии получили промышленные школы, которые давали самые элементарные знания, религиозно-нравственное воспитание и крайне ничтожное вознаграждения за труд: прядение, ткачество, вязание кружев, изготовление изделий из кожи, дерева, проволоки.

В 17 лет Песталоцци познакомился с книгой Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Именно эта книга решила его судьбу. В Нейгофе, где неудачно закончился его сельскохозяйственный эксперимент, он организует «Учреждение для бедных» (педагогический эксперимент проходил в период 1774–1780 гг.), в котором собирает несколько десятков бедных детей разных возрастов (всего 37 детей: 20 девочек и 17 мальчиков, в том числе и дошкольного возраста). К ним были приставлены два воспитателя.

Дети, которых он брал, привыкли больше к праздности, чем к работе, и многие при всей своей нищете были «в высшей степени изнежены и притязательны». Родители требовали от Песталоцци вознаграждения, потому что, с уходом детей в приют, они лишались собираемых детьми подаяний. Часто в присутствии Песталоцци, они жалели детей за то, что те работают, так что приходилось убавлять работы, чтобы только удержать детей от возвращения в нищенство. Бывало и так, что родители забирали из приюта детей, как только те чему-нибудь научались; а иногда и тайком уводили детей в приютских праздничных платьях.

Находясь в приюте, дети через полгода неузнаваемо изменялись. Они работали на сельскохозяйственной ферме, в прядильной и ткацкой мастерских. В ходе работы они учились чтению, письму, счету. Но Песталоцци запутался в долгах и вынужден был закрыть приют, где он, по его признанию, «жил годами в кругу более 50 нищих детей; в бедности делил с ними свой кусок хлеба; сам жил как нищий, чтобы научиться, как можно заставить нищих жить людьми» [2, с. 166].

И. Г. Песталоцци видел цель воспитания в развитии всех природных сил и способностей человека, причем в развитии разностороннем и гармоническом. Он ставил большие воспитательные задачи: развить физические и духовные силы; укрепить здоровье; учить мыслить; вырабатывать трудолюбие, скромность, выдержку, уважение к человеческому достоинству и другие ценные нравственные качества. Исходя из этого, он предполагал для развития физических и умственных сил соединить обучение с трудом, чтобы в будущем люди могли создать себе необходимые жизненные условия.

Идея создания воспитательных учреждений, в которых обучение детей сочетается с трудом в сельском хозяйстве, очень важная и перспективная, но стремление Песталоцци добиться улучшения жизни путем воспитания и обучения в существовавших условиях было утопично.

Особое внимание Песталоцци уделяет труду как самому надежному средству для упражнения внимания ребенка, труд вызывает необходимость сосредотачиваться, стимулирует способность ребенка к суждению, способствует нравственному воспитанию, формированию таких качеств, как точность, аккуратность, привычка соблюдать распорядок дня, бодрость, скромность, послушание, дружеское расположение к товарищам. Труд – средство физического воспитания.

Важен вывод, сделанный Песталоцци о том, что та или иная работа сама по себе не делает человека ни нравственным, ни безнравственным. Свое положительное педагогическое воздействие труд может оказать лишь в том случае, если твердо поставить себе конечной целью воспитательные задачи.

Воспитание детей в Нейгофском приюте имело существенные недостатки:

соединение обучения с производительным трудом имело чисто механический характер: дети пряли и одновременно следили за тем, что учитель писал на доске. При такой организации занятий они не могли получить глубокие знания;

– И. Г. Песталоцци ошибочно полагал, что приют может существовать на началах самоокупаемости, т. е. сбыта на рынке изделий детского труда. Эта идея тоже оказалась несбыточной. Для ее реализации нужно было огромное напряжение физических сил ребенка. Песталоцци же был принципиальным противником изнурительного труда. Денег на содержание приюта не хватало, Песталоцци обратился к властям за помощью и получил отказ. После 6 лет существования в 1780 г. приют пришлось распустить.

Нейгофский опыт отражен в письмах и произведениях: «О воспитании бедной сельской молодежи» (1777), «Отрывок из истории низов человечества» (1777), «Лингард и Гертруда» (1781– 1787).

В 34 года Песталоцци поседел, сгорбился, нищета стояла у порога, но он еще не знал, что это только начало и впереди его ждут новые испытания, которые потребуют огромной силы духа и любви к детям.

И. Г. Песталоцци начинает заниматься литературной деятельностью, в руках у него богатый опыт воспитания и он хочет поделиться с людьми. Так рождается роман «Лингард и Гертруда», где в литературной форме высказаны мечты об искоренении народных бедствий при помощи правильно организованного воспитания. Почти 20 лет он пишет одну книгу за другой: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности».

В 1792 г. революционное французское собрание присвоило восемнадцати выдающимся иностранцам звание «Почетного гражданина Франции» за то, что они подготовили путь к свободе. Среди награжденных были: Г. Вашингтон, Т. Костюшко, Ф. Шиллер, И. Г. Песталоцци. Имя Песталоцци становится всемирно-известным. Его приглашают в разные страны для организации воспитательных учреждений, описанных в его книгах. Но он остается на родине, в Швейцарии.

В 1798 г. в Швейцарии произошла буржуазная революция. Новое правительство поручило Песталоцци руководство детским приютом в местечке Станце, где было подавлено крестьянское восстание и осталось много сирот.

В здании бывшего монастыря было собрано около 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Состояние их, физическое и моральное, было очень тяжелое. Песталоцци один, без всяких помощников, с огромным энтузиазмом взялся за дело. Он считал, что необходимо построить приют по типу семьи, в которой он взял на себя роль любящего и заботливого отца. В «Письме к одному из друзей о своем пребывании в Станце» он писал: «Многие поступили с закоренелой чесоткой, многие с проломленными головами, иные в лохмотьях, полных насекомыми, худые, как скелеты... некоторые были наглы, с привычками попрошайничества, льстивости и всякого лукавства; другие были подавлены бедствием, терпеливы, но недоверчивы, жестокосердечны и робки... Леность и недеятельность, недостаток в духовном и физическом развитии были общи всем. Из 10-ти человек детей едва ли один знал азбуку» [2].

«С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станце, они были со мной, и я был с ними... У меня ничего не было, ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они» [2, п. 15–16]. Но дети не так-то легко верили в его любовь.

В основу этого учреждения он положил «дух семейной жизни», – этот, по его выражению, «вечный фундамент всякого истинного человеческого образования, всякого истинного воспитания» [2, с. 170]. Все воздействие воспитателя на детей и вся ответная деятельность последних должны основываться на взаимной любви, подобной той любви между детьми и родителями, которая составляет сущность семьи и дает ей величайшие образовательно-воспитательные силы и преимущества. Мало-помалу, дети начали сознавать, «что в приюте можно кое-чему научиться и стать чем-нибудь», и бегство из приюта прекратилось. Дети неузнаваемо изменились.

Главной задачей, которую поставил Песталоцци при учреждении приюта, было воспитание высших сторон человеческой природы, пробуждение в детях истинной человечности. Средствами к достижению этой задачи служили не рассуждения, нравственные или религиозные, и вообще не слова, а возбуждение духа живыми впечатлениями любви и благородства, с одной стороны, и выработка воздержанности, самообладания духа, с другой. К этим живым впечатлениям и добрым чувствам Песталоцци присоединял еще «упражнения в самообладании», чтобы создать в детях твердость и устойчивость чувств. Упражнениям в самообладании и связанной с ними дисциплине Песталоцци придавал важное нравственное значение.

Песталоцци в Станце сделал ценное наблюдение: соединение обучения с трудом в полной мере соответствует психологии детей, их естественному стремлению к деятельности, но необходимо отказаться от их механического соединения. Он начинает искать новые формы организации и пишет: «...время на труд и учение у нас теперь распределено следующим образом: с 6 часов утра до 8 -учебные занятия, затем часы до 4-х дня отводятся работе, после этого до 8 часов вечера – снова учебные занятия. Состояние здоровья воспитанников становится все лучше и лучше» [2].

Обобщая свой опыт в Станце, Песталоцци сделал важный для педагогической науки вывод о необходимости установления внутренней связи между обучением и трудом, «...прежде чем могла зайти речь о таком слиянии, необходимо было организовать начальную стадию учения и труда отдельно и независимо друг от друга, а также выяснить своеобразие и особенности каждого из этих видов деятельности». Надо было учить и развивать детей, совершенно невежественных во всем. Это и побуждало Песталоцци искать такие упрощенные методы обучения и развития, которые были бы пригодны для всех. Именно в Станце у Песталоцци зарождаются идеи о развивающем школьном обучении и элементарном (народном) образовании.

Но успешная воспитательная работа была прервана властями. В помещении приюта разместили госпиталь, и учитель вместе со своими учениками был выброшен на улицу. Для Песталоцци это было тяжелым ударом.

В 1799 г. он добивается назначения в низшую школу в Бургдорфе. Здесь он при воспитании придерживается тех же принципов, как и в Станце. Была разработана теория народного (элементарного) образования, методика изучения детьми форм предметов, развития у них элементарных математических представлений и речи, не ограничиваясь в познании осязанием.

Городские власти поддержали Песталоцци и с осени 1800 г. в Бургдорфе под его руководством открывается институт, в котором объединились средняя школа с интернатом и учреждение для подготовки учителей. У Песталоцци была удивительная способность внушать к себе недоверие властей. Он не требует, не кричит, он стремится воспламенить ум и сердце. Он доказывает, что любой ребенок может получить образование и ищет для этого методы. Но снова крах – школу закрывают (1805) как рассадник демократизма, но теперь уже вся Швейцария приходит в движение, и делегации из разных городов приглашают Песталоцци к себе.

Бургдорфская школа переезжает в Иверден (нем. Ифертен), там организуется институт для учителей, который просуществовал 20 лет. В него входила средняя школа, в которой было более 100 учащихся из состоятельных слоев населения, из разных стран мира: России, Германии, Франции, Англии. Институт и школу посещали ученые, писатели, удостоил своим посещением и русский царь Александр I. Но успех учебного заведения мало радовал Песталоцци, он мечтал работать с крестьянскими детьми.

У учителей Иверденского института отсутствовало единое понимание педагогических идей И. Г. Песталоцци, что вызывало разногласия. Песталоцци требовал полной отдачи всех физических и душевных сил, сам он работал по 20 часов в день. Так работать не могли многие, ряд учителей ушли, и в 1825 г. он вынужден был распустить институт.

Больной и одинокий, в возрасте 79 лет, Песталоцци возвращается в Нейгоф, где в свое время началась его педагогическая деятельность. Здесь он пишет книгу «Лебединая песня». Эта книга – итог многолетних педагогических исканий такого природосообразного метода воспитания, который способствовал бы развитию умственных, физических и нравственных сил каждого человека в их полном объеме.

«Лебединая песня» состоит из двух частей: в одной Песталоцци раскрывает сущность идеи элементарного образования; в другой -пытается установить причины, которые не позволили ее осуществить. «Лебединая песня» – своего рода педагогическое завещание Песталоцци, труд, в котором ранее высказанные идеи достигли наибольшей зрелости, а формулировки – наибольшей точности. Это относится к проблеме движущих сил развития человека. Песталоцци видит цель организованного- воспитания не только в формировании у ребенка «сил сердца, ума и руки», а еще и в том, «чтобы выработать у него "совокупную" силу, которая устанавливает между ними равновесие». Таким образом, целью воспитания является гармоническое развитие ребенка; а теория элементарного образования служит основой народного благополучия и национальной культуры.

Хоронил И. Г. Песталоцци народ на свои средства. На памятнике высечены слова: «Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в "Лингарде и Гертруде", отец сирот в Станце, основатель народной школы в Бургдорфе, в Ивердене – воспитатель человечества....Все для других, ничего для себя».

На педагогическое мировоззрение И. Г. Песталоцци большое влияние оказали Ж. Ж. Руссо, его тезис о том, что воспитание предполагает развитие сил и способностей ребенка, заложенных природой. Учитывая особенности психологического развития ребенка, Песталоцци, как и Руссо, строит процесс обучения на самораскрытии, саморазвитии изначально заложенных сил и способностей ребенка, полагая, что саморазвитию человека надо помочь, направить его по верному пути.

Песталоцци считал, что «любое обучение человека есть ни что иное как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию», поэтому необходимо руководить воспитанием для правильного развития (Руссо полагал, что не надо вмешиваться в процесс саморазвития). Руссо и Песталоцци указывали, что- в природе ребенка заложены все необходимые положительные качества, но Песталоцци представляет природу ребенка сложнее, чем Руссо. Прогрессивной для того времени была мысль об одинаковой природе ребенка, и «ползающего в пыли и сына князя». Эта мысль выражена в «Лебединой песне», но доказывает ее все наследие великого педагога-демократа, вставшего на защиту прав крестьянских детей.

Ж. Ж. Руссо предполагал воспитывать Эмиля вне общества своего времени, И. Г. Песталоцци не мыслил полноценного развития природных сил вне связи с социальной средой, у него социальная среда – фактор воспитания. Он ярый поклонник социальной среды. Это доказал и его опыт в Нейгофе, Станце, Бургдорфе.

С другой стороны, Песталоцци много работает над развитием семейного воспитания. Пример тому – произведения «Как Гертруда учит своих детей» и «Лингард и Гертруда». Семью Песталоцци считает первой элементарной ячейкой социального воспитания.

Исходя из теории Песталоцци, можно говорить о том, что он -один из наиболее ярких представителей социологического направления в педагогике, так как подходит к школе как к социальному явлению, которое тесно связано с политической, экономической и культурной жизнью народа; стремится строить такую школу, которая откликалась бы на нужды народа в условиях перехода на мануфактурное производство, школу, которая тесно связана с окружающей средой и с жизнью. Но ему не удается выйти из противоречия между принципами гуманизма и демократизма, с одной стороны, и приспособлением школы к существующему классовому обществу, с другой, он считал, что общество изменится благодаря совершенствованию отдельных добрых людей – это социально-утопическая педагогика.

Обучение, считал Песталоцци, – должно быть развивающим. Развитию умственных сил или мышления служит правильное обучение, т. е. соответствующее законам их саморазвития; настоящее обучение вызывает в ребенке общее «духовное стремление к совершенству». Собственная задача такого обучения, повышающего умственные силы, состоит в возвышении ребенка от неясных познаний и восприятий к понятиям ясным и отчетливым. Во всех предметах обучения, даже в рисовании, Песталоцци считал основной задачей – «возвышение духа от смутных наблюдений до ясных понятий» [2, письмо 1-е, п. 47]. Выполнение этой задачи обучения служило бы не только развитию и подъему мышления, но и конечной цели воспитания «человечности», созданию высшей духовно-нравственной личности.

Развивающее обучение должно быть природосообразным, согласованным с законами мышления, поэтому на основании наблюдений и опытов выясняются законы саморазвития умственной силы и вытекающие из них естественные принципы развивающего обучения.

Умственные способности ребенка развиваются постепенно, поэтому и обучение должно быть постепенным. Оно должно начинаться с самого легкого, постепенно переходить к более трудному, исследуя и определяя, что соответствует каждому возрасту, чтобы не тормозились и не обременялись способности ребенка.

Другой принцип, обеспечивающий преодоление трудностей учения, – строгая последовательность обучения или связность его ступеней. В обучении любому предмету надо «соблюдать последовательность в приобретении познаний, последовательность, при которой каждое новое понятие есть небольшое, почти незаметное добавление к прежним знаниям, очень хорошо усвоенным и ставшим неизгладимыми» [2, письмо 4-е, п. 14].

В этой последовательности ступеней центр тяжести приходится на основные элементы знаний, на которых развивающее обучение должно особенно внимательно останавливаться, так как это сообщает учащимся уверенность в своих силах и в дальнейших успехах. Поэтому Песталоцци в разных областях элементарного обучения пробует найти самые основные формы, к чему можно свести знания. Основой арифметики он считает простой счет (по единице); рисования – черчение линий, дуг, углов; чтения – произнесение звуков; основой наблюдений является восприятие формы, название вещи и того, что выражается в числе и т. д.

Так как основными, начальными элементами всякого знания, по Песталоцци, являются чувственные впечатления, то обязательным принципом естественного обучения является наглядность, основанная на конкретных, жизненных наблюдениях. Этот принцип он считает одним из высших принципов обучения, «признав наглядность абсолютной основой всякого познания». Наглядность и наблюдательность лежат в основе не только познания предметов и их свойств, но и в основе развития речи. Логическими основаниями наглядности и наблюдения являются форма, число и слово, поэтому усилия обучения нужно направить на развитие основных способностей: считать, измерять и говорить.

Еще один принцип в обучении – принцип самодеятельности учащихся: «надо только руководить детьми, не побуждать их» [2, письмо 3-е, п. 14]. Самодеятельность в занятиях обусловливает ясность познаний, воспитывает способность самим себе помогать во всем. Поэтому Песталоцци против обучения, которое ограничивается пассивной выучкой читать, механическим списыванием и изучением катехизиса, которое подавляет развитие детских сил.

Итак, естественное, развивающее обучение должно быть постепенно – последовательноэлементарно – наглядносамодеятельным. Все эти принципы должны быть в обучении вместе, их нельзя отделять друг от друга.

Совершенный человек, по Песталоцци, определяется развитием трех сторон: способности и умения действовать, здравого, делового разума и возвышенных (нравственно-религиозных) чувств. О развитии практических навыков и умения больше всего говорится в известном романе «Лингард и Гертруда». Практический труд, работа, дело – основной элемент народного образования. Выступая против «словесного» развития в образовании, Песталоцци хочет, чтобы человек был практичным, умел помогать себе и другим и деятельно служил Богу, в любви помогая ближним.

Серьезный практичный труд, наставление и воспитание в нем может быть лучшей опорой для нравственности, целомудрия, уважения к собственности, деятельной доброты и истинного, деятельного, «тихого богопочтения». Песталлоцй, конечно, не отрицает словесного обучения, поскольку оно стремится «к истинной человеческой мудрости». Он протестует только против бесплодной шелухи знания и против педагогического пренебрежения практическими умениями, делом, которые должны быть связаны с воспитанием и обучением.

Кроме упражнений в практических работах, в практическом труде, важное значение в воспитании Песталоцци придавал жизненным добродетелям: точности, порядку, расчетливости, аккуратности и бережливости, которые нужны для благоустройства жизни и являются элементарной, как бы физической основой нравственности, нравственной порядочности. «Старательность, бережливость и домашний порядок» он называл «душой жизни и охраной добродетели», он «делал их (детей) разумными, чтобы они могли полагаться на себя».

Считая практическую работу существенным, основным элементом образования, Песталоцци не замыкался на узкой цели обычного профессионального, ремесленного образования, он обращался и к высшим запросам духа – стремлениям к умственным и нравственным интересам. Деловое, практическое образование должно подниматься к высшим педагогическим целям: с ним должно быть связано развитие умственных интересов и возвышенных чувств. «Я хотел во время работы и посредством работы согревать их сердце и развивать ум».

Во время работы дети учились и нравственным навыкам: аккуратности, чистоте, совершенству в работе, помогали друг другу. В соединении с развитием умственных интересов, нравственных навыков и благожелательности практические умения получали, по мысли Песталоцци, возвышенные импульсы и высокое освещение: удовлетворять в жизни высшим запросам духа, в том числе и деятельной любви к ближним. С другой стороны, облагораживая нашу материальную природу, прививая ей стремление к совершенству, практическая работа как бы расчищает поле для интересов духа, являясь «материальной основой» самой добродетели. Таким образом, практическая работа способствует развитию здравого разума и деятельной добродетели.

Цель нравственного воспитания – воспитание любви ко всему человечеству. В основе развития деятельной любви к людям, так же, как и в основе развития умственных сил, должны лежать определенные конкретные впечатления, в данном случае, конкретные впечатления любви. Поэтому атмосфера семейной любви имеет главное, определяющее значение. «Раз в семейном кругу находится настоящая любовь и деятельность в духе любви, то относительно этого дома можно заранее сказать, что там ребенок почти не может не сделаться хорошим» и наоборот, «можно почти с уверенностью сказать: где ребенок не выглядит благожелательным, сильным и деятельным, виновато в этом то, что его любовь и его деятельность в духе любви не находили для себя в семейной жизни пищи и руководства, как бы следовало. Везде, где ребенок находит это, он становится добрым и сильным» [2].

Для развития деятельной любви, как для развития умственных сил, нужны упражнения в ней, нужна нравственная самодеятельность. Самые красноречивые наставления здесь мало значат. Надобны дела любви, поэтому Песталоцци возбуждал в своих детях нравственную самодеятельность, пользуясь живыми впечатлениями жизни. Для Песталоцци огромное нравственное значение имеют и некоторые практические навыки и добродетели, а также способы обучения, возбуждающие в ребенке сознание собственных сил и стремление к совершенствованию.

Предрасположение в детях к эгоизму и любви закладывается в самом раннем возрасте. Именно тогда необходимо оберегать спокойное настроение ребенка своевременным, должным удовлетворением его действительных истинных потребностей. «Истинная материнская забота о первом чистом пробуждении человеческих чувств в ребенке, из которых... происходит его высшая нравственность и религиозность, ограничивает ее старания действительным удовлетворением его истинных потребностей. Просвещенная, мыслящая мать живет для своего ребенка в служении его любви, а не в службе его капризу и его животному возбужденному и развитому эгоизму» [2].

В школе – учитель только тогда является учителем в нравственном воспитании, когда он отец, любящий, помогающий, воспитывающий. Школа строится на системе семейных отношений, тесно связана с деревенской жизнью. Женщины, искусно прядущие, ткущие, учат детей своему мастерству, учат детей садовник, часовщик. И чем ближе, теснее связи школы с деревней, тем ярче будет любовь к человечеству.

Для крестьян Песталоцци дорог тем, что он социальные отношения школы связал с деревней. Система нравственного воспитания зиждется на труде. Дети включаются в производительный труд, формируется отношение к труду; труд выступает как средство развития умственного образования и физического развития. Включение в труд – это условие существования человека; условие формирования нравственности, школа нравственности; условие умственного воспитания, так как школа делает человека более развитым. Труд – средство физического воспитания.

В отличие от схоластической школы, школа Песталоцци – школа разных видов деятельности ребенка, развивающих все его силы и способности. Она тесно связана с окружающей социальной средой, дети в ней близки к реальной жизни. Основой всей жизнедеятельности школы является труд, на нем строится и умственное, и нравственное образование. В этой школе совершенно новый характер отношений между учителем и учеником – это семейные отношения. За основу воспитания в целом, и нравственного воспитания в частности, берется «деятельная любовь ко всему человечеству».

И. Г. Песталоцци

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...